«А мы попробуем любовью донести до людей истины об экологии»
Развивать экологическую культуру непросто. Но в Прибайкалье есть люди, которые годами продолжают вести просветительскую работу. Среди них – руководитель ассоциации молодежных объединений Байкальского региона «ЭкоМолодежь», доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокуратуры в рассмотрении гражданских и арбитражных дел Иркутского юридического института Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, многодетная мама Ярослава Дицевич. С ней мы пообщались накануне открытия молодежного форума «Байкал».
Закону об экопросвещении нужен документ
– В чем заключается ваше участие в форуме «Байкал»?
– Дирекция форума пригласила нас, чтобы мы разработали и реализовали программу его экологизации. Стояла задача внедрить основы экологического подхода, мышления во все площадки форума, начиная от проведения нестандартных, интересных молодежи экоактивностей и завершая использованием многоразовой посуды, бесфосфатных моющих средств и организации раздельного сбора отходов. Несмотря на занятость, я не могла не поддержать эту инициативу. В итоге родились и реализованы идеи, которых не было ни на одном форуме в России: экоанкета, экоквартира, экопутеводитель по форуму и др.
А еще студенты из ассоциации «ЭкоМолодежь» подготовили для конкурса проектов несколько своих инициатив. На форуме у нас запланирована встреча с министром природных ресурсов и экологии Иркутской области, известными экологами, руководителями госорганов и общественных экоорганизаций. В таком компетентном составе планируем обсудить с молодежью из разных регионов проект закона о развитии экологической культуры в Прибайкалье.
– Мы уже рассказывали об инициативе внесения изменений в областной закон «Об организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры». Как продвигается дело?
– Работа по обновлению правовой основы развития экопросвещения и экологической культуры в Иркутской области идет. Участников процесса много. Например, интересные предложения прислали областная Служба государственного экологического надзора, Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура, региональное управление министерства юстиции, общественные экоорганизации и представители муниципалитетов.
Нам интересны и идеи молодежи, которые, надеюсь, прозвучат на форуме «Байкал». В сентябре обсуждения продолжатся на площадке Молодежного парламента Иркутской области. Весной была сформирована молодежная рабочая группа, в которую вошли будущие юристы из пяти вузов. Ребята активно включились в работу, ведь это редкая возможность принять участие в настоящем законотворческом процессе. Совместно подготовлен законопроект, сейчас вносим коррективы. До конца года проведем обсуждения в Общественной палате области и потом внесем его на рассмотрение Заксобрания, возможно, с площадки регионального Молодежного парламента, обладающего законодательной инициативой.
Сейчас деятельность по экопросвещению в регионе идет большая, в ней задействованы многие учреждения, начиная с детских садов и далее. Но она зачастую разрозненна. В едином общем плане будет обозначено, кто, какие мероприятия и за чей счет реализует. Эта работа началась несколько лет назад под эгидой Всероссийского Общества охраны природы, ее нужно завершить, тем более что по федеральному закону о стратегическом планировании реализация мероприятий осуществляется именно через утвержденные и, что важно, долгосрочные программные документы.
Лекции для экологических инспекторов
– Недавно в Москве вы записывали лекции вместе с депутатом Госдумы, членом центрального штаба ОНФ Александром Коганом, что это за проект?
– Еще в 2020 году ко мне впервые обратились представители центрального аппарата ОНФ с просьбой принять участие в формировании курса лекций об основах правовой охраны природы для онлайн-школы будущих общественных экологических инспекторов. Прежде чем получить удостоверение, они должны сдать экзамен.
В подготовке курса занятий для них приняли участие депутаты Госдумы, руководители общественных экологических организаций из Москвы и Санкт-Петербурга. Я подготовила несколько лекций, включая обзор «Экологическое право за 50 минут», сделала удобную для понимания выжимку из большого объема информации. Этот курс прослушали несколько тысяч человек, часть из которых уже получили статус общественного экоинспектора, и безвозмездно помогают природе в разных регионах.
А в июне этого года авторы проекта на основе моих лекций решили усовершенствовать формат их подачи, добавить инфографику, подключить Skillbox. Какую-то информацию с учетом изменений в законодательстве мы скорректировали и озвучили вместе с Александром Коганом. Скоро курс, полезный, на мой взгляд, всем, кто неравнодушен к вопросам охраны природы, появится в открытом доступе.
Родители-ученые привили любовь к природе
– Вы очень много работаете на общественных началах. Почему для вас так важна тема экологии?
– Еще на третьем курсе юрфака ИГУ темой моих научных статей, курсовых, диплома, а затем и кандидатской диссертации были вопросы охраны природы и борьбы с экологической преступностью. Когда я работала в прокуратуре одного из районов Иркутска, то занималась и надзорной деятельностью в природоохранной сфере.
С приходом в юридический институт Университета прокуратуры России в 2005 году стала вести спецкурсы, связанные с охраной окружающей среды, а затем и преподавать у студентов экологическое и земельное право. И выбор профессии, моего жизненного пути не случаен.
Мои родители – биологи. Мама, Галина Петровна, работала в Лимнологическом институте СО РАН. Папа, Борис Николаевич – известный в Иркутске ученый, охотовед. В детстве я ходила к родителям на работу и видела там много всего интересного. Конечно, мы часто ездили в лес, на Байкал. Я много читала о природе, на моей книжной полке среди прочего было пять Красных книг и старинные издания Брэма «Жизнь животных», которым более 100 лет.
Отец, кстати, воспитал многих нынешних руководителей особо охраняемых природных территорий, к примеру директор Байкальского заповедника Василий Сутула, руководитель «Заповедного Подлеморья» Михаил Овдин – его дипломники.
А еще папа почти 20 лет руководил молодежной боевой дружиной им. Улдиса Кнакиса – выпускника Иркутского сельскохозяйственного института, старшего охотоведа госохотинспекции Калмыкии, которого в 1970 году убили браконьеры во время охоты на сайгаков. Слава о дружине гремела по области, «кнакисовцев» браконьеры боялись больше, чем милицию, ведь на ребят не могли надавить. Тогда, в 80-х, 90-х, дружинники могли изымать ружья, составлять протоколы, привлекать нарушителей к административной ответственности. Сейчас таких полномочий у общественников нет. Но эта деятельность все же возобновляется. Ребята с факультета охотоведения ИрГАУ к нашей ассоциации тоже примкнули. И именно папа в свое время предложил мне идею создания 12 лет назад студенческого экоклуба «Закон природы» в нашем институте.
– Расскажите о нем подробнее.
– Мы организуем разные экомероприятия, от очистки берегов Байкала и посадки леса до постановки спектаклей на экологические темы для детей. Конечно, ребята участвуют в научных диспутах по эколого-правовым проблемам, пишут научные работы и проекты.
Но важным является создание экоцентров в разных учебных учреждениях. В рамках работы экоклуба мы наладили сотрудничество с подобными объединениями в других учебных заведениях. В этом году наш институт и сообщество «ЭКО-ИГУ» инициировали создание ассоциации молодежных экологических сообществ Байкальского региона «ЭкоМолодежь». Туда вошли представители всех молодежных экообъединений Иркутской области и Бурятии.
При работе с молодежью используются разные форматы подачи информации. Это могут быть деловые или настольные игры, которые, например, вырабатывают экопривычки. Это тренинги, интерактив, походы. Ребята рассказывают, пишут эколого-просветительские посты на страницах сообщества в соцсети ВКонтакте и в Телеграм.
Носить с собой экосумку несложно
– Меняют ли люди из вашего окружения свой образ жизни на более экологичный?
– Да, и с каждым годом их становится все больше. Взять раздельный сбор мусора. У многих моих знакомых уже не поднимается рука бросать все отходы в одно ведро. Мои дети тоже к этому привыкли. Я как-то заторопилась и положила пластиковую бутылку в ведро с другими отходами. Так мой пятилетний сын сразу удивленно закричал: «Мама, ты куда выбросила бутылку?!» Или, когда мы собираемся в магазин, напоминает, не забыла ли я свою многоразовую экосумку, чтобы не покупать пластиковые пакеты.
На самом деле несложно купить фруктовку или сдать в переработку пластиковую бутылку. Конечно, сейчас пока недостаточно пунктов по приему вторсырья. Но регоператор, природоохранные органы в регионе ведут большую работу. Я это реально вижу, и есть надежда, что в следующем году ситуация улучшится. Если лет 10 назад о раздельном сборе отходов думали только самые отчаянные экологисты, то сейчас появляется все больше соратников этой темы. А ведь она не так проста, как может показаться: разделяя отходы, ты неминуемо приходишь к мыслям о необходимости более взвешенного подхода к покупкам. А потом и к тому, что человеку, по сути, нужно намного меньше, чем он по привычке или под воздействием рекламы или иных импульсов приобретает.
– Как многодетной маме удается выкраивать время на научные исследования и работу в медиапространстве?
– Спасибо за этот вопрос. Действительно, я делюсь не только знаниями, но и мыслями, эмоциями на свой странице в сети Телеграм «Ярослава Дицевич. Экология права» – там я говорю на разные темы, будь то сбережение энергии или создание экотроп. Еще второй год веду свой сайт, где стараюсь доступно рассказывать о вопросах из эколого-правовой тематики. Согласна, это непросто. Но я вижу в этом смысл, ведь настоящее и будущее просвещения – за интернет-ресурсами.На это уходит много времени, нередко приходится трудиться в ущерб сну, но я все равно люблю эту работу, если откликается читатель, то хочется это продолжать. Идеи для публикаций рождаются, например, когда иду в поход, плыву 20-метровку или даже просто гуляю с детьми.
Я специально училась журналистике и медиамаркетингу около двух лет у известных московских специалистов, и хочу учиться еще. Ну и в своей сфере не прекращаю процессы познания. В 2019 году, спустя много лет после получения высшего юридического образования, я окончила магистратуру на эколога-биолога.
Это, кстати, мне дает новые идеи в научных исследованиях, которые мы с коллегами проводим на базе нашего института и НИИ правовой охраны Байкала ИГУ.
Я против эконасилия. Всегда говорю ребятам, если с вами кто-то не согласен, не стоит их «банить» в сетях, злиться. Пусть человек приходит к этому сам, без агрессивного навязывания, даже если для этого нужно время. Был момент, когда для привлечения внимания к проблемам экологии люди эпатировали общественность. Но на мой взгляд, с каждым годом и государство, и общество все более явно начинают понимать масштаб и важность этой темы.
Я считаю важным мягкий человечный подход к экопросвещению и уверена, что рано или поздно каждый – кто-то в восемь лет, а кто-то в 80 – придетк пониманию необходимости осознанного потребления во благо природы. Перефразируя классика, а мы попробуем любовью донести до сердец и умов людей простые экологические истины – уверена, это найдет больший отклик.