Общественный транспорт: проблемы и инновации

Какие новые маршруты появятся в ближайшее время в Иркутске?

На троллейбусе – на дачу, в Ново-Ленино, Луговое и даже в Шелехов. Почему нет? Про обновление общественного автопарка и пуск невыгодных маршрутов в муниципалитетах Приангарья рассказала заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга Золоторева.

 

«Запрограммированное» развитие

В Иркутской области действуют несколько государственных программ, благодаря которым министерство транспорта и дорожного хозяйства региона оказывает содействие автотранспортным предприятиям. Одна из них «Развитие транспортного комплекса Иркутской области», утвержденная постановлением областного правительства в 2018 году.

Как рассказала Ольга Золоторева, в прошлом году по данной программе было выделено 9 млн рублей из областного бюджета, чтобы обеспечить транспортную доступность удаленных населенных пунктов, куда неохотно идут перевозчики. В нынешнем – заключены контракты на перевозку пассажиров по 14 межмуниципальным маршрутам на сумму 20 млн рублей. Это позволило обеспечить сообщение с семью населенными пунктами Тулунского, Братского, Зиминского и Усть-Илимского районов.

– Экономически эти маршруты перевозчиками не востребованы, но социально необходимы. Поэтому ежегодно мы будем предусматривать денежные средства на эти мероприятия и закрывать такие направления, – прокомментировала замминистра.

Она также сообщила, что Иркутская область прошла отбор на предоставление межбюджетного трансферта из федерального бюджета по национальному проекту «Экология», в рамках которого осуществляется реализация мероприятий регионального проекта «Чистый воздух». В этом году благодаря заключенному соглашению между правительством региона и министерством природных ресурсов и экологии России Иркутской области запланировано финансирование в размере 450 тыс. рублей. Деньги пойдут для покупки в Братск 25 троллейбусов. В следующем городу размер межбюджетного трансфера превысит 1 млрд рублей. Город получит еще 20 троллейбусов и 27 автобусов, работающих на газомоторном топливе.

– На сегодня только одно муниципальное образование участвует в данной программе. Федеральные органы рассматривают включение в нее всех городских округов, где есть электротранспорт. Однако денежные средства пока по другим муниципалитетам не предусмотрены, – добавила Ольга Золотарева. – Мы надеемся, что в эту программу войдет и областной центр. Обновление электротранспорта для Иркутска очень актуально, поскольку износ особенно по трамваям здесь составляет порядка 80%.

Еще одной программой поддержки является «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения», по которой предусмотрено ежегодное финансирование из областного бюджета в размере около 1 млн рублей. В этом году субсидию в 960 тыс. рублей получил Иркутск. При софинансировании из местного бюджета в областной центр будут приобретены два автобуса с низкопольными съездами.

Ольга Золоторева также сообщила, что в соответствии с данными реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом значатся 369 маршрутов. Из них 139 междугородних и 230 пригородных. Перевозки выполняют 110 перевозчиков: 69 ИП, 34 ООО, пять МУП, одно ОАО и одно АО. Поддержка индивидуальных предпринимателей заключается в предоставлении им возможности выходить на контракт по социально значимым, востребованным у населения маршрутам.

 

Автономный ход

Среди проблем, актуальных для перевозчиков, эксперт назвала неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, не отвечающих требованиям обеспечения безопасности дорожного движения при организации регулярного автобусного сообщения.

– Жилые комплексы, вырастающие в населенных пунктах вокруг Иркутска, строятся без учета дорожной сети. К нам регулярно поступают жалобы от населения на отсутствие общественного транспорта. Застройщикам важно предусматривать ее наличие при строительстве. Тогда будет гораздо проще провести обследование и запустить в новые жилые массивы дополнительные пассажирские маршруты, – порекомендовала замминистра.

Также, по ее мнению, остра проблема высокой изношенности подвижного состава автомобильного транспорта, работающего как на межмуниципальных, так и на муниципальных маршрутах. Особенно неблагоприятная ситуация сегодня складывается в сфере городского наземного электрического транспорта, а еще более тяжелая – с обновлением трамваев. Для разрешения транспортного коллапса в настоящее время ведомство рассматривает возможность использования троллейбусов на автономном ходу.

– Мы вместе с Горэлектротранспортом Иркутска активно продвигаем этот вопрос. У этого вида транспорта большое будущее, в том числе для территорий, которые застраиваются за пределами Иркутска, – отметила Ольга Золоторева. – К примеру, сегодня троллейбус № 777 идет до микрорайона Солнечный как обычный троллейбус, затем отцепляется от линии электропередач и далее следует по маршруту как электробус до поселка Молодежный. В этом году он также по пути своего следования «зацепил» садоводческие маршруты. Сейчас мы планируем запустить в тестовом режиме маршрут в Ново-Ленино, а также маршрут в Шелехов. В общем, все населенные пункты, до которых дорого тянуть контактные сети электротранспорта. Думаю, что это будет востребовано и для поселка Луговое. Там хоть и ходят автобусы, но количество проживающих растет с каждым годом.

В настоящее время, добавила замминистра, минтранс разрабатывает документ транспортного планирования Иркутской агломерации. Техническое задание уже готово. Деньги на разработку стратегии предусмотрены в Дорожном фонде. Кроме того, совместно с администрацией Иркутска готовится единая схема общественного транспорта. Ее главными элементами станут отсутствие дублирующих маршрутов, создание математической модели замены межмуниципальных маршрутов, которые не будут пересекаться с городскими. При этом учтут и удобство пассажиров. Принятие стратегии, подчеркнула эксперт, позволит зайти в программу финансирования автомобильного транспорта по государственной программе «Безопасные и качественные дороги».

Рассматривается также участие области и в программе ВЭБ.РФ по брутто-контрактации, которая предусматривает закуп маршрутов от пройденного километража и обязательства перевозчиков выполнять их в полном объеме. Изучив экономическую целесообразность, в министерстве планируют постепенно переводить маршруты в Иркутске на эту модель перевозок.