Любо, сибиряки!
Иркутская область приняла межрегиональный фестиваль казачьей культуры Сибирского федерального округа «Братина». К нам приехали 36 коллективов и солистов из десяти регионов. Самодеятельные артисты выступили на конкурсе-смотре «Честные люди». О песенной традиции и жизни современных казаков – в нашем материале.
Казачья станица на Байкале
На два дня территория архитектурно-этнографического музея «Тальцы» превратилась в казачью станицу. Отовсюду раздаются напевы со своим, неповторимым говором. Крестьянские подворья гудят суетой, как и в прежнее время, когда дома стояли на исторических местах. Илимский острог – единственная в мире сохранившаяся до наших дней деревянная крепость, вновь стал оплотом казачества, как в XVII веке.
Среди посетителей музея, то и дело останавливаясь для стихийных фотосессий с туристами, – казаки, но не с шашкой наголо, а с гармонью нараспашку. Рядом верные спутницы – казачки в богатых нарядах.
У входа в сени – гримерок на время фестиваля – сидит казак. На голове – черная каракулевая кубанка с красным верхом, лампасы в тон. В левом ухе серьга. Нет, не потому, что так модно, а потому, что единственный сын у матери. Рядом гармонь, украшенная надписью «Казачья вольница». Это Сергей Кононов, руководитель ансамбля народной казачьей песни «Вольница» из Междуреченска. В следующем году коллективу исполнится 15 лет.
– Я 25 лет отработал в шахте «Распадской», самой крупной в России. У нас угольный край, – рассказывает Сергей Николаевич. – Вышел на пенсию и устроился в Дом культуры. Мы в казачестве служили и образовали коллектив, наверное, из-за того, что нужно было поддерживать песенные традиции, историю и культуру. Еще у нас существует центр казачьей культуры: занимаемся с ребятишками, проводим мастер-классы, кинолектории по истории казачества. Начинали с авторских песен, тогда интернета не было, ездили по фестивалям, записывали. Много исполняли песен Геннадия Дмитриевича Заволокина.
На «Братину» коллектив приехал сокращенным составом – три человека, а всего в «Вольнице» 14 участников. В ансамбле выступает и дочь Сергея Кононова. Инструментальное сопровождение кемеровчан, кроме гармони – балалайка, жалейка, свирель, бубен.
– Поем казачьи романсы, много донских песен, – продолжает наш собеседник. – На конкурсе исполняем очень интересную песню «Летит по полю конь буланый». Ее написал поэт-казак из Бердска Виктор Кучин, а музыка Юрия Михайлова. Сегодня даже Кубанский казачий хор ее уже поет. Благодаря таким мероприятиям и коллективам песни разлетаются по матушке-России.
Воинские и бытовые песни
«Казачья песня» – жанр особый, со своим темпо-ритмом – скорым, подвижным, плясовым. Он связан с движением: либо скачка, либо строй, либо шутка, но обязательно с дополнением из шумовых инструментов. Часть исполнителей поют а капелла, иногда аккомпанируя себе перестуком каблуков, и зрители слушают, затаив дыхание.
– Жанр «Казачьи песни» – это воинские и бытовые песни. Их можно сразу отличить: там обязательно казак идет в поход, очень много песен о боевом друге, коне, – подчеркивает Наталья Бондарева, доцент кафедры народного хорового пения Алтайского государственного института культуры, судья конкурса-смотра «Честные люди». – Много песен лирических, где казак рассказывает о своей доле казачьей, которую он ни на что не променяет, рад быть всегда в строю и биться за свою обитель, Родину, Отечество, кров родной, за жену, за детей, за Россию-матушку, Бога и царя-батюшку. В бытовых казачьих песнях есть любовная лирика, так как казаки и казачки любили, переживали и разлуку, и утрату. Очень много песен шуточных, бытовых, где есть какая-то критика по отношению к жене.
Наталья Бондарева отмечает, что главная задача творческого коллектива народно-певческого плана – создать неповторимый, своеобразный репертуар.
Среди участников «Братины» – фолк-студия «Первоцвет» Иркутского областного дома народного творчества. Это молодые люди, недавние выпускники колледжа культуры и студенты. Их профиль – обрядовые календарные песни, обработки народных песен. Для участия в смотре-конкурсе «Честные люди» они подготовили казачий романс «В саду при долине».
Казачьи песни не всегда исполняются именно казаками, но как отмечает Наталья Бондарева, это показатель, что казачье творчество становится доступнее и популярнее:
– Фолк-группы эстрадизируют народные песни, делают шоу – очень доступную форму для восприятия населением.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Но песня – лишь часть успеха, нужно, чтобы и «глаз радовался». Костюм для исполнителей казачьих песен – важный элемент.
– У творческих коллективов казачьей направленности одежда должна соответствовать репертуару, и наоборот, – отмечает казаковед, доцент кафедры Народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры Елена Бородина. – У мужской одежды четыре варианта: воинская, которая разделяется на походную и праздничную, и повседневная: рабочая рубаха и праздничная рубаха, которую казак с удовольствием носил, щеголяя. Был предложен женский вариант, поскольку у нас на Кузбассе много выходцев с Дона, одежда более близка к музейным экспонатам – это приталенная блуза и юбка с оборками, обязателен головной убор.
Наша собеседница подчеркивает – если на Дону цвета были яркими: розовый, желтый, то в Сибири – более скромные: темно-зеленый, болотный, шоколадный и цвет ржавчины. Ответ кроется в материалах, из которых в прошлом изготавливались краски: кора дерева и растения. Но казачки, выступающие на фестивальной сцене, одеты ярко, их издали видно.
– Сегодня костюмы могут быть разнообразными, все зависит от возраста, – пояснила Елена Бородина. – Цветовая гамма от светлого до самого темного говорит о возрастном цензе: девочки могли носить белые, светлые в цветочек юбку и блузу, девушка могла носить более яркую блузу. Если одинакового цвета, то комплект назывался «парочка», если разного: блуза – светлого, юбка – темного, то «двойка». Женщина замужняя носит приглушенный цвет, а женщина пожилая – темные тона. На фестивале есть индивидуальные костюмы из Омска, которые наиболее близки к традиции.
В начале XX века появляется платье казачки – сначала для невесты, а потом женщины стали шить себе платья в темно-зеленом, сером, коричневом цветах с минимумом украшений. Обладательница такого образа – Татьяна Быструшкина, художественный руководитель народного ансамбля «Казачья песня» из города Тара Омской области. В первый день «Братины» она выступала в платье, где все элементы «по канонам»: ажур вдоль планки, бусы в пять рядов.
– Наш коллектив основан в 2013 году. Я в то время работала преподавателем в педуниверситете. Зная мой интерес и любовь к казачьему фольклору, мне предложили попробовать создать ансамбль. В начале и желающих было много, и состав большой, но по мере становления остался костяк. Это люди, преданные казачьей песне, коллективу, много лет мы уже одна семья. Очень тесно сотрудничаем с епархией, казачьими общественными организациями: Союзом казаков-воинов, Реестровым казачеством.
Братина – символ единства
Фестиваль «Братина» собрал в «Тальцах» свыше 500 участников из Алтайского и Красноярского краев, республик Тыва, Хакасия, Бурятия, Алтай, Иркутской, Новосибирской, Омской, Томской и Кемеровской областей.
Несмотря на отдаленные друг от друга места проживания, все казаки и казачки одинаково любят и гордятся своим краем. Конкурс-смотр «Честные люди», который состоялся в рамках «Братины», для них не состязание, а еще один повод собраться вместе, познакомиться, обменяться опытом.
– Самая главная задача, которую мы выполнили, – на одной площадке объединили казаков, представителей творческих коллективов, образовательных организаций и всего, что касается развития казачества по всем направлениям. Мы обсудили насущные вопросы и постарались показать на собственном примере единение, чем, собственно, «Братина» и является, чтобы на будущее построить планы развития Российского казачества, – отметила Людмила Герда, директор Иркутского областного дома народного творчества.
Современное казачество живет вне стен этнографических музеев – из квартир и домов, как и прежде, раздаются старинные и авторские песни, казаки охраняют общественный порядок и природу. Казачата, которых можно отличить по форме и выправке, ходят в школу и наравне со школьной программой изучают историю и традиции.
– По оценке представителей Совета по казачеству РФ, губернатора Игоря Ивановича Кобзева, участников и судей, мероприятия прошли на очень высоком уровне, – поделился атаман Иркутского войскового казачьего общества Анатолий Никитин. – Цель, которая ставилась – обратить внимание на возрождение нашей традиционной казачьей культуры. Нужно, чтобы молодое поколение понимало, что они не Иваны, родства не помнящие. Казачество многогранно: это и боевые искусства, и подготовка к служению Отечеству, одно без другого существовать не может.
Слова атамана Иркутского ВКО подтверждает и Андрей Максимов, руководитель казачьего народного самодеятельного коллектива «Казачья вокальная группа «Казачья воля» из Республики Хакасия:
– Казачья культура должна процветать. Я сам не родовой казак, но мне нравится эта культура, и мой казачий род начинается с меня. Сын растет, тоже будет участвовать в «Казачьей воле», вырастет – атаманом станет.