О развитии автотранспортных предприятий Иркутской области - эксперт «Областной»
В пресс-центре газеты «Областная» 24 октября 2022 года прошла пресс-конференция на тему: «Развитие автотранспортных предприятий Иркутской области».
– В Иркутской области действуют несколько государственных программ, по которым мы оказываем содействие автотранспортным предприятиям в развитии общественного автомобильного транспорта, – рассказала заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга Золоторева. – В том числе, программа «Развитие транспортного комплекса Иркутской области», утвержденная постановлением правительства региона от 26 октября 2018 года № 768-пп. В прошлом году по ней были выделены 9 млн рублей на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной доступности удаленных населенных пунктов, куда неохотно идут перевозчики. В 2022 году заключены контракты на перевозку пассажиров по 14 межмуниципальным маршрутам на сумму 14 млн рублей, что позволило обеспечить сообщение с семью населенными пунктами Тулунского и Братского района, а также в Зиминском и Усть-Илимском районах по социально значимым межмуниципальным маршрутам. Ежегодно средства на эти мероприятия будут предусматриваться, закрывая направления, невостребованные перевозчиками.
Иркутская область прошла отбор на предоставление межбюджетного трансферта из федерального бюджета по национальному проекта «Экология», по которому осуществляется реализация мероприятий регионального проекта «Чистый воздух». В этом году правительство региона заключило соглашение с Министерством природных ресурсов и экологии России о предоставлении межбюджетного трансферта Иркутской области для покупки 25 троллейбусов в 2022 году и 20 троллейбусов, 27 автобусов, работающих на газомоторном топливе в 2023 году для Братска. Финансирование запланировано в размере 450 млн рублей в 2022 году и более 1 млрд рублей в 2023 году. Федеральные органы рассматривают возможность включения в проект всех городских округов, где действует электротранспорт. Это актуально и для Иркутска, где износ трамваев составляет около 80%.
По подпрограмме «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2019 – 2024 годы, утвержденной постановлением правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 года № 800-пп предусмотрено финансирование из областного бюджета в размере 960 тыс. рублей.
В этом году субсидию в размере 960 тыс. рублей получил Иркутск, при софинансировании из местного бюджета будут купили два низкопольных автобуса, специально оборудованных для инвалидов и других маломобильных групп населения. Иркутск освоит средства до середины 4 квартала 2022 года.
В соответствии с данными реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Иркутской области, перевозки выполняют 110 перевозчиков. Из них индивидуальные предприниматели – 69, муниципальные унитарные предприятия – пять, общества с ограниченной ответственностью – 34, одно открытое акционерное общество и одно акционерное общество. Поддержка индивидуальных предпринимателей заключается в предоставлении возможности выходить на контракт по социально значимым, но невыгодным для перевозчика маршрутам.
Среди проблем, актуальных для перевозчиков, Ольга Золоторева назвала отсутствие автомобильных дорог, отвечающих требованиям обеспечения безопасности дорожного движения при организации регулярного автобусного сообщения. Жилые комплексы, вырастающие в населенных пунктах вокруг Иркутска, строятся без учета дорожной сети. Застройщикам важно предусматривать наличие дорожной сети, отвечающей требованиям при строительстве таких жилых комплексов.
Также остра проблема высокой изношенности подвижного состава автомобильного транспорта, работающего как на межмуниципальных, так и на муниципальных маршрутах общественного транспорта. Особенно неблагоприятная ситуация складывается в сфере городского наземного электрического транспорта, а еще более тяжелая ситуация – с обновлением трамваев. Трамвайный парк практически во всех городах, где он имеется, изношен на 70 и более процентов. «Мы вместе с Горэлектротранспортом Иркутска активно продвигаем вопрос использование троллейбусов на автономном ходу. У этого вида транспорта большое будущее в том числе для территорий, которые застраиваются за пределами г. Иркутска. К примеру сегодня троллейбус №777 идет до микрорайона Солнечный как троллейбус, затем отцепляется от линии электропередач и далее по маршруту идет как электробус до п.Молодежный. В этом году он также зацепил садоводческие маршруты по пути следования. Сейчас планируем запустить в тестовом режиме маршрут в Ново-Ленино. В планах также и маршрут в г. Шелехов и п. Луговое. Всего в Иркутской области согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом значатся 369 маршрутов. Из них 139 в междугороднем сообщении и 230 в пригородном», – отметила Ольга Золоторева.
Минтранс разрабатывает документ транспортного планирования Иркутской агломерации. Техническое задание уже готово. Деньги на разработку стратегии предусмотрены в Дорожном фонде. Вместе с администрацией Иркутска разработают единую схему общественного транспорта. Ее главными элементами станет отсутствие дублирующих маршрутов, создание математической модели замены межмуниципальных маршрутов, которые не будут пересекаться с городскими. При этом будет учтено удобство для граждан. Также принятие стратегии позволит зайти в программу финансирования автомобильного транспорта по государственной программе «Безопасные и качественные дороги».
Повышение стоимости на проезд наблюдается по всей Иркутской области. Рост тарифов по нерегулируемым тарифам составил от 8% до 56% в Тайшете, Ангарске, Шелехове, Усть-Куте. Повлиять на регулирование тарифов сегодня может лишь Федеральная антимонопольная служба, если будет вынесено решение о необоснованном повышении.
Рассматривается участие области в программе ВЭБ.РФ по брутто-контрактации, которая предусматривает закуп маршрутов от пройденного километража и обязательства перевозчиков выполнять их в полном объеме. Изучив экономическую целесообразность, в министерстве планируют постепенно переводить маршруты в Иркутске на брутто-контракты.
Ольга Золоторева также рассказала, что в Иркутской области зарегистрировано 243 субъекта предпринимательской деятельности легкового такси (в том числе 33 юридических лица и 210 индивидуальных предпринимателей), которые используют на перевозках пассажиров 1 314 разрешений (юридические лица 750 и индивидуальные предприниматели 564). За последние три года жалоб на нарушение порядка выдачи разрешений по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не поступало.