12.10.2022 11:03
Рубрики
Общество
Фото
автора
Фото:
автора
12.10.2022 11:03

По железной дороге под «Бамовский вальс»

Митинги, встречи ветеранов, выступления артистов, посещение памятных мест. В городах и поселках иркутского участка БАМ прошел фестиваль искусств «Огни магистрали». В этом году он посвящен 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали и 85-летнему юбилею Иркутской области. Ветераны большой стройки и молодежь проехали свыше 800 км по железной дороге.

 

Возрождение традиции

В Приангарье действовала 21 всесоюзная и областная комсомольские стройки. Силами молодых людей построены крупнейшие промышленные и транспортные объекты региона и страны. Это Байкало-Амурская магистраль, Иркутская, Братская, Усть-Илимская ГЭС, города Ангарск, Байкальск, Саянск, Братск, Усть-Илимск.

Фестиваль «Огни магистрали» – давняя бамовская традиция. Перед рабочими выступали известные композиторы и артисты – Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, американский певец Дин Рид, поэт Евгений Евтушенко.

Как и многие советские традиции, фестиваль был забыт и возродился спустя 30 лет. Его организатором стал Иркутский областной Дом народного творчества (ИОДНТ) при поддержке министерства культуры Иркутской области и Иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «БАМовское содружество».

Пассажирами специального поезда Иркутск–Улькан в этом году стали более 80 человек – ветераны стройки БАМ и творческие коллективы. В числе артистов – народный ансамбль танца «Сибирьяночка» и учебный театр детей и молодежи «Правда» Иркутского областного колледжа культуры, артисты ИОДНТ и ИрГУПС.

– Фестиваль искусств «Огни магистрали» был возрожден в 2018 году. Его проведение – важное патриотическое мероприятие, которое основано на сохранении исторической памяти. Это диалог между ветеранами-строителями, общественными организациями и молодежью. Участники фестиваля узнают о традициях, заложенных во времена великих всесоюзных строек, истории возведения магистрали и о героических трудовых подвигах бамовцев, – рассказала министр культуры Иркутской области Олеся Полунина.

 

Встречи в Тайшете

Первую остановку поезд сделал в Нижнеудинске. Ветераны комсомола и местные жители встречали гостей с плакатами. Звучали песни комсомольской юности и легендарный «Бамовский вальс» – гимн стройки того времени. Улыбки, стихи, прощальные объятия, и поезд отправляется дальше.

Тайшет – город, где начинался нулевой километр Байкало-Амурской магистрали. Здесь установлен памятник, навсегда увековечивший «ворота БАМа». В день прибытия фестивального поезда в город словно вернулась весна – солнце светило совсем не по-осеннему, отчаянно капало с крыш. На митинг у привокзальной площади пришли местные жители, ветераны стройки, живущие в Тайшете.

– Многие объекты в городе построены вот этими руками, – не без гордости заявил бывший плотник-бетонщик Евгений Басов. – Тайшет живет, поезда ходят, и все, что мы сделали, было не зря.

– Такой праздник! Если бы сегодня позвала большая стройка, я бы тоже поехал, – признался студент местного техникума Степан Эпов.

После митинга гости посетили музей локомотивного депо, история железнодорожного предприятия никого не оставила равнодушным.

 

 

Житель города, строитель магистрали Александр Глазковский подарил музею набор значков. В городе его знают и крепко уважают. «Тот, который везде», – говорят про ветерана.

– У меня более трех тысяч значков БАМовской тематики, с 80-х годов прошлого века собирал, – рассказал Александр Федорович.

 

 

А после в Доме культуры «Юбилейный» начался концерт. Театрализованной постановкой молодые участники творческих коллективов из Иркутска рассказали зрителям, как проходила великая стройка ХХ века. Песни о героизме комсомольцев в исполнении молодежи звучали на редкость современно. Взволнованные зрители в кадрах черно-белой кинохроники узнавали знакомые лица и объекты стройки. 130 000 человек было занято в пиковый период на прокладке путей!

После концерта произошло невероятное событие: Татьяна Асманова спустя 37 лет встретила товарища-бамовца Виктора Духова.

– Он у нас в Кунерме клубом заведовал. И сейчас в культуре работает, – с волнением рассказала женщина.

 

Из Кремлевского зала – в тайгу

В числе пассажиров фестивального поезда были удивительные люди. В семидесятые годы прошлого века имя Героя Социалистического труда Виктора Ивановича Лакомова гремело на всю страну. Он возглавлял первый Всесоюзный комсомольско-молодежный отряд. Руководитель бригады строителей, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР Вячеслав Иванович Аксенов приехал из Красноярска. Скромные, красивые люди с потрясающей биографией, что ни судьба, то легенда.

Призыв к молодежи строить магистраль прозвучал на XVII съезде ВЛКСМ, где БАМ объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой,

– Мы, комсомольцы, прямо со съезда, из Кремлевского зала поехали покорять тайгу, – улыбается Вячеслав Иванович. – Я начинал лесорубом.

Виктор Иванович Лакомов тоже не искал славы, она сама его находила.

– Сейчас в Падунских порогах бригада моя сядет. Вот эти точно герои, – радовался он предстоящей встрече.

Иван Павлович Овсянников – поэт, ветеран «Ангарскстроя» – еще одна бамовская легенда. Его первые стройки начались в 1957 году после окончания Красноярского железнодорожного техникума. Строитель БАМа издал книгу стихов «Страницы памяти».

– Все, чем я жил эти годы, отражено в строках, – рассказал поэт.

На станции Падунские пороги под ветром развевались красные комсомольские знамена. А над железной дорогой гремели песни про звезды над голубой тайгой.

Участники фестиваля посетили музей Братскгэсстроя. 9 декабря 1954 года на левом берегу Ангары появилась первая палатка. Комсомольцы из бригады Бориса Гайнулина в 50-градусный мороз расчищали скальное дно Ангары под зуб плотины. Осталась фотография на память – веселые парни в телогрейках и валенках. За успешное строительство ГЭС и самоотверженный труд Братскую городскую комсомольскую организацию удостоили ордена Трудового Красного Знамени.

Музейные экспозиции словно возвращали ветеранов в дни молодости.

– Мы жили точно в таких палатках. Бывало, от холода у девочек косы к полу примерзали. А еще бывало – сварим кастрюлю щей, вынесем на улицу, придет медведь и съест, – вспоминала Раиса Титомирова.

Клавдия Рукосуева много лет отработала штукатуром-маляром в управлении строительством «Ангарскстрой». Сотни тонн цемента перетаскали девушки на своих хрупких плечах.

 

Братские легенды

На строительство Братской ГЭС после демобилизации солдаты добровольно ехали целыми ротами. На музейных фотографиях – молодые ребята в гимнастерках и пилотках, девочки в платочках. И трогательные письма-заявки «Прошу зачислить меня в состав строителей БАМ». Письма с просьбами отправить их на работу так и подписывали: «Байкал, Иркутск, горком комсомола…»

 

 

На Братскую ГЭС, это чудо гидроэнергетики, приезжал посмотреть кубинский лидер Фидель Кастро. Апофеозом мирового признания стал приезд международного конгресса по русловым плотинам во главе с Клаудио Марчелло. Он-то и сказал знаменитую фразу: «Сегодня гидростроители всего мира сели за парты перед строителями Братской ГЭС».

Социализм был удивительным временем, когда деревенские пареньки делали головокружительную карьеру. Среди них – начальник Братскгэсстроя Иван Наймушин. Под его руководством в глухой тайге положили начало строительству энергопромышленного района.

Фреда Юсфина, первостроителя Братска, называли народным министром культуры. Он руководил знаменитым юношеским клубом «Варяг», создал устный журнал «Глобус», участниками которого были Александра Пахмутова, Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Давид Тухманов. С легкой руки Юсфина в Братске появился клуб моряков, офицерский бал, конкурс талантов «Жемчужина Братска».

Концертная программа фестиваля собрала целый зал. Советские шлягеры в исполнении иркутских артистов звучали светло и нежно. Сольные номера чередовались с зажигательными народными танцами.

«Дорога железная, как ниточка тянется, а то, что построено, – все людям останется», – пели ребята.

 

История продолжается

Станция Лена, город Уст-Кут стали следующей остановкой. Именно сюда в апреле 1974 года, после XVII съезда ВЛКСМ приехали его делегаты в рабочих спецовках. В память об этом на стене вокзала установлена мемориальная доска.

Участников «Огней магистрали» устькутяне встречали хлебом-солью. Слово БАМ было написано на каравае.

После торжественного митинга участники агитпоезда посетили Усть-Кутский исторический музей. Выставку «Эвенки – коренное население Верхнего Приленья» гостям представила заведующая экскурсионным отделом Дарья Лысунь.

С выставкой картин художников творческого объединения «Даван», посвященной 85-летию Иркутской области, бамовцев познакомила научный сотрудник музея Марина Аганина.

Одна из старых картин привлекла особое внимание зрителей. Парни в пиджаках и косоворотках о чем-то задушевно беседуют на поляне.

– Это наши строители, бамовцы мехколонны. Картина была утеряна, потом нашлась, и ее подарили музею, – взволнованно рассказала Наталья Собакарь.

Музей в Усть-Куте хранит историю строительства и фотохронику поселков Улькана, Кунермы, Магистрального, Нии, Звездного. И только витрина «БАМ-2» пока пуста – история этой стройки еще пишется.

Концерт, состоявшийся в районном культурно-досуговом центре «Магистраль», вновь собрал вестернов.

Из Усть-Кута поезд направился в поселок Магистральный, на станцию Киренга.

Ветерана Нину Романовну Литвин встречали подруги – строители Надежда Тагаева и Кафия Тучарская. Женщины не скрывали радостных слез.

Участники митинга говорили о важности последних событий – вхождении в состав России новых территорий – ЛДНР, Запорожской и Херсонских областей. Ветеран БАМа Владислав Юлькив приехал на строительство магистрали из Западной Украины. В Сибири нашел судьбу и любовь, работал водителем.

– БАМ строили представители 108 национальностей, много было ребят и девчат из Украины. Мы все дружили. Страшно то, что сейчас там творится, как можно было забыть свою историю и то, что мы вместе пережили?

В Улькане, последней станции фестиваля, вспоминали важнейшие события стройки.

– Практически на этом же самом месте 27 октября 1977 года путеукладчик под руководством Виктора Лакомова уложил символическое «серебряное» звено, а 29 октября 1977 года, в день рождения комсомола, в Улькан пришел первый рабочий поезд с почетными пассажирами на борту, – рассказал председатель думы Казачинско-Ленского района Владимир Онищенко.

От имени депутатов Законодательного Собрания Иркутской области парламентарий Николай Труфанов вручил ветеранам комсомола приветственный адрес. Он отметил, что модернизация железнодорожных магистралей входит в число российских национальных приоритетов. А строительство ветки БАМ-2, продолжение инфраструктурных проектов – мощный импульс к экономическому развитию территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока.

– 85-летний юбилей области, предстоящее 50-летие БАМа – важные для нас даты. Хочу выразить слова благодарности ветеранам – вы не просто построили города и поселки, вы сделали задел на будущее. Важно, чтобы главные наши традиции передавались молодому поколению. Молодежь четко должна знать – нам строить и двигать вперед Россию, – отметил Николай Труфанов.

После возвращения никому не хотелось расставаться.

– Всякий раз, когда я видел кинохронику БАМа, слезы на глаза наворачивались. Артисты – такие молодцы, светлые, талантливые ребята! – поделился впечатлениями ветеран стройки Евгений Сарапулов. – Мы встретились со своими друзьями, с кем работали, просто грудь разрывает от эмоций. Спасибо организаторам фестиваля, спасибо губернатору Игорю Кобзеву за то, что поддержал эту прекрасную идею. Все прошло на высшем уровне!