19.10.2022 14:10
Рубрики
Общество
Фото
автора, из семейного архива семьи КРИВОШЕЕВЫХ
Фото:
автора из семейного архива семьи КРИВОШЕЕВЫХ,
19.10.2022 14:10

Рейс последней надежды

Врачи Ивано-Матренинской больницы спасли школьника, перенесшего самую тяжелую форму осложнения после коронавируса

В Иркутск 16-летнего Валеру Кривошеева из поселка Алексеевск Киренского района в срочном порядке вывез борт санавиации. Другим транспортом довезти из отдаленного поселка могли просто не успеть. Счет уже шел уже не на дни, а на часы. Пациента срочно поместили в реанимацию Ивано-Матренинской детской клинической больницы.

Тяжелейшая лихорадка, сердечная недостаточность, невыносимый болевой синдром, и самое главное – на момент поступления у врачей не было 100-процентной уверенности в диагнозе. Они предполагали, что так проявилось осложнение после перенесенной коронавирусной инфекции – педиатрический мультивоспалительный синдром. Подобную ситуацию в шахматах называют цейтнотом, это когда игроку надо сделать много ходов, а времени практически не осталось. Однако врачи эту партию сумели выиграть.

В декабре 2020 года Кривошеевы готовились встречать Новый год. В семье царило приподнятое настроение, обсуждали подарки, меню праздничного стола. Валера – средний сын, мечтал о спортивной карьере. Парень всерьез увлекался футболом и пауэрлифтингом, свободное время посвящал тренировкам, выступал на областных соревнованиях, готовился получить звание кандидата в мастера спорта.

 

Праздник семье испортил ковид, сразу и всем

– Сначала у меня поднялась температура, потом заболел супруг, за ним – Валера и младший сын, – вспоминает события тех дней мама Галина Витальевна Кривошеева. – Муж болел тяжелее всех, и тест на ковид взяли только у него – положительный. Когда с нашей семьи сняли карантин, я поехала по делам в Иркутск и снова заболела – пневмония среднетяжелой формы. Вылечилась, в конце января вернулась домой, и Валера заметил, что совсем не чувствует запахов с 13 числа, периодически температурит. Врачи сказали, что такое бывает. Мы стали давать ему противовирусные средства, витамины.

 

Симптомы по интернету

Валера продолжал ходить на тренировки, возвращался сильно уставшим, сразу ложился спать. 29 января у него резко поднялась температура, жаропонижающие средства не помогали. Мама забила тревогу, стала вызывать то скорую, то педиатра. Состояние мальчика ухудшалось с каждым днем.

– Я начала искать в Сети описание симптомов осложнения после коронавируса, – рассказывает Галина Витальевна. – Алексеевск – достаточно отдаленный поселок, и я как мама трех детей часто пользуюсь интернетом, чтобы хотя бы понимать, о каком заболевании идет речь. Вот тогда и выяснила, что ковид дает осложнения на почки в том числе, и все описанные симптомы совпадали.

На пятые сутки у Валеры началась рвота кровью. Мама добилась госпитализации – температура поднималась уже под 40.

– На свой страх и риск сама начала колоть сыну антибиотик, который мужу выписывали при коронавирусе. Мужу тоже сама уколы ставила – в те дни стояли сильные морозы, и к нам ходить было некому, – вспоминает женщина. – В больнице Валере поставили диагноз – ротавирус. Обследовали, но ничего другого не нашли. А сын уже не мог вставать, не открывал глаза, перестал есть, пил только воду, которая сразу выходила. На шестые сутки у него начались дикие боли в животе.

Родители мальчика начали бить во все колокола, чтобы перевезти Валеру в Иркутск. Обращались ко всем, кто хоть как-то мог им в этом помочь – директору школы, мэру, депутатам. Пятого февраля борт санавиации вывез тяжелого пациента в Иркутск, где напрямую парня доставили в «Матрешку».

 

Врачебное братство

– Валера стал, наверное, самым тяжелым нашим пациентом с педиатрическим мультивоспалительным синдромом, – рассказывает Наталья Марковна Павлова, врач-педиатр, детский-кардиолог, ревматолог, заведующая кардиологическим отделением ОГАУЗ Ивано-Матренинской детской клинической больницы. – Пациент поступил с тяжелейшей лихорадкой и сердечной недостаточностью, с невозможным болевым абдоминальным синдромом. Хирурги экстренно взяли пациента в операционную, потому что найти возможный источник боли. Лапароскопия (прокол через переднюю брюшную стенку) помогла выявить неспецифическую воспалительную реакцию, и мы начали выяснять причину заболевания. Причем в истории болезни Валеры не было записи о том, что он переболел ковидом – была только отметка, что данное заболевание было подтверждено у одного из членов семьи.

Мультивоспалительный синдром коварен тем, что его трудно диагностировать. Часто пациенты поступают сразу в реанимацию с явлениями кардиогенного шока и очень высокой температурой, не сбиваемой обычными жаропонижающими средствами. Синдром может «маскироваться» под приступы острого живота или аппендицита, причем настолько схоже, что дети попадают на операционный стол к хирургам. И консилиум в реанимации у постели больного в таких случаях – далеко не редкость.

– У этого ребенка доминировали симптомы поражения сердечно-сосудистой системы, он потребовал активнейшего лечения, кардиотонической поддержки, – вспоминает Наталья Марковна. – В первые дни стандартными противовоспалительными средствами нам справиться не удавалось – развивалось поражение проводящей системы сердца. Нам пришлось прибегнуть к помощи кардиохирургов, чтобы временно установить Валере кардиостимулятор. В Ивано-Матренинской нет таких специалистов, и мы обратились к коллегам из областной клинической больницы. Данный случай – как раз один из ярких примеров поддержки врачами друг друга: аритмолог и кардиохирург Алексей Дудник откликнулся сразу и сообщил, что освободится к 10 часам вечера и приедет. Действительно приехал, удачно провел операцию… Полночь – это явно не его рабочее время. Люди работают, стараются спасти детей – и это правильно в сложившейся ситуации.

– Когда Валера только поступил в реанимацию, у него пульс был – 20 ударов сердца в минуту, – рассказывает мама мальчика. – Настолько густая кровь, что даже анализы брали с трудом; не работал кишечник, отказали почки, развился септический перитонит. В первые сутки, когда я звонила в реанимацию, мне прямо сказали – состояние крайне тяжелое. Положительная динамика появилась на вторые сутки, пульс увеличился до 35–40 ударов.

 

В отделении реанимации Валера провел 25 суток! Консилиумы у его кровати стали обычным делом.

 

– Подобных случаев в мировой практике было описано слишком мало, – говорит Наталья Марковна. – Учиться пришлось практически на ходу, права на ошибку не было – речь шла о жизни ребенка. Ни одно заболевание за всю историю медицины не имело такой скорости изучения, как коронавирус. Менялись клинические рекомендации, подходы к ведению пациентов. Все это требовало от нас быстрой реакции и постоянного обновления своих знаний.

Все это время Галина Витальевна жила у старшего сына в Иркутске, каждый день ходила в больницу. Когда Валера немного окреп, он начал писать маме письма на бумаге (пользоваться телефонами пациентам в реанимации запрещено).

– Я ему писала ответы, – говорит Галина Витальевна, – почтальонами работали медсестры и медбратья, они спускались ко мне в приемное из реанимации, с четвертого этажа.

 

Ответственный пациент

Первого марта Валеру перевели в отделение педиатрии. Из реанимации пациент ехал на коляске – ходить ему было еще рано, врачи разрешили только вставать на три минуты два раза в день. Еще две недели парень провел в стационаре, но уже вместе с мамой.

– Меня приятно удивила душевность, отзывчивость и высокая квалификация всего медицинского персонала – и врачей, и медсестер, и в реанимации, и в отделении, – делится мама Валеры. – Все объясняли, спокойно, доходчиво, откликались на любую просьбу.

 


Когда Валере стало лучше, он уговорил сотрудников больницы сделать всего одну фотографию – с улыбкой, чтобы отправить маме

 

– Валера очень ответственный парень, спортсмен, и в отделении мы с ним вместе разрабатывали комплекс упражнений для ЛФК, – вспоминает Наталья Марковна. – Даже в реанимации, как только ему разрешили чуть-чуть двигаться, он сразу начал поднимать руки и ноги. Хотя если честно, недели две после его поступления мы сомневались в благополучном исходе. Но Валера справился – из больницы он ушел на своих ногах, без одышки, с хорошей толерантностью к физическим нагрузкам.

После выписки из больницы парень начал набирать вес. А вот искренне улыбаться у него получилось не сразу: принять, что болезнь перечеркнула все его планы на жизнь и спортивную карьеру, было сложно. Но с ним рядом мама, папа и братья, которые поддерживают, подбадривают и помогают. Парень до сих пор остается под наблюдением врачей. Пришлось Валере сменить приоритеты и при поступлении в вуз. До болезни он мечтал о спортивной карьере и о службе в силовых ведомствах, теперь выбрал профессию по силам – поступил в ИРНИТУ на факультет промышленного и гражданского строительства, станет инженером-проектировщиком.

 

Оксана Обарчук, врач-анестезиолог высшей категории, заведующая отделением анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии № 1 ОГАУЗ ГИМДКБ Дарья Михайловская, анестезиолог-реаниматолог

 

Родители Валеры, жители поселка Алексеевск и всего Киренского района обратились к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву с просьбой наградить медицинских работников (в том числе и Ивано-Матренинской детской клинической больницы) за спасение жизни Валерия Кривошеева, ученика 10 класса Алексеевской школы. В своем письме родные и односельчане мальчика сообщили, что в спасении ребенка приняли участие Моор Мария Владимировна, врач-педиатр ЦРБ поселка Еланцы (она по анализам крови определила, что ребенка необходимо срочно везти в Иркутск), Матысик Татьяна Анатольевна, начальник отдела организации помощи детям и женщинам министерства здравоохранения региона, и врачи Ивано-Матренинской детской клинической больницы, куда поступил на лечение Валера Кривошеев: Обарчук (Кондрашина) Оксана Геннадьевна, врач-анестезиолог высшей категории, заведующая отделением анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии № 1, Михайловская Дарья Александровна, анестезиолог-реаниматолог и Павлова Наталья Марковна, врач-педиатр, детский кардиолог, заведующая педиатрическим отделением.

«Врачи в буквальном смысле вырвали жизнь мальчика из лап смерти», – написали жители Киренского района. «Низкий поклон им от нас за самоотверженный труд и высокий профессионализм!»