Миссия: спасти старину

Иркутская область славится своей стариной – деревянными домами с резными наличниками, купеческими особняками прошлых столетий. Как идет работа по сохранению культурного наследия, и какие объекты будут отреставрированы в первую очередь? На вопросы жителей региона в прямом эфире ответили заместитель министра культуры и архивов Руслан Дячук и руководитель службы по охране объектов культурного наследия Виталий Соколов.

 

– Расскажите о текущих реставрационных работах.

– Объекты культурного наследия – это недвижимость, бремя содержания которой лежит на собственнике. Сегодня более 150 объектов культурного наследия находятся в собственности Иркутской области. В прошлом году был сформирован реестр памятников, которые требуют реставрации в первую очередь. В него вошло более 20 зданий.

На пяти объектах уже началась реставрационная работа. В Доме актера – особняке купца-золотопромышленника Бутина в Иркутске – подрядная организации ведет реставрацию классическим способом. Все декоративные элементы здания маркируются, складируются и увозятся в мастерские. Те элементы, что уже не подлежат реставрации, будут заменены на новодел. Под сруб строители подведут современный фундамент и устроят технический этаж для размещения инженерных коммуникаций. За реставрацией объекта ведется серьезный авторский и строительный надзор.

В Иркутске также идут реставрационные работы в здании бывшего роддома (перекресток ул. Карла Маркса и Каландаришвили). Эти помещения ранее использовались для нужд онкодиспансера. Проводится отделка фасада. После установки всех элементов здание приобретет свой первоначальный вид. Этот объект, как и Дом актера, реставрируется на средства областного бюджета. Работы завершатся к концу года.

Еще один объект, который находится в работе, – это территория вблизи поселка Пивовариха, известная как Мемориал жертвам политических репрессий. В прошлом году там завершился первый этап благоустроительных работ, созданы шесть стен памяти с нанесением на них более 12 тыс. фамилий. Сегодня завершается второй этап – проводится освещение и установка системы видеонаблюдения.

В сентябре начнутся работы по сохранению Александровского централа в Боханском районе. Это очень сложное здание в плане технических характеристик и геологических особенностей. Задача этого года – провести первоочередные консервационные мероприятия. Правительством региона принято решение о выделении областных средств в размере 2 млн рублей на проведение первого этапа. Здание нуждается во временной кровле, водостоках. Помещения будут очищены от строительного, бытового мусора, на все это отводится два месяца.

Еще один актуальный вопрос – реставрация здания иркутского Театра пилигримов, где подрядчики тоже начали работу.

 

– Что будет с пострадавшим от пожара зданием Театра юного зрителя на улице Ленина?

– Важно, чтобы здание было отреставрировано полностью. Сегодня первоочередная задача – разработка проектно- сметной документации (ПСД). Объем средств потребуется большой, без федеральной поддержки нам не обойтись. После завершения ПСД мы будем готовы защитить нашу заявку. Задача в этом году – провести работу, чтобы состояние здания не ухудшалось. Работы планируется начать в сентябре. В здании устроят временную кровлю, обрешетку, помещения освободят от мусора. После будут проведены противоаварийные мероприятия по фасадам.

 

– Не снесут ли здание ТЮЗа, чтобы построить там торговый объект?

– Этого не планируется. У памятника много степеней защиты, никакой речи о размещении там иных сооружений идти не может, поскольку это противоречит всем законодательным нормам.

 

– Когда будем реставрировать культурные объекты в Иркутске, а не вешать на фасады кондиционеры?

– В Иркутске – свыше тысячи объектов культурного наследия. Их реставрацией занимаются власти Иркутска, Иркутской области и собственники. Объекты расположены на разных улицах города и, возможно, нет целостной картины. Что касается кондиционеров, их размещение законодательством не запрещено, но есть порядок согласования. Если размещение этих объектов противоречит законодательству, мы будем принимать меры.

 

– Какие объекты культурного наследия только предстоит отреставрировать в Иркутске?

– Кроме здания ТЮЗа, в планах – работы в Иркутском областном краеведческом музее, федеральном памятнике архитектуры, в здании стоматологической поликлиники на ул. Карла Маркса. Музей Волконских тоже нуждаемся в реставрации. Идет разработка проектной документации по линии министерства культуры. Предстоит также завершить ремонт на ул. Гусарова, 2, это здание кожвендиспансера.

 

– Выявляются ли нарушения при проведении реставрационных работ подрядчиками?

– Там, где за работами ведет надзор служба по охране объектов культурного наследия, выявляются нарушения, но зачастую они носят мелкий характер, незаполнение документов, например. В случае серьезных нарушений, например, отклонения от проектной документации, у нас есть полномочия выдавать предписание приостановки этих работ.

 

– Как обстоят дела с очисткой объектов культурного наследия от рекламы?

– На объектах культурного наследия реклама в чистом виде запрещена законом. Администрация города Иркутска имеет полномочия по расчистке фасадов зданий от объявлений. Мы как органы охраны тоже стараемся с этим бороться.

 

 Почему весь деревянный Иркутск не перевезут в Тальцы?

– В музее деревянного зодчества «Тальцы» есть своя программа развития культурного наследия. Там воссоздают какие-то экспонаты или перевозят. Но переезд всего деревянного Иркутска туда невозможен.

 

У меня во дворе стоит дом, но его никто не ремонтирует. Это памятник культуры. Куда обращаться?

– Обращайтесь в службу по охране культурного наследия. Укажите, пожалуйста, точный адрес. Этот сигнал послужит основанием, чтобы мы разобрались в ситуации. Будем решать вопросы с муниципалитетом, собственником.

 

– Хотелось, чтобы вы обратили внимание на улицу Тимирязева, в частности, на дом номер 30. Это усадьба Середкиной.

– Мы рассмотрим, в чьей собственности находится объект, какие меры мы как органы охраны можем принять для приведения его в надлежащее техническое состояние.

 

– Расскажите о Курбатовских банях в Иркутске. Такое ощущение, что там мало что останется от памятника архитектуры.

– Курбатовские бани – памятник регионального значения, это глобальный инвестиционный частный проект за последнее десятилетие в Иркутской области. Там идут реставрационные работы, их завершат в этом году. Работа по фасадам вернет первоначальный исторический вид зданий. При кирпичной кладке применен кирпич старого образца, который соответствует историческому облику. Проект прошел много обсуждений и экспертиз, в том числе профильных, историко-культурных. Технически он реализуется в соответствии с законодательством по согласованному проектному решению.

 

– Получается, у старых зданий два пути – сгореть или уйти в частные руки?

– У памятников один вариант – все они будут восстановлены в силу закона. 75–80% памятников находятся в частной собственности. Собственники, которые могут их содержать, – содержат. Кто не имеет такой возможности, вынуждены признавать объект аварийным, расселять его либо реализовывать, чтобы найти того собственника, который может объект восстановить.

 

– Есть ли какая-то упрощенная схема ремонта памятников деревянного зодчества?

– Все процедуры регламентированы федеральным министерством культуры. Для ремонта требуются проектная документация и силы, которые будут проводить эту работу. За разъяснениями, получением разрешения нужно обращаться в службу по охране культурного наследия.

 

– Почему все обшарпанные здание в центре города нельзя привести в порядок?

– Порядок проведения работ зависит от собственника и муниципалитета. Ремонт памятников в центральной части города проводится, может быть, не так комплексно, как хотелось бы. Есть юридические нормы, которые запрещают муниципалитету проводить работу, например, на объектах федеральной собственности. Мы также понимаем, что многие объекты в центре Иркутска – это многоквартирные дома. Прежде чем проводить на них масштабные реставрационные работы, нужно решить вопрос с расселением людей.

 

– Есть ли ресурс, на котором можно посмотреть фото объекта, историю реставрации?

– На нашем сайте есть такая площадка. Также на страничках в соцсетях мы с этого года начали размещать фото, видеосюжеты объектов культурного наследия. Подписывайтесь, читайте.

 

– А зачем вообще реставрировать старинные дома? В чем, так сказать, глобальность?

– Глобальная цель заложена в Конституцию Российской Федерации. Обязанность каждого гражданина, в том числе и ваша, сохранять культурное наследие для будущих поколений.