Советы театральным менеджерам
Лекцию о театральном менеджменте на площадке Арт-кластера «Таврида» в Крыму прочитал директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок» Андрей Стрельцов. Какие советы он дал начинающим специалистам?
– «Таврида Арт» – это уникальная площадка, где собираются деятели разных видов искусства – архитекторы, писатели, скульпторы, дизайнеры, менеджеры, музыканты, художники, режиссеры, – говорит Андрей Стрельцов. – В рамках креативного кластера опытные и начинающие творцы общаются, генерируют новые идеи, обсуждают текущие и будущие проекты.
Программа включала лекции, круглые столы, мастер-классы и творческие колоборации. В этом году «Таврида Арт» – это четыре арт-школы: театральный менеджмент, национальный театр, музыкальный театр, промышленный дизайн. В общей сложности мероприятие посетили 300 человек.
– Театры – это учреждения культуры, которым для того чтобы эффективно работать и развиваться, необходимо грамотно выстраивать взаимоотношения с властью. И это одна из основных задач, которая стоит перед руководителями театров, – считает Андрей Стрельцов.
На основе своего четырехлетнего опыта работы на посту директора Иркутского областного театра кукол «Аистенок» он специально для слушателей «Тавриды» сформулировал советы для начинающих менеджеров.
– Подготовка таких специалистов в нашей стране еще нигде не ведется, и литературы по данному направлению немного, поэтому так ценен опыт практикующих директоров, менеджеров, тех, кто каждый день сталкивается с проблемой правильно донести до власти потребности своих организаций, – продолжает эксперт. – Чиновники тоже люди со своими рабочими задачами и проблемами, поэтому нужно общаться со всеми и планомерно добиваться своих целей. Стиль общения, который лучше всего подходит для такого взаимодействия, – партнерский. Важно также уделять внимание имиджу учреждения – что о вас говорят в информационном поле. Также стоит помнить, что не будет второго шанса произвести первое впечатление. Важно доказывать свои слова поступками. Кроме того, необходимо найти как можно больше единомышленников на разных уровнях властных структур. И нужно помнить о спирали достижения, ведь, как говорится «путь в тысячу ли начинается с первого шага».
Сегодня Иркутский театр кукол ведет активную гастрольную деятельность, участвует в различных фестивалях и конкурсах, ежегодно пополняя свой репертуар новыми постановками для разной возрастной аудитории. По словам Андрея Стрельцова, очень важно поддерживать постоянное устойчивое развитие как учреждения, так и собственное. Необходимо учиться, придумывать и реализовывать новые идеи и проекты, участвовать в мероприятиях, конкурсах, грантах. И что немаловажно – обязательно рассказывать об успехах.
– Важно понимать, чем театр помимо его основных функций может быть интересен власти, – отметил Андрей Стрельцов. – Это может быть решение творческих и социальных задач в городе и области, помощь в организации мероприятий в смежных учреждениях культуры.
Напомним, что это не первое посещение «Тавриды» Андреем Стрельцовым. Четыре года назад он был приглашен на форум в качестве участника. В рамках темы «Театр не имеет границ» директор «Аистенка» представил проект постановки спектакля для глухих и слабослышащих зрителей «Бетховен. Разговорные тетради». По итогам работы форума Иркутский театр кукол получил грант на эту постановку в размере 300 тыс. рублей. Министерство культуры и архивов Иркутской области добавило недостающую сумму для создания этого уникального спектакля.
По итогам нынешней арт-школы Андрей Стрельцов был приглашен для участия в «Вахтанговском фестивале театральных менеджеров» с 8 по 12 декабря, где он также поделится своим опытом работы.