100 фактов о Байкале
Продолжаем знакомить читателей с малоизвестными и научными фактами о Байкале. Сегодня своими знаниями и открытиями делятся научные сотрудники ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
Факт № 65
Таинственная арка на КБЖД
На Кругобайкальской дороге в Прибайкальском национальном парке есть сооружение, которое было построено, но не использовалось. Речь о каменной арочной подпорной стенке, которая длиннее известной многим «Итальянской» на 102-м км. В заброшенном сооружении 11 арок, тогда как в популярной у туристов и фотографов локации всего восемь.
Объект длиной в 58,1 метра заметен с существующих железнодорожных путей и находится на 96-м км Кругобайкальской железной дороги. Облицовочный камень с него снят: его использовали для расположенного неподалеку моста. Сама стенка так и не была востребована. Почему так произошло, рассказал Александр Хобта, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД:
– Подпорная стенка здесь была построена в мае-июне 1905 года под руководством итальянского подданного Л. Фракаролли. Ее стоимость – 49073 дореволюционных рубля. В то время строился первый путь Кругобайкальской железной дороги. Стенка должна была служить основанием для предполагаемой металлической галереи, которая в свою очередь стала бы защитой от возможного падения камней с байкальских скал. Но эффективность такой защиты так и не удалось проверить: железнодорожное полотно во время строительства второго пути (1911–1915) перенесли из выемки ближе к урезу воды, а металлические поперечины и крыша на предполагаемой галерее так и не появились.
В настоящее время заброшенное сооружение заросло деревьями и кустарником, но все еще притягивает взгляды путешественников. Следов еще одной подобной подпорной стенки на 100-м км КБЖД уже не найти: ее разрушило во время обвала каменных пород в 1930-е годы прошлого столетия.
Факт № 66
Загадочное озеро: история наполнений
История Сухого озера стала предметом исследования сотрудников информационно-аналитического отдела ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Специалисты проанализировали имеющиеся данные за все время существования Прибайкальского национального парка – с 1986 года! Полученный результат опровергает распространенное мнение о том, что привлекательный для туристов объект наполняется водой лишь в високосные годы, с определенной периодичностью.
Например, в первый год существования Прибайкальского национального парка озеро успело набрать порядка 2 тыс. кубометров воды, затем последовал перерыв до 1991 года, когда воды стало в четыре раза больше.
Чаще всего Сухое переставало быть сухим в середине 90-х: наполнялось ежегодно в 1994, 1995, 1996 годах. Самым многоводным для озера стал июнь 1999-го, когда объемы влаги, согласно расчетам, составили 15 584 кубометра. Не стоит удивляться, когда озеро в течение теплого сезона заполняется неоднократно: такое тоже было! Поэтому в своем исследовании специалисты отметили только первый месяц в каждом «мокром» году.
– В основу исследований по данному проекту был взят нормализованный индекс растительности NDVI (выделение растительного покрова и водной поверхности). Работы производились с помощью настольного программного обеспечения ArcMAP, – рассказала Анастасия Бурмакина, начальник информационно-аналитического отдела ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». – Сначала мы собрали исходные данные со спутниковых снимков Landsat и Sentinel; затем обработали их в ArcMAP с помощью инструментов встроенных модулей обработки растровых изображений в ArcToolbox. Полученные данные конвертировали в приемлемый формат для геометрических расчетов, а определение объема производилось путем 3Д-моделирования.
Наблюдения за жизнью Сухого озера и на его берегах продолжаются – это одна из задач природоохранного учреждения. Маршрут «Озеро Сухое» проходит по таежной зоне в предгорьях Приморского хребта и является всесезонным, не требующим особой подготовки; несколько последних лет входит в пятерку самых популярных маршрутов Прибайкальского национального парка. В 2022 году был дополнительно оборудован новыми информационными аншлагами, скамьями и кормушками для птиц.