14.09.2022 13:14
Рубрики
Общество
Фото
архив Елены Кингараевой
Фото:
архив Елены Кингараевой
14.09.2022 13:14

«Мы строили столицу БАМа»

Среди сотен тысяч людей, которые своими судьбами написали историю великой стройки, есть имя жительницы Нижнеудинска, главы организации «Ветераны БАМа» Елены Кингараевой. Она с товарищами строила Тынду – главный город магистрали.

 

Дорога в Тынду

Для освоения огромных нетронутых богатств Сибири и Дальнего Востока, находящихся в труднодоступных местах, в 1974 году началось строительство железной дороги, линий БАМ – Тында и Тында – Беркакит.

О БАМе писали все газеты того времени. Так в одночасье о богом забытом поселке Тындинский узнала огромная страна. И люди поехали на большую стройку.

Среди молодых строителей был и папа Елены Кингараевой Алексей Иванович. В 1974 году из города Клина Московской области он отправился покорять таежные просторы. В 1976 году перевез семью с двумя детьми.

– Мне было 14 лет, брату 10, – вспоминает Елена Алексеевна. – Папа был рабочим, потом мастером, прорабом на строительстве социальных объектов.

Крохотный поселок Тындинский за все время своего существования не видел такого количества народу. Летом строители жили в палатке или в дощатом сарае. Но к зиме надо было строить жилье. Строители завозили тысячи жилых вагончиков, собирали сотни щитовых домов, на ходу перепланировав их в общежития.

Первое воспоминание Елены о дороге на БАМ – длинное путешествие из Москвы до станции Сковородино Амурской области. Поезд шел неделю. Алексея Ивановича с семьей встретила его бригада, всех погрузили на вахтовку с печкой-буржуйкой, и машина отправилась в Тынду. Был декабрь, морозы стояли за 50 градусов.

 

«В 10 классе мы школу разморозили…»

Тында встретила чистым воздухом, горами и красотой природы.

– Поселили нас в «бочку», – вспоминает Елена Алексеевна. – В «бочке» был маленький коридорчик и комнаты. Потом нам выделили комнату в мужском общежитии.

«Бочками», как их в народе звали для краткости, именовались «дома», переоборудованные из железнодорожных цистерн. В Тынде из девяти таких бочек-вагончиков была даже целая улица Диогена. Находилась она в районе легендарного ДК «Юность».

Полноценные многоэтажные дома и социальную инфраструктуру еще предстояло построить. И папа Лены, как тысячи других строителей, сутками проводил на объектах.

А ребята между тем пошли в школу № 2. Деревянная была школа, неказистая.

– В 10 классе мы ее натурально разморозили, – доверчиво рассказывает собеседница. – Хотелось каникулы себе продлить, просто перекрыли теплотрассу, и вода в трубах замерзла. Конечно, родителей вызвали к директору, пришлось им все восстанавливать. А нас заставили отмывать всю школу в наказание.

Детсад на дому

И без школьных проказ жилось весело.

– Все жили очень дружно, понимаете? Там был весь Советский Союз – все национальности. Было много игр, забав, как мы дружили! – вспоминает Елена Алексеевна.

В Тынду приехало много молодежи, каждые выходные играли по десятку свадеб, каждый день рождалось по трое-четверо детей.

 

 

В комнате, где жила Лена с родителями, был самый настоящий детский сад на дому. Мама Анастасия Степановна имела медицинское образование. И все соседи сдавали на руки отзывчивой женщине своих детей, уходя на работу.

– До десяти детей и больше всегда у нас находились. Мама всех кормила, лечила и никому из работниц не приходилось сидеть на больничном. У нас даже двери не закрывались никогда. Мы уходили в школу, соседи – на работу, и если кому-то что-то было нужно – соли, буханку хлеба, заходили и брали. И никаких никогда не случалось происшествий. 

 

Танго в валенках

Тында продолжала строиться. Детей здесь рождалось значительно больше, чем в среднем по Советскому Союзу! Город разрастался и превращался в столицу БАМа 1980-х годов.

Елена Алексеевна, окончив школу и не поступив в вуз, пошла работать в СМП-544, где трудилась 12 лет. Начинала с секретаря и поднялась до инспектора отдела кадров.

Это была отнюдь не кабинетная работа. Женщины встречали строительные отряды, селили их, устраивали быт. На БАМ приезжали строители из Дагестана, Молдавии, Узбекистана.

– По пятницам вся контора выезжала на строительные объекты, которые возводила наша родная СМП-544. Мы клали кирпичи, штукатурили, белили, мыли, красили. Все работали для того, чтобы вовремя сдать тот или иной объект. Мы строили в Тынде железнодорожный вокзал, цеха локомотивного депо, большую котельную, которая сегодня обогревает весь город, дома, детские сады, школы, – рассказывает наша героиня.

Было, конечно, нелегко, особенно зимой. Мороз в минус 55 градусов – дети в школу не ходят, техника встает, солярка густеет, а бригада все равно работает.

Елену избрали секретарем комсомольской организации. Было интересно жить и работать. Молодежь в красных уголках проводила праздники и вечера, организовывала десанты помощи ветеранам комсомола и ветеранам войны.

Девчонки и парни бегали на танцы в ДК «Юность». Зимой танго и вальсы танцевали в валенках, ведь в сапожках из-за морозов можно было запросто отморозить ноги.

 

 

Легендарная стройка века была центром притяжения смелой, активной, авангардной молодежи. Союзные и зарубежные знаменитости нередко приезжали в этот выросший в тайге город.

– К нам Дин Рид – популярный американский певец – приезжал, – вспоминает Елена Алексеевна. – В Тынде до сих пор есть Фестивальная сопка, на которой он пел. Сегодня на сопке собираются барды из разных мест России и проводят там свои встречи и фестивали.

Еще одной легендой БАМа стала композитор Александра Пахмутова, которой рояль для концертной площадки доставляли на вертолете.

Замуж Елена Алексеевна тоже вышла на БАМе. Брак был интернациональным, свадьба – комсомольской. Порой, свадьбы на строительстве железной дороги играли в экстремальных условиях. Например, друзья Елены Галина и Владимир Кобцевы до ЗАГСа из-за бездорожья добирались на большом грузовике «Магирус».

 

Возвращаясь в прошлое

Развал СССР наотмашь ударил по БАМу и его столице. Сократились железнодорожные перевозки, по трассе остались сотни недостроенных объектов, народ стал разъезжаться.

В 1994 году по личным обстоятельствам Елена Алексеевна переехала в Нижнеуднск. А в Тынду, где живет ее брат и родственники, она периодически возвращается. Была и в этом году. Спустя почти 30 лет после бамовской истории все еще щемит сердце и накатывает ностальгия. Во время приезда в город юности и ударной стройки Кингараева обязательно встречается с одноклассниками, такими же бамовцами.

В Тынде у Елены есть любимые места – горная река Сигикта, сопки и тайга, прекрасная во все времена года.

– Жизнь в Тынде продолжается, город готовится к 50-летию БАМа, все обновляется, строятся дороги, работают все объекты, – говорит ветеран стройки. – Что для меня Тында? Большая часть моей жизни связана с этим городом, самые прекрасные воспоминания. Сейчас восстанавливают вторую ветку Байкало-Амурской магистрали, это будет вообще замечательно.