Мастерская для журналистов и блогеров

Иркутские журналисты и блогеры принимают участие в образовательной программе «Мастерская новых медиа», организованной АНО «Диалог», президентской платформой «Россия – страна возможностей» и Мастерской управления «Сенеж».

«Мастерская новых медиа» – образовательная программа с упором на практику для подготовки «цифровых» специалистов в сфере медиа и PR. Она стартовала в 2021 году и уже выпустила более 280 специалистов. В ней могут принять участие блогеры, руководители цифровых медиа, топ-менеджеры региональных продюсерских и контент-центров, а также ведущие специалисты по связям с общественностью. Кандидаты проходят серьезный многоуровневый отбор, включающий выполнение практических заданий и собеседование.

 

Разбор ошибок

В августе стартовал второй поток «Мастерской новых медиа» 2022 года, который собрал медиаменеджеров, журналистов, блогеров, контент-мейкеров, SMM-специалистов со всей страны – всего 77 человек из 40 регионов. Среди них сразу три участника из Иркутска – генеральный директор сайта «Твой Иркутск» IRK.ru Анна Суркова, блогер Ольга Макаревич и главный редактор газеты «Областная» Дмитрий Люстрицкий.

Им предстоит пройти четыре образовательных модулях, которые познакомят с современными вызовами медиасреды, формированием личного бренда, созданием полезных медиапроектов и формированием сообщества в медиасфере. Обучение проходит в формате авторской мастерской: программа выстроена так, чтобы теория сразу превращалась в практический опыт с разбором ошибок.

С каждым потоком работают мастера из числа профессионалов-практиков – Арам Габрелянов, Владимир Соловьев, Маргарита Симонян. Со своими командами они делятся секретами работы, главными трендами и принципами упаковки медиаконтента.

Мастерская – это не образовательный проект, это гораздо более глубокая и длительная история. С выпускниками мы остаемся в плотном контакте, помогаем реализовать идеи, подсказываем, корректируем, обучаем, – отметила, обращаясь к участникам, заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец.

 

Креативный контент и личный бренд

Только в России на начало 2022 года зарегистрировано 106 млн пользователей социальных сетей. Эта примерно 72,7% от общей численности населения. Конечно, у многих не один аккаунт, а несколько, и значительная часть – «боты», за которыми нет реальных людей. Для сравнения, в 2022 году российская аудитория всех телеканалов, по данным ECI Media Management, не превышала 50 млн человек.

Благодаря новым медиа сегодня бурно развиваются такие направления, как гражданская журналистика, когда блогер, имеющий обширную лояльную аудиторию, становится инфлюэнсером (от англ. influence – влияние) и может влиять на поведение людей, начиная от выбора марки косметики и вплоть до политических и религиозных предпочтений. Глобальная цифровизация делает востребованной журналистику данных, основанную на сборе и обработке информации, размещенной в открытых источниках. Так, интересную информацию можно найти, анализируя данные портала государственных закупок или используя программы по распознаванию лиц на фото в социальных сетях. Новые медиа позволяют быстро и эффективно объединить ресурсы пользователей для выполнения какой-то работы (краудсорсинг) или собрать денежные средства (краудфандинг). Словом, новые медиа сегодня интересны всем – пользователям, рекламодателям, крупным компаниями, политикам и государству.

В первом модуле участники «Мастерской новых медиа» изучили тему создания креативного контента и формирования личного бренда, узнали о том, как работать на популярных интернет-платформах.

Мы говорили на Мастерской о том, что контент должен вызывать эмоцию. В современном мире пробиться к аудитории без эмоциональной составляющей невозможно. Особенно когда мы говорим о том, что само по себе недостаточно эмоционально привлекательно – о сборе урожая, о росте производства и так далее, – рассказал заместитель начальника Управления президента Российской Федерации по общественным проектам Алексей Жарич.У слушателей Мастерской есть опыт и стремление производить контент, генерировать идеи. Здесь они находят новые способы, методы работы.

Участники мастерской встретились с представителями крупнейших интернет-платформ в России.

Нам важен открытый диалог с авторами, которые могут и хотят создавать полезный для общества и интересный контент. Наша миссия – помогать с продюсированием важных проектов: где-то помочь доработать, где-то подтолкнуть к активности. В итоге платформа станет таким лифтом, где каждый, кто действительно талантлив и полезен, будет заметен, – подчеркнул генеральный директор RUTUBE, заместитель генерального директора АО «Газпром-Медиа Холдинг» Александр Моисеев.

Руководитель команды внешнего продвижения «ВКонтакте» Вячеслав Прохоров рассказал, как блогерам еще эффективнее работать в социальных сетях и собирать больше аудитории, а кандидат филологических наук, бизнес-тренер по публичным выступлениям, риторике Нина Зверева провела тренинг «Я говорю – меня слушают».

Модуль завершился медиахакатоном: участники посетили «Союзмультфильм», узнали о принципах его работы. В межмодульный период они создадут контент, посвященный киностудии.

 

Шанс расширить горизонты

Медиаактивист из Иркутска Ольга Макаревич считает, самая большая ценность – это люди и смыслы, которыми пропитано пространство проекта:

Более 16 лет занимаюсь маркетингом, PR, организацией мероприятий, а последние два года на фрилансе создаю проекты для женщин. В любой деятельности важны коммуникации с людьми, а в современных условиях эта коммуникация должна быть еще и эффективной, чтобы тебя услышали, увидели и дали обратную связь. Именно за этим я пошла на обучение в МНМ. Я получила интересный опыт взаимодействия в команде незнакомых людей, распределение ролей и работу в децентрализованной команде с людьми из разных часовых поясов и профессиональной деятельности. Общение с заряженными и позитивными коллегами в поддерживающей и развивающей среде вдохновляет, появляются новые знакомства, связи, идеи для совместных проектов.

У нас очень крутой курс, – отметила генеральный директор сайта «Твой Иркутск» IRK.ru Анна Суркова.Здесь и Алексей Блинов, звезда игры «Что? Где? Когда?», и журналисты RT и Первого канала, медиаменеджеры со всей России, блогеры с огромной аудиторией, мемологи, документалисты, люди-бренды. И это только участники! Если говорить о спикерах, то к нам приходили люди, которые живут не просто другими категориями, они живут в других вселенных. Это трикстеры. И ты вместе с ними начинаешь смотреть не только вперед, но и вверх, вниз, назад одновременно. Я ехала с ожиданием понятных и простых техник. В итоге получила прокачку себя как личности, руководителя и бренда.

Для традиционных СМИ новые медиа – это глобальный вызов, и нам мало научиться упаковывать контент в новые форматы, нужно полностью переформатировать мышление, – подчеркнул главный редактор газеты «Областная» Дмитрий Люстрицкий.«Мастерская новых медиа» – не просто курсы повышения квалификации, которые дают набор полезных инструментов для решения той или иной задачи. Участники проекта получили мощнейший стимул для перестройки сознания, шанс расширить свои горизонты – как профессиональные, так и мировоззренческие.

Справка. «Новые медиа» – понятие не новое, но за пределами цифрового мира до сих пор известное не очень широко. Мы и со словом «медиа» до сих пор не очень разобрались, нам привычнее «средства массовой информации».

Когда в 1970-х годах газеты, радио и телевидение стали описывать термином mass communication (англ. – массовые коммуникации), делающим акцент на обратной связи с читателем, слушателем или зрителем, сотрудники Отдела пропаганды при ЦК КПСС решили, что негоже советским людям пользоваться американскими лекалами и пошли своим путем: взяли за основу французское словосочетание moyens d’information de masse. Во Франции этот термин не прижился и был забыт, зато в русском языке остался надолго, и даже в 1991 году закреплен в федеральном «Законе о СМИ». Тем не менее оба термина с небольшими отличиями описывали примерно одно и то же: распространение информации, исходящей от небольшого количества источников и адресованной или обществу в целом, или какой-то его части. Например, газета «Правда» – для всех, а «Сельская жизнь» – специально для сельского населения.

А где же медиа? Чтобы передать информацию, необходимо некое устройство: печатная машина, фотоаппарат, радиопередатчик… Эти самые средства передачи информации, а заодно приемы и методы, и социальная среда, которую они образуют, стали называть термином «медиа». Оказалось, что с помощью термина «медиа» удобно описывать специфические понятия, так появились медиамаркетинг, медиаплан, медиапространство и медиаменеджер. Еще Александр Пушкин в «Евгении Онегине» сетовал, что иногда иностранные слова бывают незаменимы: «Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет».

Когда появился интернет, новые средства коммуникации – электронная почта, сайты, форумы и чаты – поначалу просто дополняли существующие медиа. Но постепенно интернет становился доступнее и дешевле, а мобильные телефоны все мощнее и круче, «собирая» в себе функции компьютера, камеры и телевизора. Окончательно мир коммуникаций изменился с приходом приложений и сайтов, которые можно использовать для создания социальных отношений между людьми.

Что мы делаем в социальных сетях? Общаемся с друзьями и близкими (58,7%), развлекаемся (42,9%). Еще 26,9% ищут в социальных сетях товары, которые хотят купить, а 21,9% изучают информацию о брендах. Но самое главное, что более трети пользователей (39,5%) применяют социальные сети для того, чтобы узнать новости, и это стало глобальным вызовом для всей индустрии.

Так родились «новые медиа». Чтобы производить медийный контент, теперь не обязательно использовать дорогую профессиональную аппаратуру. Участник или очевидец события с телефоном всегда опередит журналиста, а алгоритмы социальных сетей донесут его сообщение до сотен тысяч людей. Любой пользователь сети, не обладающий специфическими навыками, теперь может создавать, хранить и распространять информацию, адресованную широкой общественности.

Появились блогеры, аудитория которых не уступает, а зачастую превосходит средства массовой информации. Например, у блогера Валерии Чекалиной, рассказывающей короткие забавные скетчи про брак и семейную жизнь, почти 1 млн подписчиков ВКонтакте, почти столько же – в Telegram. Влад Бумага, Настя Ивлева, Валя Карнавал, Данил Милохин – эти молодые люди не просто имеют сотни тысяч подписчиков, они являются для своей аудитории лидерами мнений.

Конечно, за каждым блогером с миллионами лайков стоит команда. Операторы, креативщики, помощники, визажисты… Даже с учетом труда этих людей, стоимость изготовления и распространения контента для «новых медиа» значительно дешевле, чем в традиционных печатных и электронных СМИ.