«Я приглашаю вас в мир тишины»

В Иркутске появилось интерактивное пространство «В ТишинЕ». Оно создано для детей от 10 до 18 лет, чтобы погрузить их в атмосферу, в которой живут люди с инвалидностью по слуху. Площадку открыла автономная некоммерческая организация «Центр социальных коммуникаций «Импульс» при поддержке Фонда президентских грантов.

Трудно строить доступную среду, пока люди вокруг не понимают ограничений особенных людей. Стоит почувствовать, что значит быть лишенным слуха – и мы начинаем по-иному относиться к глухим. Через проект мы знакомим школьников с трудностями быта и жизни людей, у которых отсутствует аудиальный канал восприятия. Мы хотим показать, как важно ценить то, что имеешь, ведь никто не застрахован от потери слуха, – поясняет директор «ЦСК «Импульс» Марина Хлуднева.

 

Слабослышащие ведущие

Проект погружает школьников в события, которые проходят в абсолютной тишине в сопровождении особенных ведущих. Ключевой аспект этого погружения – депривация слуха. Она достигается за счет специальных наушников.

Занятие, которое школьники воспринимают как квест, проходит в два этапа. Сперва ребята знакомятся с волонтером-экскурсоводом, совершенно не подозревая о том, что доброволец глухой. Далее они выполняют задания, узнают об известных слабослышащих, играют и взаимодействуют со сверстниками и слабослышащими ведущими. И только в конце встречи с изумлением узнают, что их ведущие имеют ограничения по слуху.

Во время второй встречи школьники вместе со слабослышащими ставят мини-спектакль без слов по мотивам известной сказки. Затем все обмениваются впечатлениями с командой проекта и добровольцами, которые рассказывают свои истории о том, как они потеряли слух, что помогло не упасть духом.

Организаторы проекта неслучайно выбрали школьников в качестве целевой аудитории, ведь дети максимально восприимчивы к принятию людей, отличных от них. А то, что удается заложить в ребенка с детства, становится его принципами на долгие годы. При подготовке проекта команда провела опрос среди родителей пятиклассников разных школ областного центра. 87% опрошенных считают травлю и насмешки серьезной проблемой у подрастающего поколения.

Одна из ведущих площадки Ольга Бахараева потеряла слух в годовалом возрасте. Но это не стало ограничивающим фактором – женщина получила образование и сейчас она психолог-эксперт Всероссийского общества глухих.

Ежедневно мы сталкиваемся с трудностями, незаметными для обычных людей. Мне, например, недоступно обычное общение по телефону и в мессенджерах по аудиосвязи: чтобы понимать, о чем говорит собеседник, мне надо видеть его губы, по ним я читаю. Мне сложно говорить на ходу. А еще немного напрягает необходимость переспрашивать. Сначала кажется, что ничего особенного в этом нет. Но поверьте человеку, который делает это десять раз на дню: переспросить не всегда уместно, человек может торопиться, быть не в духе… И это только малая часть трудностей, с которыми мы сталкиваемся, – поделилась Ольга.

По ее словам, несмотря на то что школьный возраст давно миновал, глухие и слабослышащие порой продолжают получать насмешки в свой адрес. Недавно в кафе глухие подруги пили чай и общались на языке жестов. За соседним столиком ребята снимали их на видео, смеялись, показывали пальцами.

Сейчас это не воспринимается так болезненно, как в детстве, но все же оставляет неприятный осадок. Поэтому мне близка идея проекта «В ТишинЕ», и я считаю ее важной частью вложения в формирование чувства эмпатии у школьников через такую ненавязчивую игровую форму. Вообще я человек творческий, люблю музыку, но слышать ее практически невозможно, хотя я умею петь – по-особому, жестами, – отметила наша слабослышащая собеседница.

 

Погружение в новые эмоции

Три года назад партнеры Ксения Михайлова и Марина Хлуднева открыли пространство, где через игры незрячие могли общаться со здоровыми людьми. Площадка «В ТемнотЕ» стала постепенно обретать популярность, и даже появились постоянные посетители. Для запуска площадки «В ТишинЕ» не хватало средств на приобретение инвентаря для игр – качественных шумопоглащающих наушников,

К нам стали поступать просьбы от родителей детей инвалидов по слуху и от врачей медико-социальной экспертизы на создание пространства для общения не только зрячих и незрячих членов сообщества, но глухих и слышащих. Мы видели, что создание инклюзивных площадок оказывают позитивное влияние на проблему, с которой сталкиваются «особые» люди и те, кто с ними работает, – рассказала Ксения.

Преподаватель кафедры социальной работы ИГУ Татьяна Гладкова утверждает, что этот проект необходимо масштабировать:

Данная методика позволяет развивать эмоциональную сферу человека и другие когнитивные процессы, такие как память, внимание, мышление. Как тренер по фитнесу для мозга рекомендую: изучение жестовой речи может быть полезно для развития когнитивной сферы не менее, чем изучение иностранного языка. Кроме того, в языке глухих используется мелкая моторика, что тоже весьма полезно отражается на мозговых функциях.

Татьяна Исаева, главный советник Управления губернатора и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям:

Многие общественные организации региона придумывают интересные проекты. Отдельные из них направлены на развитие инклюзии, на содружество людей с разными возможностями здоровья. Когда проходят конкурсы на предоставление субсидий из федерального или областного бюджетов, комиссия решает, насколько продуман проект, актуален и востребован обществом. Таких проектов в нашей стране не много: нужны профессионализм и определенная деликатность, понимание психологии людей, чтобы заниматься подобной работой. У авторов этого проекта есть желание устанавливать диалог со школьниками. А дети – эта такая благодатная аудитория, которая может активно транслировать идею дальше, в том числе и своим родителям.

Справка. В Иркутской области, по данным Федерального реестра инвалидов, проживает около 7 тыс. глухих и слабослышащих, половина из которых дети

Записаться на игру можно по QR-коду, наведя камеру мобильного телефона.