Полвека на службе у света
Облкоммунэнерго: первые в рейтинге эффективности региона
Более полувека работники «Облкоммунэнерго» обеспечивают стабильное электроснабжение более 20 тыс. предприятий и порядка 1 млн жителей Иркутской области. На сегодня это вторая по величине электросетевая компания в регионе. Если выложить в одну линию сети, находящиеся в ее ведении, то они покроют расстояние от Москвы до Владивостока. Несмотря на экономические сложности последних лет, а также ветхое наследство приватизации, предприятие продолжает развиваться, идти в ногу со временем, повышая надежность и качество электроснабжения своих потребителей.
Под одно крыло
Свою историю «Облкоммунэнерго» ведет с 1969 года. В послевоенные годы энергетика Советского Союза стремительно развивалась. Разрабатывались и внедрялись новые технологии, ряд процессов стали автоматизированными уже тогда, выработка электроэнергии опережала рост национального дохода почти в два раза. По мере электрификации страны происходило своего рода разделение «большой» энергетики, городских и сельских сетей. Эксплуатацией электросетей занимались муниципальные комбинаты коммунальных предприятий или ведомственные электросетевые участки каких-то предприятий и организаций. Это привело к некоторой разрозненности, в результате которой быстро увеличивалось количество бесхозных электросетей. В 1969 году вышло постановление Совета Министров РСФСР № 45. Оно предписывало Советам министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам принять от Министерства энергетики и электрификации СССР коммунальные электрические сети городов и рабочих поселков. Таким образом, начала формироваться самостоятельная энергетическая отрасль – коммунальная энергетика с созданием региональных управлений «край и облкоммунэнерго». Ее задачей стала передача и распределение электроэнергии через электрическую сеть до 35 кВ.
В этом же году было создано Иркутское энергетическое эксплуатационное управление «Облкоммунэнерго». Первоначально в состав управления вошли контора «Иркутский Горсвет», Тулунские, Черемховские, Зиминские, Усолье-Сибирские, Тайшетские, Нижнеудинские и Слюдянские горэлектросети. К концу 1973 года в хозведении и на обслуживании энергопредприятий «Облкоммунэнерго» находилось уже 5,3 тыс. км сетей, 520 трансформаторных подстанций установленной мощностью 115,4 тыс. кВт, 56 тыс. светоточек. Объем реализации электроэнергии составлял 140 млн кВт/ч.
– В 1990-е годы наступил очередной этап в формировании предприятия, когда пошло разделение на государственные и муниципальные полномочия и началась приватизация, – рассказал генеральный директор «Облкоммунэнерго» Александр Анфиногенов. – Фактически область была вынуждена брать на обслуживание все объекты, которые не вошли в муниципалитеты и не заинтересовали новых частных собственников. Впоследствии в областную собственность и в хозяйственное ведение «Облкоммунэнерго» передавались сетевые объекты, которые муниципалитеты сами не в силах были эксплуатировать, а также различные бесхозяйные сети, в основном после банкротства предприятий. И этот процесс продолжается до сих пор. Например, по поручению губернатора Иркутской области Игоря Кобзева в конце 2020 года были приняты в областную собственность и потом переданы в хозяйственное ведение «Облкоммунэнерго» муниципальные электрические сети поселка Витимский Мамско-Чуйского района. Естественно, сети находились в ветхом состоянии, их обновление наше предприятие завершило в августе этого года.
Государственное не значит убыточное
Уже более полувека «Облкоммунэнерго» сохраняет статус государственного предприятия. Семь лет назад компания была на грани банкротства в результате недружественных действий ряда контрагентов и других внешних факторов. В конце 2015 года генеральным директором назначен Александр Анфиногенов, энергетик с большим опытом работы на различных крупных проектах. На предприятии запустили программу антикризисного управления. Постепенно ситуация начала выправляться, удалось разблокировать счета, начать погашение долгов по налогам и сборам, наладить своевременные расчеты с контрагентами.
На сегодняшний день «Облкоммунэнерго» вторая по величине электросетевая компания в Приангарье. У предприятия порядка 800 точек поставки электроэнергии в его электрическую сеть и 400 тыс. точек поставки электроэнергии из сети «Облкоммунэнерго». В ведении компании 4 тыс. трансформаторных подстанций, к ее сети подключено 400 тыс. потребителей. По словам Александра Анфиногенова, если эти цифры перевести в «живых людей», получится около миллиона жителей области. К сетям предприятия подключено около 20 тыс. юридических лиц, 7 тыс. многоквартирных домов, порядка 140 тыс. частных домовладений, а также довольно много социальных объектов по всей территории Иркутской области, кроме Катанги, Бодайбо, Братска, Усть-Илимска, Чуны и Железногорска.
– Протяженность наших электрических сетей составляет 10 тыс. км – это расстояние от Иркутска до Москвы и обратно, – добавил Александр Анфиногенов. – Помимо сетевого комплекса 0,4–35 кВ у нас есть две линии 110 кВ в Мамско-Чуйском и Ольхонском районах общей протяженностью более 100 км. С учетом этого можно говорить, что мы выходим за рамки коммунальной энергетики. А если учесть, что у нас есть сетевые объекты 10 кВ на территории Республики Бурятия, можно говорить и о том, что наше предприятие выходит за рамки Иркутской области.
К своему 50-летию компания практически оправилась от кризиса, доказав, что государственное предприятие может быть безубыточным в нелегких рыночных условиях. И если в 2020 году инвестиционная программа «Облкоммунэнерго» была выполнена всего на 10%, то в прошлом году этот процент возрос до 70%.
– За прошлый год удалось отремонтировать примерно 5% линий и 3% трансформаторов от общего количества наших сетей и оборудования, – говорит Александр Анфиногенов. – По сравнению с прежними годами рост получился в три-пять раз. Все, что мы планировали сделать хозспособом, то есть собственными силами, выполнено практически на 100%. Не все удалось сделать по работам с привлечением подрядчиков. Здесь процент исполнения несколько ниже. Сказываются процедурные особенности отбора подрядчиков с помощью конкурсов и торгов.
Техническое обновление
Всего на финансирование технического обслуживания и ремонтов в 2021 году компания направила 468 млн рублей. Было закуплено и поставлено свыше 6 тыс. железобетонных и деревянных опор, 500 км провода СИП и кабельной продукции, 140 трансформаторов и более 100 КТПН, расчищено 562 га трасс воздушных линий, отремонтировано порядка 500 км линий электропередачи и 107 силовых трансформаторов. Таких физических объемов работ и поставок оборудования в «Облкоммунэнерго» не было как минимум с 1990-х годов. Кроме того, в прошлом году было направлено 82 млн рублей на обновление автомобильной и специальной техники. Во всех филиалах были заменены и оснащены машины для оперативно-выездных бригад, постепенно закупается тракторная техника, бурильные установки, автовышки и т.д.
По всем филиалам компании проводится модернизация сетей, расширяется их пропускная способность, планомерно снижается аварийность, устанавливаются реклоузеры – это своего рода автоматические выключатели, которые разбивают сети на сегменты, что позволяет быстрее обнаруживать и локализовывать аварийные участки, снижать масштабы отключения потребителей. Совместно с НПО «МИР» «Облкоммунэнерго» разрабатывает пилотный проект по созданию автоматизированной системы диспетчерского управления, что станет началом процесса формирования архитектуры Цифровых районов электрических сетей, называемых также «умными сетями».
– Есть такой проект – ТестФирм, который был создан порталом Audit-it.ru для того, чтобы у российских предприятий был инструмент мониторинга своего финансового состояния относительно средних показателей по отрасли и РФ в целом, а также для проверки контрагентов, потенциальных партнеров, – рассказал Александр Анфиногенов. – ТестФирм в автоматизированном режиме сравнивает ключевые финансовые показатели организации со среднеотраслевыми и общероссийскими. И если там проверить наше предприятие, то наше финансовое состояние сейчас лучше, чем в среднем по отрасли, где учитываются предприятия, занимающиеся распределением электроэнергии, сопоставимые с нами по размерам и выручке. Там же выводится диаграмма с историей нашего финансового состояния. До 2015 года оно было хуже, чем в среднем по отрасли, в 2015 было значительно хуже, провал, финансовое состояние оценивалось как плохое. В 2016 году показатели были на уровне среднеотраслевых, в 2017–2018 годах чуть хуже отраслевых, с 2019 года показатели нашего финансового состояния выше, чем в среднем по отрасли. Из крупных электросетевых организаций региона мы единственные, у кого финансовое состояние лучше среднеотраслевого.
Лучшие в регионе
Если брать динамику производственных показателей, аварийность, продолжительность технологических нарушений, уровень потерь, то у «Облкоммунэнерго» она положительная. В целом, исходя из производственных и финансовых показателей (своего рода рейтинг эффективности ТСО региона), на первом месте находится «Облкоммунэнерго», за ним идет АО «Братская электросетевая компания», далее все остальные. Можно сказать, что в последние три года областное предприятие является самой эффективной сетевой компанией региона. По словам Александра Анфиногенова, начала давать результаты вся та работа, которую проводили последние пять лет:
– У нас растет полезный отпуск электроэнергии, пусть не так быстро, как хотелось бы, но планомерно уменьшается аварийность, снижаются технологические и коммерческие потери электроэнергии, как результат растет выручка. Исходя из операционных расходов на одну условную единицу оборудования, на предприятии сейчас самая высокая эффективность среди крупных ТСО региона. Вносит своей вклад и то, что полтора года назад мы вошли в Национальный проект повышения производительности труда, первыми среди предприятий ТЭК региона и первыми среди электросетевых предприятий в стране. Участие в нацпроекте заставило на многое посмотреть с другой стороны, начать оптимизацию ряда процессов и переход на бережливое производство. Также хочется отметить высокий профессионализм, самоотверженный, порой даже героический труд всех работников предприятия.
Директор «Облкоммунэнерго» заметил, что в настоящее время на предприятии порядка 30% работников молодежь до 35 лет, но много и специалистов старше 60 лет. Водители спецтехники, мастера, начальники участков – это уникальные специалисты, которые много лет проработали на предприятии и которых часто просто некем заменить, особенно в отдаленных филиалах. Александр Анфиногенов добавил, что сегодня на областное предприятие начали приходить специалисты из других энергетических компаний региона. Но вакансий пока много и до нормативного количества персонала, исходя из параметров и объема электросетевого комплекса, «Облкоммунэнерго» не добирает. В итоге, например, в Маму летают на дежурство диспетчеры из Иркутска.
– Сейчас вообще возникает проблема со специалистами технических специальностей в целом и в энергетике в частности, – считает Александр Анфиногенов. – Даже на бюджетные места в вузах по техническим и естественнонаучным дисциплинам идут недоборы. И дело не в демографии. На юристов, специалистов по рекламе, творческие специальности конкурсы в сотни человек на место. Технические специальности сейчас просто стали не модными, что весьма тревожно. Сейчас мы справляемся, а кто будет производить материальный продукт, кормить, обогревать, одевать и обувать население в будущем, когда на пенсию начнут выходить нынешние 30-летние, это уже вопрос.
– Каким вы видите участие «Облкоммунэнерго» в развитии энергосистемы Иркутской области в будущем?
– По поручению губернатора Иркутской области Игоря Кобзева в октябре 2021 года была разработана Стратегия развития ОГУЭП «Облкоммунэнерго» до 2025 года, основанная на исполнении инвестиционной программы предприятия и участии в инвестиционных проектах в регионе. Этот документ является для нас программой развития предприятия для обеспечения качества и надежности электроснабжения населения области. Ну и, конечно, будем стараться сохранять статус самой эффективной территориальной сетевой организации Иркутской области.
Реклама. ППО ОГУЭП ВЭП “Облкоммунэнерго”