В память о великой стройке
Житель города Тайшета Александр Глазковский почти полвека собирает историю великой магистрали в книгах и значках
Очень личное
В этом году бамовец Александр Федорович Глазковский отметил 65-й юбилей. История его жизни хоть и не тянет на авантюрный роман, но сюжеты в ней закручены сложные.
Мальчик Саша в шестилетнем возрасте попал в Квитокский интернат, от шестилетнего малыша, уроженца деревни Сергино, отказалась мама. Почему? Спросите, что-нибудь полегче. К слову, маму Софью Ивановну Александр потом встретил в 1980 году в Тайшетском районе. Нашел абсолютно случайно – в поездке за грибами на станцию Топорок. Деревенская женщина задумчиво смотрела на парня, сказала: «Вы так похожи на одного знакомого мужчину». Что родня друг другу, выяснили быстро, фотографии семейные помогли. Маму Александр потом 25 лет опекал. Помогал чем мог, схоронил. Зла не держал, жалел – родная душа все-таки.
Но это будет потом. А пока – детский дом. Тяготы сиротства парень испытал сполна. По «кривой» дорожке не пошел – хотелось учиться. Окончил школу, поехал в город Черемхово, где в профтехучилище получил профессию слесаря.
Не успел новоиспеченный рабочий привыкнуть к производству, как пришла повестка в армию. Отслужил два года в роте связистов в Забайкалье, демобилизовался в 1977 году.
– К концу службы к нам офицер в часть приехал, говорит: «Не хотите олимпийские объекты в Москве строить?» Я получил комсомольскую путевку и поехал, – вспоминает наш герой. К слову, в комсомол он вступил в 1974 году, комсомольский билет и значок бережно хранит до сих пор.
В возведении объектов Олимпиады-80 есть и труд Александра Глазковского. Однако в столице он не остался – и климат не тот, и домой, в Тайшет, захотелось.
Дорога на БАМ
– После возвращения из Москвы я в локомотивное депо Тайшета пришел работать. Слесарил, выполнял любую работу, – рассказывает ветеран.
БАМ в его жизни начался в 1980 году. Молодые ехали на комсомольскую стройку за романтикой и «запахом тайги», слесарь Глазковский отправился за личной историей.
– Анатолий Родионов, хранитель музея локомотивного депо, мне подсказал: «Давай на БАМ двигай, парень, там такие дела делаются». Я устроился в СМП-621 треста Ангарстрой, 15 лет отработал в строительно-монтажном поезде.
Бригада Глазковского занималась кровельными работами, строительством дорог, ремонтами объектов. А потом… Жизнь прошла, вот что потом. И страны СССР не стало, и СМП развалился. Пришлось вернуться на работу в локомотивное депо слесарем, где ветеран проработал до самой пенсии.
Особая порода
Собирать историю БАМа в значках Александр Федорович начал в 1977 году. Как кусочки прошлого помогают археологу восстановить картину древнего мира, так и эти значки хранят историю грандиозной стройки Сибирской железной дороги. По этим значкам можно изучать географию Всесоюзной комсомольской стройки. В 1974–1984 годах проходил основной этап строительства, тысячи людей работали на прокладке магистрали.
– Впервые увидел у парня на груди бамовский значок в 1977 году и просто обмер. Это было, когда мы дружинниками улицы города Тайшета патрулировали. Увидел такое чудо и понял, что должен собрать всю историю БАМа в значках.
Где он их находил? В 70-х годах прошлого века ходил к проходящим поездам (все они шли через Тайшет), присматривал у владельцев, выпрашивал. Выменивал у стройотрядовцев (их тогда много на БАМ приезжало). Покупал постоянно, значки в «Союзпечати» продавались большими комплектами.
Свыше 3 тыс. значков было в коллекции Глазковского. Первые бамовские значки – около 100 штук – ветеран подарил музею локомотивного депо Тайшета и передал в городской Дом культуры.
Самые ценные экземпляры в его бамовской коллекции – значки «Дорога Абакан – Тайшет», «40 лет БАМу», «20 лет Ангарстрою». Но и с ними расстался без сожаления. «Все останется людям», – говорит Александр Федорович.
Он и сегодня продолжает коллекционировать значки с любимой символикой. Ветеран следит за новостями магистрали, радуется начавшейся модернизации, новым событиям и новым людям, которые сегодня работают на магистрали.
– Эта стройка – моя история с молодости до сегодняшнего дня. Считайте, вся моя жизнь…
Бамовцы – особая порода. Взаимовыручка для них – не пустые слова. Сегодня Александр Федорович – главный помощник в городском совете ветеранов и в обществе инвалидов. «Тот, который везде», – говорят про него.