19.10.2022 12:05
Рубрики
Культура
Фото
из архива Иркутского музыкального театра
Фото:
из архива Иркутского музыкального театра
19.10.2022 12:05

«Старший сын» в музыкальном театре

Премьера лирико-комической оперы «Старший сын» состоялась 15 октября в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского. Событие само по себе нетривиальное, ведь это произведение известного композитора Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима ставится всего второй раз за всю его историю. Впервые премьера оперы состоялась в 1983 году на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Кроме того, это единственный музыкальный спектакль по произведению Александра Вампилова. Постановку приурочили к 85-летию драматурга и юбилею Иркутской области.

 

Не совсем опера

Оперное воплощение московского режиссера Алексея Смирнова, одного из любимых драматическими режиссерами произведений Александра Вампилова, получилось очень органичным. К тому, что герои поют, а не говорят, привыкаешь буквально за несколько первых минут и начинаешь воспринимать их манеру общения как должное. Тем более что арии героев хорошо ложатся на слух.

– На мой взгляд, «Старший сын» – не совсем опера, – считает Алексей Смирнов. – По музыкальному материалу она ближе к мюзиклу, но по композиции – безусловно, опера, ведь там нет диалогов, все слова поются. Но там, где герои должны общаться посредством арий и дуэтов, они это делают с помощью музыкального речитатива. Таким образом, по музыкальному языку – это близко к мюзиклу, а это все-таки жанр XX века. Он помогает нам приблизиться к героям, благодаря чему мы довольно легко входим в эту историю 1960-х годов.

Геннадий Гладков создал очень интересный музыкальный материал, в котором буквально слышатся отголоски популярных музыкальных жанров того времени: джаз, твист, свинг.

– Интересны темы противопоставления характеров Владимира и Семена и совершенно уютной, сложившейся, простой и настоящей семьи, – отметил главный дирижер Иркутского музыкального театра Виктор Олин. – От этого еще лучше работает одна из линий сюжета пьесы, о том, что Володя – сын детдома, когда он искренне принимает эту семью и становится ее частью. Музыкальный язык этой оперы лаконичен, понятен и написан в стилистике Гладкова. Кстати, автор немного цитирует здесь самого себя. Иногда мы слышим темы из «Обыкновенного чуда», «Собаки на сене», и это создает второй музыкальный план. В целом музыка очень гармоничная, мелодичная и красивая.

В постановке очень лаконичные декорации московского художника Юлии Ветровой. Передвижные стены, задекорированные под бетон, создают атмосферу жилого массива в спальном районе. Предметы мебели и техники отсылают нас к 1960-м годам. Атмосферу дополняет экран, на котором возникает то фотография пятиэтажек, то ковер – неизменный атрибут уюта советской эпохи.

 

Шутка удалась

В целом сюжет пьесы в либретто Юлия Кима практически не претерпел изменений. Наоборот, поэтический язык добавляет героям дополнительных красок. И все события приобретают какую-то целомудренность.

– Канва вампиловского сюжета практически не меняется и, по сути, мы смотрим ту же историю, только рассказанную Юлием Кимом рифмой и написанную Геннадием Гладковым нотами, – отметил Андрей Смирнов. – По жанру, мне кажется, что это более легкая и комическая вещь, чем пьеса, хотя и у драматурга по жанру это комедия.

Кстати, в этой версии «Старшего сына» совсем нет отрицательных и слабых героев. Даже Сильва (Станислав Грицких, Роман Лукьянчук) не кажется таким уж негодяем. Ну, понравилась ему Наташа (Светлана Мещерякова, Юлия Пихтина), ну, выдал он секрет Володи (Андрей Господарев, Гейрат Шабанов) – чего не сделаешь сгоряча! А Мишу с его правилами и распорядком (Андрей Капошин, Никита Мещеряков) даже немного жаль. Кажется, именно с таким чувством смотрит на него уже бывшая невеста Нина (Кристина Рагиль, Людмила Шер). Сарафанов (Виктор Лесовой, Евгений Алешин) не вызывает жгучей жалости, а скорее – трогательную симпатию. И пылкий влюбленный Васенька (Иван Перевощиков, Андрей Татарников) предстает перед нами юношей с вполне серьезными намерениями.

– Для меня эта пьеса о том, как двое молодых людей решили пошутить, и это привело к драме в семье, – отметил Алексей Смирнов. – В итоге та система ценностей, которая складывалась в этом доме годами, была разрушена и переформатирована. На самом деле мы постоянно видим, как что-то влияет на нашу жизнь неожиданным образом, и незначительные поступки порой меняют судьбу.

 

Иркутский дебют

Кстати, в «Старшем сыне» впервые вышли на иркутскую сцену сразу несколько дебютантов труппы Иркутского музыкального театра. Среди них Кристина Рагиль. Артистка родилась в городе Сегеже (Республика Карелия), юность провела в Петрозаводске. В 2014 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «артист драматического театра и кино». В 2013–2022 годах работала в театре «Петербургская оперетта». Для нее это не первый спектакль по пьесе Александра Вампилова.

– На курсе у нас был выпускной спектакль «Прошлым летом в Чулимске», где я играла Кашкину, так что для меня это знакомый автор, – отметила Кристина Рагиль. – И моя героиня Нина достаточно близка мне, потому что она молодая девчонка, которая верит в хорошее будущее, точно знает, чего хочет, она целеустремленная, ответственная, рациональная. Озорная, в силу своего возраста, и в ней есть внутренний огонечек, который ею движет. Она встречает настоящую любовь, и это светлое чувство переворачивает все ее принципы, которые у нее были раньше. Поэтому, я думаю, что эта история вполне современна.

Андрей Господарев, который также дебютировал в главной роли, окончил Петрозаводскую государственную консерваторию им. А.К. Глазунова, по окончании магистратуры обучался вокалу по программе ассистентуры-стажировки. С 2018 года работал солистом Карельской государственной филармонии. Параллельно с 2020 года был руководителем церковного хора в Лютеранской церкви.

Исполнитель роли Васеньки Иван Перевощиков родился в Санкт-Петербурге. С 2018 по 2022 годы работал в Музыкальном театре «Петербургская оперетта», сотрудничал с «Петербург-концертом» и пел на городских мероприятиях. В 2021 году окончил Российский государственный институт сценических искусств по специальности «артист музыкального театра».

Максим Капошин, который дебютировал на иркутской сцене в роли Миши, родился в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). В 2022 году окончил магистратуру в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова. Работал в Марийской государственной филармонии и Марийском государственном академическом театре оперы и балета имени Эрика Сапаева.