«Я приглашаю вас в мир тишины»
В Иркутске появилось интерактивное пространство «В ТишинЕ». Оно создано для детей от 10 до 18 лет, чтобы погрузить их в атмосферу, в которой живут люди с инвалидностью по слуху. Площадку открыла автономная некоммерческая организация «Центр социальных коммуникаций «Импульс» при поддержке Фонда президентских грантов.
– Трудно строить доступную среду, пока люди вокруг не понимают ограничений особенных людей. Стоит почувствовать, что значит быть лишенным слуха – и мы начинаем по-иному относиться к глухим. Через проект мы знакомим школьников с трудностями быта и жизни людей, у которых отсутствует аудиальный канал восприятия. Мы хотим показать, как важно ценить то, что имеешь, ведь никто не застрахован от потери слуха, – поясняет директор «ЦСК «Импульс» Марина Хлуднева.
Слабослышащие ведущие
Проект погружает школьников в события, которые проходят в абсолютной тишине в сопровождении особенных ведущих. Ключевой аспект этого погружения – депривация слуха. Она достигается за счет специальных наушников.
Занятие, которое школьники воспринимают как квест, проходит в два этапа. Сперва ребята знакомятся с волонтером-экскурсоводом, совершенно не подозревая о том, что доброволец глухой. Далее они выполняют задания, узнают об известных слабослышащих, играют и взаимодействуют со сверстниками и слабослышащими ведущими. И только в конце встречи с изумлением узнают, что их ведущие имеют ограничения по слуху.
Во время второй встречи школьники вместе со слабослышащими ставят мини-спектакль без слов по мотивам известной сказки. Затем все обмениваются впечатлениями с командой проекта и добровольцами, которые рассказывают свои истории о том, как они потеряли слух, что помогло не упасть духом.
Организаторы проекта неслучайно выбрали школьников в качестве целевой аудитории, ведь дети максимально восприимчивы к принятию людей, отличных от них. А то, что удается заложить в ребенка с детства, становится его принципами на долгие годы. При подготовке проекта команда провела опрос среди родителей пятиклассников разных школ областного центра. 87% опрошенных считают травлю и насмешки серьезной проблемой у подрастающего поколения.
Одна из ведущих площадки Ольга Бахараева потеряла слух в годовалом возрасте. Но это не стало ограничивающим фактором – женщина получила образование и сейчас она психолог-эксперт Всероссийского общества глухих.
– Ежедневно мы сталкиваемся с трудностями, незаметными для обычных людей. Мне, например, недоступно обычное общение по телефону и в мессенджерах по аудиосвязи: чтобы понимать, о чем говорит собеседник, мне надо видеть его губы, по ним я читаю. Мне сложно говорить на ходу. А еще немного напрягает необходимость переспрашивать. Сначала кажется, что ничего особенного в этом нет. Но поверьте человеку, который делает это десять раз на дню: переспросить не всегда уместно, человек может торопиться, быть не в духе… И это только малая часть трудностей, с которыми мы сталкиваемся, – поделилась Ольга.
По ее словам, несмотря на то что школьный возраст давно миновал, глухие и слабослышащие порой продолжают получать насмешки в свой адрес. Недавно в кафе глухие подруги пили чай и общались на языке жестов. За соседним столиком ребята снимали их на видео, смеялись, показывали пальцами.
– Сейчас это не воспринимается так болезненно, как в детстве, но все же оставляет неприятный осадок. Поэтому мне близка идея проекта «В ТишинЕ», и я считаю ее важной частью вложения в формирование чувства эмпатии у школьников через такую ненавязчивую игровую форму. Вообще я человек творческий, люблю музыку, но слышать ее практически невозможно, хотя я умею петь – по-особому, жестами, – отметила наша слабослышащая собеседница.
Погружение в новые эмоции
Три года назад партнеры Ксения Михайлова и Марина Хлуднева открыли пространство, где через игры незрячие могли общаться со здоровыми людьми. Площадка «В ТемнотЕ» стала постепенно обретать популярность, и даже появились постоянные посетители. Для запуска площадки «В ТишинЕ» не хватало средств на приобретение инвентаря для игр – качественных шумопоглащающих наушников,
– К нам стали поступать просьбы от родителей детей инвалидов по слуху и от врачей медико-социальной экспертизы на создание пространства для общения не только зрячих и незрячих членов сообщества, но глухих и слышащих. Мы видели, что создание инклюзивных площадок оказывают позитивное влияние на проблему, с которой сталкиваются «особые» люди и те, кто с ними работает, – рассказала Ксения.
Преподаватель кафедры социальной работы ИГУ Татьяна Гладкова утверждает, что этот проект необходимо масштабировать:
– Данная методика позволяет развивать эмоциональную сферу человека и другие когнитивные процессы, такие как память, внимание, мышление. Как тренер по фитнесу для мозга рекомендую: изучение жестовой речи может быть полезно для развития когнитивной сферы не менее, чем изучение иностранного языка. Кроме того, в языке глухих используется мелкая моторика, что тоже весьма полезно отражается на мозговых функциях.
Татьяна Исаева, главный советник Управления губернатора и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям:
– Многие общественные организации региона придумывают интересные проекты. Отдельные из них направлены на развитие инклюзии, на содружество людей с разными возможностями здоровья. Когда проходят конкурсы на предоставление субсидий из федерального или областного бюджетов, комиссия решает, насколько продуман проект, актуален и востребован обществом. Таких проектов в нашей стране не много: нужны профессионализм и определенная деликатность, понимание психологии людей, чтобы заниматься подобной работой. У авторов этого проекта есть желание устанавливать диалог со школьниками. А дети – эта такая благодатная аудитория, которая может активно транслировать идею дальше, в том числе и своим родителям.
Справка. В Иркутской области, по данным Федерального реестра инвалидов, проживает около 7 тыс. глухих и слабослышащих, половина из которых дети
Записаться на игру можно по QR-коду, наведя камеру мобильного телефона.