Чудо-село на берегу Иркута
Моты – самое маленькое село в Шелеховском районе как по территории, так и по числу населения. В отличие от соседней Шаманки его не осаждают туристы, а зря. Ведь здесь ничуть не меньше красивейших уголков природы и достопримечательностей, чем у соседей. А еще в Мотах живут необычайно талантливые и добрые люди, которые привыкли решать все проблемы сообща. И происходят удивительные открытия, добавляющие новые страницы в историю этого старинного края.
«А жить нам, государь-батюшка, на Мотах немочно»
Если поехать на маршрутке Шелехов-Шаманка и выйти на автобусной остановке «Кирпичики», то сразу можно оказаться в центре села Моты. На улице Пионерской стоит клуб, а рядом – библиотека. На них-то и завязана вся культурная и общественная жизнь местных жителей.
Завклубом Юлия Самойлова с удовольствием познакомит с детской студией «Росток» и взрослым коллективом «Забава», покажет фильм о Мотах, расскажет о праздниках. Кроме общеизвестных: 8 Марта, Дня пожилых, Семьи, любви и верности, 11 июля, например, отметили День шоколада, а в августе – День рождения русской тельняшки. Недавно провели фотоконкурс «Люблю тебя, мой край родной». Сейчас ко Дню села подготовили выставку изделий из природных материалов, а 22 октября поедут в Олху на конкурс частушек.
Заведующая библиотекой Ирина Судакова, занимающая этот пост более 40 лет, по крупицам собирает историю, и уверена – селу больше четырех сотен лет.
– Первое упоминание о Мотах значится на известной карте «Чертеж земли Иркутского города» Семена Ремезова, опубликованной в 1701 году. Если внимательно ее рассмотреть, можно увидеть знакомые названия населенных пунктов, расположенных по берегу Иркута: селение Смоленское, Каклаши (Баклаши), Моты, заимка Вознесенского монастыря – будущее село Введенщина. В архивах упоминается и об отписке, которую государевы служилые люди, находясь в Мотах, направили воеводе Ржевскому: «А жить нам, государь-батюшка, на тайге, на Мотах немочно, а места холодные, подморочные, а лесной зверь в розорь разорил и ест нашу скотину». Если учесть, что воевода Ржевский правил Енисейском с 1658 по 1663 годы, то значит, что в это время в селе уже находился сторожевой пост или караульная застава, – растолковывает Ирина Васильевна. – Поскольку выше по Иркуту селений больше нет, то можно предположить, что на Моты возлагали оборонную функцию при набегах со стороны Тункинской долины.
Еще более раннее упоминание о селе библиотекарь разыскала в работе Е.М. Залкинда «Присоединение Бурятии к России», где описано, что в 1684 году 20 служилых людей и проводники-буряты были отправлены для препровождения за Тункинский острог монголов, пришедших с торгом. На одной из ночевок на речке Моты между казаками и монголами произошел бой. То ли, как утверждали на следствии служилые, монголы ночью пытались истребить конвой, то ли русские, используя соотношение в силе (двадцать против шестнадцати), решили напасть на монголов и поживиться добром. Битва была горячая. Буряты примкнули к русским и «пособили справитца против тех мунгальских людей».
В 1826–1833 годы в Мотах отбывал ссылку декабрист Николай Чижов. В 1864-м останавливался путешественник-краевед Михаил Загоскин, написавший в одном из своих очерков: «Моты – самая веселая деревня, какую я только видел…» В 1861-м здесь появилась Мотская почтовая станция, а начиная с 1887 года, неподалеку работал скипидарный завод иркутского мещанина Павла Мичурина.
Правобережная территория от Мот была заселена очень давно, это подтверждают археологические раскопки, найденные артефакты датируются 8–12 тысячелетием до н.э.
– Когда начали строить Новую Шаманку, вырубили лес и нарезали участки. На двух оказались небольшие холмы, – припоминает библиотекарь. – Стали их сравнивать и нашли захоронения: могильники 1200 артефактов: нефритовые статуэтки, наконечники от стрел, гарпуны… Судя по нанесенным рисункам, ученые предположили, что на этом месте жил клан лося и медведя. «Моты» в переводе с эвенкийского как раз и означает «лось». Судя по названию, лосей в окрестных лесах водилось в изобилии.
До сих пор в Мотах живут потомки тех, кто пришел на эту землю в XVII–XVIII веках. Сохранились и дома с более чем 300-летней историей. Ирина Судакова, например, восстановила родословную своей семьи до 7 колена и выяснила, что предки ее мужа были в числе основателей села. Фамилия Судаковых упоминается в метрических книгах за 1792 год. А среди Севостьяновых (ее девичья фамилия) были ссыльные, сосланные за сочувствие к восстанию декабристов. Ее отец Василий Гаврилович Севостьянов был первым председателем сельсовета.
В советское время в Мотах организовали Иркутский питомник восточно-сибирской лайки. Работали лесничество, дорожная служба, подсобное хозяйство «Иркутскгеофизики». Летом детей принимал пионерский лагерь «Юный геолог». До 70-х годов работала начальная школа, после ее закрытия ребятишки учатся в Шаманке.
Как Моты посетил Господь!
Еще одна достопримечательность Мот – единственный в Шелеховском районе памятник герою Гражданской войны А.А. Сальникову. Его могила почти полвека была безымянной. В 60-х годах следопытам удалось восстановить фамилию, но история гибели бойца оставалась неизвестной еще долгое время, как и его настоящее имя. По одним сведениям, красноармейца зарубили белоказаки в 1918 году на опушке леса у окраины села, когда он бежал предупредить жителей о приходе войск Колчака. По другим – выдала односельчанка. Незадолго до этого в красноармейский штаб прибыл посыльный с донесением немедленно вернуть отряд в Иркутск во избежание встречи с белыми – обходной колонны в состав которой входил Чешский ударный батальон под командованием штабс-капитана Дворжака. Сальников из-за болезни попросил разрешения остаться и скрылся в доме одной из местных жительниц. Но по доносу другой был схвачен и расстрелян. Как выяснилось, имя красноармейца – Иван Михайлович, но инициалы на памятнике до сих пор так и не поменяли. В 1922 году рядом захоронили девять бойцов отряда чрезвычайного назначения, которые принимали участие, в освобождении Мот от остатков белогвардейских банд. Фамилии их пока неизвестны. Так что теперь – это еще и братская могила. Памятник героям Гражданской войны давно нуждается в реконструкции. Но из-за того, что он занесен в реестр охраняемых объектов культурного наследия Иркутской области, жители не могут сами заняться его ремонтом. Они лишь присматривают за мемориалом, стараясь уберечь его от дальнейших разрушений.
Гостей, приехавших в Моты, ждут распадки Домашней горы, Мартышкина падь и Катеринка – дорога вдоль Иркута, по которой можно пройтись пешком или проехать на велосипедах или квадроциклах. А еще в селе есть древлеправославная часовня, неподалеку от которой залит фундамент для будущего храма со звучным названием «Вера, Надежда, Любовь и мать их София».
– Когда в Шаманке начала строиться церковь, мне стало обидно: почему не у нас? Наше же село гораздо старше! Потом, когда в Мотах появились староверы и возвели часовню, даже обрадовалась: вот оно! Старинному селу – старая вера. А год назад мы и вовсе получили «знак» правильности выбранного решения, – рассказывает Ирина Судакова.
Случилось это так: хозяин дома на улице Набережной Сергей Ильин, разбирая во дворе старые постройки, нашел непонятную доску. Принес в библиотеку. Сначала все подумали, что это часть калитки, а когда ее расчистили, увидели лик, а на обратной стороне выцарапанную надпись: «Писан сей образ для Мотской Александро-Невской часовни, по заказу управляющаго Кругомор. поселением г. инженера капит: Камкова. В 1812 год». В 2021 году отмечали 800-летие Александра Невского, поэтому и решили, что случившееся – знак свыше.
На сельском сходе собрали деньги, почти 40 тыс. рублей, и отправили икону на реставрацию. Несмотря на множество утраченных фрагментов, лик Богородицы полностью сохранился. Причем изображение оказалось не плоским, как на обычных образах, а объемным, как на художественных полотнах, и напоминало «Джоконду» Леонардо Да Винчи. Как выяснилось, икона называется «Воспитание» и помогает в образовании детей. Сначала хотели отдать ее в музей, но после решили оставить в селе. Заказали киот под стеклом и поместили в часовне. Следом за чудом обретения иконы храм пополнился еще одной святыней – старинным евангелием Иоанна Златоуста, подаренным одним из прихожан. Этой бесценной реликвии более 300 лет! Теперь люди говорят: «Господь посетил Моты!»
Одна большая семья
Жители села все привыкли делать сообща. Пять лет назад они дружно выступили против захоронения отходов БЦБК на участке в окрестностях населенного пункта. Создали «Фронт защиты села Моты», увешали Шелеховский район баннерами «За экологию», написали открытое письмо губернатору и генеральному директору АО «Росгеология», вынудив в итоге изменить уже принятое решение.
Недавно на деньги проекта «Народные инициативы» установили новое ограждение вокруг библиотеки, а благодаря спонсорам и неравнодушным людям благоустроили дворик: уложили тротуарную плитку, сделали лавочки, отремонтировали веранду, установили стелу и памятные знаки «Книга желаний» и «Послание потомкам». Капсулу, которую заложили 1 октября, в день 75-летия библиотеки, велено открыть в год ее столетия – в 2047 году. Там собраны письма практически всех селян. А желания, утверждает Ирина Судакова, уже вовсю начали сбываться.
– Чтобы загаданное исполнилось, нужно мысленно взять в руки перо, написать желание на серебряном свитке, а потом приложить свою ладонь к книге, – раскрывает она секрет «волшебства». – У нас, между прочим, главное уже сбылось. Мы хотели своего главу избрать – все получилось.
Виталий Романов, несмотря на то что пока не до конца вник в тонкости чиновничьих перипетий – главой-то всего меньше месяца, твердо уверен: во всем будет опираться на инициативу снизу. Недавно, рассказывает, они на «народные» деньги приобрели и установили во дворе библиотеки уличные тренажеры. Выделили участок под строительство стадиона и теперь готовят документы, чтобы войти в областную программу. Еще вдоль села вскоре собираются обустроить «Тропу народной памяти» и установить красивые таблички, на которых разместят информацию, связанную с историей. А возле мемориала участникам Великой Отечественной войны намереваются разбить Аллею ветеранов. Расчищают и отсыпают участок для будущей аллеи пока тоже без всяких «финансовых вливаний» – силами людей.
– Работаем вместе, все решения принимаем так же, чтобы жить интереснее было, – говорит глава муниципалитета.
На скуку и правда никто не жалуется, ведь живут здесь талантливые люди. Например, продавец магазина Марина Помазуева пишет стихи о природе и любви, а еще детские сказки в стихах. Ее книги: «Егорка из Ведеркино», «Белая ворона в розовых очках», «Дедушкины байки» пользуются большой популярностью. Она рисует, рукодельничает, любой праздник может организовать и провести на славу. Александр Борисенко, который вот уже четверть века руководит местным хором «Реченька», – не только известный в районе баянист и поэт, автор нескольких песен о Мотах, но и прекрасный резчик по дереву. Ирина Судакова – заведующая библиотекой, Татьяна Моргач – в прошлом инженер-электрик, Нина Дергачева – бывший преподаватель истории, Николай Берестов – тренер по боксу в ДЮСШ Шелехова, Елена Игнатенко – продавец, Иван Дергачев – студент, члены поэтического клуба «Мотыльки», соавторы серии сборников «Поэты нашего села». А Ирина Севостьянова, Татьяна Кислова, Зоя Антипина и Татьяна Варкентин – одни из самых преданных членов клуба «Встреча».
– Проводим садово-огородные выставки. Кто-то рецептом поделится, кто-то салат новый принесет, кто-то пирог. А сейчас собираемся, вяжем носки, рукавицы, шьем балаклавы для мобилизованных шелеховчан, – рассказывают они. – Купили шерсть, ткань, открыли счет, уже больше 25 тысяч собрали на медикаменты и другое необходимое. Впереди зима, все пригодится. Мальчишки же там наши воюют…