Право на доступную среду
Любое общественное пространство должно быть комфортным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Ирина Синцова провела рабочую встречу с представителями Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых. Главной темой обсуждений стало развитие доступной среды для людей с ОВЗ в регионе.
Много замечаний от участников встречи поступило по направлению медицины. Они привели примеры, с какими трудностями приходится сталкиваться жителям отдаленных территорий. Из-за проблемы с дефицитом узких специалистов люди обращаются за помощью в медицинские центры Иркутска.
– Через министерство социальной защиты, опеки и попечительства региона жители получают только компенсацию по транспортным расходам к месту лечения и обратно. А вот проезд, чтобы сделать диагностику, люди оплачивают сами, хотя это тоже немалые затраты, – говорит Ирина Синцова. – Люди с ОВЗ испытывают трудности и с доступом в медучреждения. Например, припарковаться у онкологического диспансера можно только на пару минут. Что делать, если на лечение привезли колясочника? Высаживать его на крыльце, потом парковаться, а на обратном пути проделывать то же самое? Есть, конечно, другие положительные примеры. Через центр мобильности можно заранее попросить о помощи сопровождающего на железнодорожном вокзале Иркутска-Пассажирского. Такой опыт есть и в аэропорту Иркутска.
Не отличаются доступной средой и фельдшерско-акушерские пункты, которые сегодня активно строятся по региону. Как правило, они расположены на окраине села, где нет полноценной инфраструктуры. Добраться до медпункта на общественном транспорте проблематично. Если для колясочников предусмотрен пандус, то отсутствуют тактильные таблички для слепых и слабовидящих людей. Дискомфорт испытывают и пациенты с отсутствием слуха, без сурдопереводчика им трудно разговаривать с врачом.
– В сентябре будем планировать совещание с участием министерства здравоохранения, где обсудим поступившие вопросы по доступной среде. Кроме того, поднимем тему диспансеризации для детей с ОВЗ. Есть хороший опыт медико-социальной экспертизы, которая организовала комплексное обследование с целью корректировки индивидуальных карт реабилитации для общественной организации инвалидов «Семейная усадьба», а также для общественной организации инвалидов детства «Надежда», – отметила Ирина Синцова.
Перемены нужны и в системе оказания услуг в многофункциональных центрах. По словам парламентария, до пандемии коронавируса можно было за один приезд решить все вопросы. Теперь действует другой порядок: сначала человек приезжает за талоном, потом – на прием. Для людей с ОВЗ или их семей это слишком большая нагрузка, поскольку на получение услуги уходит много времени и сил.
– Надеемся, что наш запрос в министерство экономического развития Иркутской области должен стать отправной точкой в изменении системы оказания услуг МФЦ, – подчеркнула Ирина Синцова.
На встрече участники также обсудили инклюзивное и специальное образование в школах. В частности, говорили про возможность организации практики на дому при удаленном обучении. Это вполне можно сделать при получении специальностей по направлению, например, «Швейное дело» или «IT-технологии».
Еще один вопрос касался доступной среды в многоэтажных домах. Как правило, выход из квартиры для человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенно в здании без лифта, вызывает очень большие сложности.
– Стены жилья не могут становиться местом заточения для людей с ОВЗ. Данная проблема характерна не только для Иркутской области. Поэтому будем искать решения, изучать опыт других регионов, – сказала Ирина Синцова.
Участники встречи сошлись во мнении, что сегодня важно искать не только недостатки в реализации проектов по обеспечению равных возможностей для людей с ОВЗ, но и успешные практики, которые можно внедрять в городах и селах. Также в правительство региона, профильные министерства и ведомства направлен ряд парламентских запросов. Работа над развитием доступной среды в Приангарье продолжается.