Дороги: строить и ремонтировать

Строительными и ремонтными работами в этом году в Приангарье охвачено 127 объектов протяженностью 360 км. Об этом прямом эфире сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства региона Максим Лобанов. По его словам, это беспрецедентный для региона объем, в том числе и по финансированию. Вместе со своим заместителем Виктором Цишковским он подробнее остановился на ситуации по северным территориям, дал разъяснение по ограничению проезда тяжеловесного транспорта для сохранения дорожной инфраструктуры.

 

В первоочередном порядке

Министр напомнил, что по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» реализуется только часть задач. Вместе с тем ведутся работы по содержанию дорог. Также дорожные организации занимаются созданием инфраструктуры, включающей разработку карьеров, приобретением современной техники и оборудования, привлечением и подготовкой кадров, повышением квалификации рабочих.

– Для приведения всей проезжей части региона в нормативное состояние требуется в общей сложности около 1 трлн рублей. Таких средств в областном бюджете нет, поэтому министерством были выделены приоритетные участки так называемой опорной сети. Это касается дорог, имеющих экономическое и социальное значение, в приоритете находятся трассы с интенсивным движением и повышенной аварийностью, – подчеркнул Максим Лобанов.

Протяженность приоритетных участков «опорной сети» составляет 2200 км, которые располагаются на дорогах Братск – Усть-Илимск, Тайшет – Чуна – Братск, Иркутск – Листвянка, трасса к Большому Голоустному, Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово, Иркутск – Оса – Усть-Уда и другие. Министр сообщил, что по поручению главы государства, не менее 85% дорог «опорной сети» надлежит привести к 1 января 2028 года к нормативному состоянию. У нас этим условиям соответствует лишь 40% дорог.

Максим Лобанов подчеркнул, что ремонтные работы будут проводиться не только на дорогах регионального значения, но и в муниципалитетах. Он пояснил, что губернатором утвержден список из 45 муниципальных образований, в которых будет сделана проезжая часть в ближайшие пять лет. Речь идет обо всех районных центрах и населенных пунктах с жителями более 6 тыс. человек.

– В 16 из 45 муниципалитетах в прежнее время ремонта на дорогах вообще не было. Выполнялось только выравнивание профиля, и то не везде. Причина была не только в отсутствии финансирования, со стороны глав муниципалитетов не было инициативы. Сегодня органы местного самоуправления обязаны обращать внимание на дорожную инфраструктуру, – подчеркнул министр.

 

Северные маршруты

Во время прямого эфира наибольшую активность проявляли жители северных территорий. Здесь транспорт движется в основном по грунтовке, в большинстве случаев проезжая часть не имеет ни дорожной одежды, ни полноценной насыпи, также отсутствуют системы водоотвода.

– Некоторые дороги, построенные порядка 30 лет назад, являются дублерами БАМа. Соответственно, и строились они как технологические, то есть в грунтовом исполнении, и рассчитаны были на другие нагрузки. Раньше по ним ходили машины весом 5–10 тонн, сегодня идет тяжелая техника в 100 тонн, – отметил Виктор Цишковский.

 

 

Заместитель министра пояснил, что никто не игнорирует дороги на севере. Но для их приведения в надлежащий вид требуется серьезное финансирование. В настоящее время ведутся работы на дороге Усть-Кут – Верхнемарково. Это трасса федерального значения, дорожники занимаются отсыпкой.

– Ситуация по дороге Усть-Кут – Уоян в этом году осложнилась из-за повышенных осадков. Дожди шли около 40 дней. Сегодня на трассе ведутся восстановительные работы, для их проведения подрядная организация привлекла всю необходимую технику (бульдозеры, катки, экскаваторы, грейдеры, самосвалы). На карьере ведется разработка скального грунта, отсыпать проезжую часть будут всю зиму, – сказал заместитель министра.

Максим Лобанов сообщил, что в 2023 году будет отремонтировано больше 30 км автодороги Тайшет – Чуна – Братск, этот объект находится на личном контроле губернатора Игоря Кобзева. Трасса позволяет водителям сокращать путь между городами на 250 км. Сейчас она гравийная, на многих участках – в ненадлежащем состоянии. Асфальтобетонное покрытие появится на двух проблемных участках. В Чунском районе приведут в нормативное состояние участок с 70-го по 82-й км протяженностью 11,6 км. В Тайшетском районе начнут ремонт участка с 11-го по 31-й км. Сегодня уже ведутся проектно-изыскательные работы на следующем участке дороги с 31-го по 45-й км.

По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства региона в ближайшие два года планируется провести капитальный ремонт участка с 215-го по 220-й км в Братском районе. А в 2024 году будет приведен в нормативное состояние участок дороги с 93-го по 101-й км в Чунском районе. Есть намерения отремонтировать мосты через реки Байроновка и Топорок, на 22-м и 39-м км автодороги в Тайшетском районе. Три года потребуется для реконструкции участка с 220–244-й км в Братском районе.

 

Тяжеловесов – под контроль

Дороги в регионе важно не только строить и ремонтировать, но и сохранять. Справляться с этой задачей позволяет автоматизированная система весогабаритного контроля, которая применяется на дорогах Приангарья.

– Большая часть дорог, региональных и муниципальных, построена еще в советское время, они были рассчитаны под другие нагрузки. В настоящее время возросло не только количество самого транспорта, но и вес специальной техники. Чтобы сохранить проезжую часть в надлежащем виде, министерство создает систему весогабаритного контроля, в том числе строительство автоматических постов, – сообщил Виктор Цишковский.

Ранее автоматические рамки весогабаритного контроля появились на трассах Иркутск – Оса – Усть-Уда, Иркутск – Усть-Ордынский и Иркутск – Большое Голоустное. В настоящее время устанавливается еще одна на дороге Братск – Усть-Илимск. В планах обеспечить таким оборудованием проезжую часть Усть-Кут – Уоян и Черемхово – Голуметь – Онот.

– За последний год благодаря использованию системы весогабаритного контроля было вынесено порядка 800 актов о нарушениях допустимых весовых параметров (до 11,5 тонны на ось). Сумма штрафов составила более 200 млн рублей. Все средства направляются в Дорожный фонд региона, – сказал Максим Лобанов.

Подводя итоги прямого эфира, министр поблагодарил жителей региона за обратную связь. Он отметил, что при ведомстве создан общественный совет, к обсуждению дорожных вопросов планируется привлекать граждан с активной позицией. На сайте министерства размещена ссылка для заполнения анкеты и подачи заявки. Максим Лобанов пояснил, что такое взаимодействие с жителями будет способствовать повышению качества и безопасности дорог.