Необучаемых детей нет
Особенное образование для школьников с ограниченными возможностями здоровья
Почти 10 лет страшный диагноз «необучаемые дети» в России находится вне закона. Согласно ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации», вступившему с 1 сентября 2013 года, все граждане, ранее не получившие образования, имеют право его получить.
Печально, но с каждым годом рождается все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И как следствие все большее число ребят нуждается в особом образовании. О том, с чем сталкиваются педагоги при работе с детьми, имеющими ОВЗ, говорили на круглом столе «Особенные дети – особенное образование».
Эхо 90-х годов
– Еще 25 лет назад ежегодный прирост детей с ОВЗ составлял 0,3%, сейчас он доходит до 10%, – отметила начальник отдела социальной адаптации отдельных категорий детей министерства образования Иркутской области Людмила Коршунова. – Это связано со многими факторами. Прежде всего процесс диагностики стал более совершенным. Начали также выделять детей с расстройством аутестического спектра. Медицина стала лучше выхаживать недоношенных детей, среди которых, к сожалению, высок процент инвалидизации. В то же время родители заинтересованы открыто говорить о диагнозе своих детей, потому что государство помогает им их лечить и обучать. Нельзя не отметить, что отчасти мы пожинаем плоды расцвета алкоголизма, наркомании и токсикомании, который возник в 1990-е годы. И, кстати, если раньше часто дети с ОВЗ были из маргинальных семей, то сейчас это нормальные родители с высшим образованием.
По словам начальника управления общего и дополнительного образования министерства образования Иркутской области Инны Урбанович, доля детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах, 7,3%.
Всего в детских садах и школах региона обучается 33 721 ребенок с ОВЗ. Из них 24 224 – школьного и 9497 детей дошкольного возраста. На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2022/2023 учебном году получают образование 24 224 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Из них 5131 ребенок имеет инвалидность различных нозологических групп. Общее количество обучающихся на дому составляет 2381 человек.
Сеть специальных (коррекционных) образовательных организаций состоит из 36 учреждений с общей численностью 5263 обучающихся.
Особые дети – особые условия
За работу с детьми с ОВЗ педагоги получают компенсационные выплаты от 15% до 20%, плюс дополнительные дни к очередному отпуску. Кроме того, если в обычном классе обучается 25 детей, то в классе, где ребятам поставлен диагноз «легкая умственная отсталость», их 12. И класс, где обучаются дети со средней и тяжелой умственной отсталостью, всего пять человек.
– У нас обучаются 2850 детей, из них 180 имеют инвалидность, – рассказала директор специальной (коррекционной) школы № 12 Иркутска Марина Дмитриева. – Более 60% наших детей с умеренной степенью умственной отсталости обучаются по индивидуальным планам. В этом году было принято 27 человек, из них 12 – с легкой степенью умственной отсталости, 15 – с умеренной. Ребята, у которых диагностирована легкая степень умственной отсталости, проходят за год очень интенсивный курс коррекционно-развивающих занятий. И часто мы понимаем, что диагноз им поставлен ошибочно, и тогда выйти на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы изменить статус.
До 2013 года в школе обучались дети с легкой степенью умственной отсталости. Но сейчас приходят ребята с тяжелыми формами ОВЗ от 14 до 30 лет, которые ранее нигде не обучались, и для каждого разрабатывается индивидуальный план занятий.
– Для части детей обучение организовано на дому, у нас 22 таких ребенка, среди них есть колясочники и дети с особенностями психического развития, – пояснила Марина Дмитриева. – За каждым закреплен отдельный педагог. Наша задача – не просто дать академические знания, а через них провести коррекционную работу, которая поможет адаптироваться в социуме. Цель – не обучить наукам, а дать жизненные ориентиры, чтобы они могли самостоятельно жить. Мы также ведем большую работу с детьми и родителями вне учебного плана. У нас есть ресурсный центр, где мы говорим, как важно вовремя начать коррекционную работу. Ведь многие родители не готовы принять диагноз ребенка, но чем раньше будет оказана специализированная помощь, тем лучше будет результат.
– Люди с нарушениями слуха – это особый мир, – рассказала директор специальной (коррекционной) школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха № 9 Иркутска Ирина Волгина. – Это очень интересные, открытые ребята, но есть момент непонимания уклада, норм и правил. Нужно отметить, что мы работаем в тесном контакте с Иркутским отделением Всероссийского общества глухих. Также мы получили очень много оборудования по нацпроекту «Современная школа». Но у нас больше слабослышащих детей. По итогам обучения дети с сохранным интеллектом проходят государственную итоговую аттестацию и получают аттестат об основном общем образовании, а дети с умственной отсталостью – свидетельство об обучении за 9 классов.
Повар, столяр, маляр
В Иркутской области 56 профессиональных образовательных организаций. Из них, по словам Людмилы Коршуновой, более 30 принимают на обучение детей с ОВЗ.
– Мы принимаем на обучение детей с легкой степенью умственной отсталости, – отметила старший мастер Иркутского техникума транспорта и строительства Нина Емельянова. – Всего у нас есть шесть коррекционных групп, которые занимаются по адаптированным образовательным программам с ребятами с ОВЗ. Мы обучаем их профессиям маляр, столяр-строитель, повар.
По ее словам, сейчас в Иркутском техникуме транспорта и строительства обучаются 75 студентов с ОВЗ, из них 24 сироты и 10 опекаемых ребят.
– Это очень сложный контингент, который требует дополнительных педагогических усилий, поэтому группы у нас не более 15 человек, – рассказала Нина Емельянова. – Из всех профессий самая востребованная – повар. Почти все сироты стараются обучиться второй профессии. И практически все трудоустраиваются.
Подводя итоги круглого стола, специалисты сошлись во мнении, что позитивным моментом является то, что в Иркутской области удалось сохранить сеть коррекционных учебных заведений. Всего в регионе их 36. Однако в связи с ростом числа детей с ОВЗ необходимо строить новые специализированные учреждения, а также продолжать капитальный ремонт и обновление оборудования коррекционных школ в рамках национального проекта «Образование».