Первый класс – колоссальный стресс для ребенка

Как правильно подготовить первоклассника к школе? Должны ли родители помогать ему делать уроки и ругать за плохие оценки? В преддверии учебного года на вопросы жителей Приангарья ответила педагог, психолог, специалист в области родительского просвещения, мама троих детей, директор иркутского регионального Центра развития семьи «Веста» Наталья Паскевская.  

 

– Что посоветуете родителям, чьи дети впервые готовятся переступить школьный порог?

– Во-первых, не следует определять готовность ребенка к школе исключительно его умением читать, писать и считать. Научите его понимать и выражать свои чувства, подчинять свои действия правилам, слушать и выполнять инструкции взрослого, самостоятельно одеваться, собирать вещи, определять время по часам, соблюдать режим дня. Во-вторых, важно создавать условия для общения ребенка с другими детьми. Ходите на детские и спортивные площадки, выбирайте командные виды спорта и творческие мастерские, где есть живое общение и взаимодействие. В-третьих, позаботьтесь о психологическом климате в семье. Первый класс – это колоссальный стресс для ребенка. Новая обстановка, нагрузка и ответственность требуют значительных ресурсов. Если ребенок расходует свою жизненную энергию на школу, а семья создает спокойную и предсказуемую среду, поддерживает его – он справится с нагрузкой достаточно легко.

 

– Какие методы воспитания категорически неприемлемы в отношении первоклассников?

– Родители вредят своим детям, если постоянно контролируют, все решают за них. стремятся окружить повышенным вниманием, заботой, защитой от сложностей и опасностей – в школе это может привести к неуверенности, тревожности и чрезмерной привязанности к учителю. Не следует потакать всем прихотям и желаниям своего чада – иначе в школе ребенок будет ждать от учителей и одноклассников только одобрения и похвалы, ему будет сложно смириться с другими правилами и требованиями. Однако родителям не стоит быть к ребенку и сверхтребовательными – налагать на малыша слишком много обязанностей и ответственности, требовать безукоризненного поведения, ругать за ошибки и недочеты – это приведет к потере интереса к учебе, ребенок будет думать, что его любят исключительно за хорошие оценки, а сам по себе он не представляет ценности. Постоянный страх совершить ошибку или быть наказанным приводит к тому, что дети зажаты, необщительны и могут стать изгоями в школьном коллективе.

Уважайте ценности, цели и желания своего ребенка, учите его уважать других и не уходите в крайности. Следите за тем, чтобы родители, бабушки и дедушки придерживались единой линии воспитания.

 

– Как нужно вести себя родителям первоклашки в первые школьные месяцы?

– Обязательно лично провожайте вашего первоклассника в школу – даже несколько минут доброжелательного взаимного общения помогут ему настроиться на учебу.

Дома у школьника должна быть своя территория, нужно организовать место для учебы: письменный стол по размеру, удобный стул, полочки для книг и тетрадей, правильное освещение. В первые дни лучше садиться за уроки рядом с ребенком. Пока вы не убедитесь, что он относится к заданиям со всей ответственностью, необходим ежедневный контроль. Не думайте, что время, которое вы провели с ребенком, выполняя задания, потеряно, и не раздражайтесь по этому поводу. Никогда не нужно что-то делать самим за него. Однако, если он просит вас об этом, помогите по мере необходимости. Встречая ребенка из школы, не спрашивайте про оценки. Спросите лучше, что произошло интересного, что понравилось, а что нет.

Старайтесь насытить среду первоклассника хорошим детским аудио. Это поможет ему в развитии грамотной речи и воображения. Не пускайте на самотек логопедические проблемы, с ними лучше бороться как раз в первом классе. Для развития ребенка важно, чтобы у него были какие-то дополнительные обязанности, поручения по дому.

 

– Как сделать так, чтобы адаптация к школе прошла успешнее?

– Не перегружайте ребенка в первом классе дополнительными занятиями, кружками и секциями. Будьте внимательны к его настроению, самочувствию. Искренне интересуйтесь всем, что происходит у него в школе. Поддерживайте хорошие отношения с классным руководителем, чтобы своевременно узнавать о том, что происходит с вашим ребенком в школе.

 

– Как замотивировать будущего первоклашку на учебу? 

– Создавайте позитивный образ школы и предстоящей учебы. Делитесь самыми лучшими воспоминаниями из вашей школьной жизни. Восторженно радуйтесь успехам своего первоклассника. Замечайте и поощряйте его успехи, даже не очень большие. Сравнивайте ребенка только с самим собой. Показывайте, что у него сегодня получилось лучше, чем вчера. Вместе читайте, познавайте новое, делитесь своими открытиями. Сделайте так, чтобы познание мира вызывало восторг.

 

– Часто бывает, что ребенок очень остро реагирует на любые неудачи и оплошности, сразу плачет. Что делать?

– Повышайте у ребенка уверенность в себе, создавайте ситуации успеха. Отмечайте его достижения, победы – высвечивайте их ребенку. Хвалите за конкретные дела, за старания, за качества характера, которые он проявляет. Рассказывайте о своих неудачах, переживаниях и о том, как вы с ними справлялись, что вам помогало. Обсудите, что хорошего в ошибках, в чем они нам помогают. Научите его полюбить ошибки. И обязательно объясните, что неудача или оплошность не делают его плохим человеком, а лишь указывают на то, чему нужно научиться, в чем стать лучше.

 

– Стоит ли водить ребенка на подготовительные курсы к школе?

– Пройти подготовку именно в той школе, в которую он будет ходить, полезно потому, что так он сможет познакомиться с учителями, с другими детьми. И когда начнется учебный год, то будет чувствовать себя гораздо увереннее, и адаптация к школе пройдет успешнее. В принципе, программы подготовительной группы детсада достаточно для подготовки к школе. Можно позаниматься дома самостоятельно.

 

– Как правильно настроить ребенка на новый распорядок жизни?

– Залог успешного обучения и нормального развития первоклассника – четко выстроенный режим дня. Непривычно высокая нагрузка, недостаточный сон и отсутствие четкого чередования умственного напряжения с физической активностью и отдыхом – прямой путь к переутомлению.

Обязательно продумайте новый распорядок дня вместе. Обсудите, посчитайте – можно провести эксперимент и несколько дней по таймеру замечать, сколько времени занимают те или иные дела. Составьте распорядок дня с учетом занятости ребенка и оптимального времени для выполнения домашних заданий. Необходимо учесть, что в первом классе ребенок должен ложиться не позднее 22 часов, обязательно гулять на свежем воздухе, иметь время для отдыха и занятий любимыми делами. Выполнение уроков лучше планировать на послеобеденное время, вечером ребенок слишком устает.

Четкий распорядок дисциплинирует, помогает легче привыкнуть к новым условиям и избежать нервных перегрузок. Доказано на практике, что соблюдение режима помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что, хорошие оценки – результат не только способностей и усидчивости, но упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.

 

– Как правильно делать домашнее задание?

– Установите определенное время для выполнения домашних заданий. Научите ребенка готовить рабочее место – стол должен быть чистым, без посторонних, отвлекающих предметов. Проследите, чтобы гаджеты, телевизор, домашние животные или посторонние разговоры не отвлекали его. Помогите выработать алгоритм выполнения задания по каждому предмету.

 

– Можно ли первокласснику уехать в отпуск с родителями в октябре?

– Лучше не планировать отпуск на это время. На начало первого класса приходится главный период адаптации ребенка к школе. Желательно не пропускать занятия без крайней необходимости, беречь ребенка от болезней. Ему очень важно быть в курсе событий, своевременно выполнять все задания, усваивать не только материал, но и школьные правила. А также налаживать отношения с учителями и одноклассниками. Если ребенок пропускает занятия, он после возвращения может чувствовать себя неуверенно как в материале, так и в общении, и у него могут возникнуть сложности с адаптацией.

 

– Как помочь ребенку перестать стесняться при общении с учителем?

– К нам обратилась мама семилетнего мальчика, у которого полная и благополучная семья, есть старший брат 12 лет. Но мальчик всегда был стеснительным. Со взрослыми общения избегает, все вопросы обычно решают за него мама или папа. Получается, что из-за стеснительности у ребенка нет ситуаций, в которых он мог бы потренироваться строить отношения со взрослыми.

Маме рекомендовано установить более близкий контакт с ребенком, чтобы выяснить, что именно в общении со взрослыми вызывает дискомфорт – негативный опыт, страх отказа или страх показаться глупым. Предложено в игровой форме пройти различные ситуации, когда мальчику нужно обратиться за помощью к взрослым. В реальной жизни можно потренироваться обращаться за помощью к маме и папе, затем к бабушкам и дедушкам, затем к близким знакомым. Важно создавать ситуации, когда ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому человеку, но в комфортной и безопасной для него обстановке.

 

Запишите телефон

До конца ноября центр «Веста» оказывает бесплатную консультационную помощь родителям несовершеннолетних детей по всем вопросам воспитания, обучения и развития детей. Запись на консультации по телефону +7 (950) 123-98-33. Задать вопросы можно в соцсетях проекта «Скорая родительская помощь»: в телеграм @pro7y; в ВК vk.com/vesta.centr.