07.11.2022 15:52
Рубрики
Общество
Фото
Фото Э.Д. Брюханенко из архива ИРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Фото:
Фото Э.Д. Брюханенко из архива ИРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,
07.11.2022 15:52

Страницы истории Иркутской области

В 1937 году в Советском Союзе завершается многолетний поиск оптимального административно-территориального деления Сибири, которое соответствовало бы принципам экономического районирования и национально-государственного строительства.

Созданный в 1925 году огромный Сибирский край, объединивший территории бывших Алтайской, Енисейской, Ново-Николаевской, Омской, Томской и Иркутской губерний, в 1930 году разделен на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский края. Из последнего был выделен Красноярский край, а оставшаяся территория разделена между Восточно-Сибирской областью с центром в Иркутске и Бурят-Монгольской АССР. Наконец, Восточно-Сибирская область в 1937 году разделена на Иркутскую и Читинскую, причем к Иркутской области были присоединены Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский и Ольхонский аймаки, ранее входившие в Бурят-Монгольскую АССР. Первые три аймака, вместе с Усть-Осинским сельсоветом Балаганского района, образовали Усть-Ордынский национальный округ с центром в селении Усть-Орда.

Два десятилетия административных экспериментов закончились возвращением к истокам: границы Иркутской области, определенные в 1937 году, почти совпадают с границами дореволюционной Иркутской губернии и, с небольшими изменениями, сохранились до наших дней.

 

 

В Иркутской области тогда проживало около 1,3 млн человек, из них чуть больше половины – 56% – сельское население. Средняя плотность была невелика, чуть более двух человек на квадратный километр. Население областного центра составляло всего 243 тыс. человек, следующим по размеру был город Черемхово – 66 тыс. человек, а в остальных городах было не больше 30 тыс. жителей.

В тридцатые годы руководство СССР провозгласило курс на индустриализацию. В Приангарье происходит бурный подъем промышленного производства: за каких-то одиннадцать лет, с 1928-го по 1939 год, общее число промышленных предприятий увеличилось более чем в десять раз.

Флагманом машиностроения региона в это время является металлический завод имени В.В. Куйбышева, выпускающий оборудование для золотодобывающей промышленности. Под Иркутском начинает работать авиационный завод № 125, выпускающий истребители И-14 и скоростные бомбардировщики АНТ-40 (СБ).

В Черемховском районе активно развивается добыча угля, золота, слюды. Иркутская слюдяная фабрика становится крупнейшим слюдообрабатывающим предприятием страны. Расширяются объемы лесозаготовок и деревообработки, появляются первые предприятия химической промышленности. В 1934 году начался выпуск мышьяка на заводе в селе Макарьево Черемховского района, а в 1936 году запущен завод № 97 в Усолье (будущий «Химпром»).

Важную роль в лесозаготовках, добыче полезных ископаемых и строительстве сыграл труд спецпереселенцев, ссыльных и заключенных, количество которых от года к году росло. К 1938 году в исправительно-трудовых лагерях на территории региона отбывали наказание 32,5 тыс. человек.

 

 

В воскресенье 22 июня 1941 года в десять утра центральный телеграф Иркутска получил сигнал немедленно включить телетайп. Сообщение содержало сводку главного командования Красной Армии, которая сообщала, что с рассветом регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря.

Из Иркутской области на фронт ушли 200 тыс. человек, и каждый второй из них погиб; еще более 30 тыс. умерли от ран и болезней в послевоенные годы. Иркутяне служили в прославленных частях и соединениях. В боях отличились воины 46-й стрелковой дивизии, 30-й Иркутской дивизии, 152-й стрелковой дивизии и 5-го мехкорпуса. Под Москвой стальной стеной встали сибирские дивизии: 93-я Восточно-Сибирская, 82-я мотострелковая, 116-я стрелковая, а также 78-я Дальневосточная, которой командовал Афанасий Белобородов. Под Сталинградом сражался 272-й стрелковый полк НКВД, сформированный на территории Иркутской области. Более 70 воинов-иркутян удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны Иркутская область становится важным промышленным центром Восточной Сибири. По плану Всесоюзного совета по эвакуации сюда направлено 22 крупных предприятия и десяток трестов и сырьевых баз, которые размещались в Иркутске, Черемхово, Усолье-Сибирском и Свирске. В Иркутской области выпускалось 50 наименований продукции оборонного назначения: самолеты, стрелковое оружие, минометы, гранаты, инженерное снаряжение, лыжи. Швейные и обувные фабрики шили обувь и одежду для Красной Армии, стекольные заводы готовили ампулы для лекарств. Макаронные фабрики и мясокомбинаты выпускали сухари, противотанковые бутылки с горючей жидкостью, сухой спирт, медикаменты и пищевые концентраты.

 

 

Развитие региона в послевоенное время определили решения конференции по изучению производительных сил Иркутской области, прошедшей в Иркутске в 1947 году. Было решено, что основой промышленной специализации Иркутской области должен явиться каскад гидроэлектростанций на реке Ангаре, а полученная энергия использоваться предприятиями цветной металлургии и лесохимической промышленности.

В 1950 году началось строительство Иркутской ГЭС. Напорная плотина подняла уровень воды в Ангаре на 28 метров, а уровень Байкала повысился на метр. В октябре 1959 года Государственная комиссия приняла Иркутскую ГЭС мощностью 660 тыс. кВт и годовой выработкой 4,2 млрд кВт.ч электроэнергии в постоянную эксплуатацию.

 

 

За тридцать лет, с 1950-го по 1980-й, в Иркутской области ударными темпами построены Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС, нефте-химический и электролизно-химический комбинаты в Ангарске; Братский, Байкальский и Усть-Илимский целлюлозно-бумажные комбинаты.

Энергия Ангарского каскада открывает путь к производству в Иркутской области «крылатого металла» – алюминия. В 1956 году начинаются работы по строительству Иркутского алюминиевого завода, который уже в 1962-м дал первый металл. В 1961 году Всесоюзной ударной стройкой становится строительство Братского алюминиевого завода. Всего через пять лет, в июле 1966 года, металлурги БрАЗа получили первый алюминий.

 

 

Рядом с крупными предприятиями возникают новые города: Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Шелехов, Байкальск, Саянск. В СССР Братск становится символом эпохи шестидесятых, ему посвящают песни, а в 1965 году поэт Евгений Евтушенко воспевает подвиг гидростроителей в поэме «Братская ГЭС».

Бурное промышленное освоение региона нарушило патриархальный уклад старожилов Сибири. Ответом на конфликт между прошлым и будущим стал поиск нового нравственного идеала. В 1964 году молодой драматург Александр Вампилов пишет свою первую большую пьесу «Прощание в июне». Творчество Александра Вампилова оказало огромное влияние на драматургию 1970–1980-х, а его пьесы и сейчас в репертуаре ведущих театров России.

 

 

В 1967 году в Красноярске издана книга «Человек с этого света» молодого прозаика из Иркутска Валентина Распутина. В этом же году его повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара», а через год вышла отдельной книгой в Москве. Такие произведения Распутина, как «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», признаны классикой современной русской литературы.

 

 

Период советских «больших строек» завершается. Одной из последних комсомольских ударных строек в Иркутской области становится строительство в 1968 году Зиминского химического комбината. Ныне «Саянскхимпласт» является крупнейшим в России производителем поливинилхлоридной смолы, хлора и каустика.

В 1974 году Всесоюзной ударной комсомольской стройкой была объявлена Байкало-Амурская магистраль. Несмотря на то что первые участки магистрали строились с 1932 года, в основном БАМ строился в период с 1972 по 1984 годы. Строители шли навстречу друг другу: от Тайшета до Тынды и от Тынды до Ванино. «Золотое звено», соединившее центральный и восточный участки, было уложено 1 октября 1984 года на станции Куанда, однако Северомуйский тоннель, самый длинный в России, сдан в постоянную эксплуатацию только в декабре 2003 года. Вдоль БАМа в Усть-Кутском и Казачинско-Ленском районах возникли новые поселки: Звездный, Ния, Магистральный, Улькан, Кунерма.

 

 

Во второй половине XX века Иркутская область прошла путь от региона, специализировавшегося преимущественно на заготовке леса и деревообработке, до крупнейшего в общесоюзном масштабе производителя электроэнергии, энергоемких химических продуктов, цветных металлов, продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и авиастроения, располагавшего мощным строительным комплексом.

В то же время экономика региона, как и страны в целом, страдала от диспропорций и перекосов. Среди отстающих были такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, и особенно – сфера услуг и торговля. Бедный ассортимент, а впоследствии и дефицит наиболее востребованных товаров, включая продукты первой необходимости, привели к введению нормированного потребления. В 1988 году в Иркутске введены талоны на мясо, а за следующие два года появились талоны на сахар, синтетические моющие средства, сливочное масло, крупы и кондитерские изделия, а также на спиртное и табачные изделия.

 

 

Стремительное развитие промышленности оказало негативное влияние на экологию Приангарья. В регионе крепнет экологическое движение, а «точкой сборки» для него становится озеро Байкал. При строительстве Байкальского ЦБК главным аргументом проектировщиков было наличие неограниченных запасов сверхчистой воды. Это удешевляло производство, однако БЦБК на долгие годы стал угрозой для уникальной экологии озера. Работа БЦБК была остановлена только в 2013 году, а ликвидация накопленного экологического вреда продолжается до сих пор. В 1987 году под петицией против проекта отведения стоков БЦБК в реку Иркут поставили подписи более 100 тыс. жителей области. Строительство трубопровода было прекращено, а Иркутск стал известен как центр байкальского экологического движения.

 

 

В стране наступает время перемен. В марте 1990 года состоялись выборы депутатов областного Совета народных депутатов, которые впервые проходили на альтернативной основе. В Иркутске проходят митинги, все более широкие массы населения включаются в дискуссию о будущем СССР.

Государство стремительно теряет контроль над экономикой, утрачивает монополию на ценообразование, во всех основных отраслях производства наблюдается падение производства, сопровождаемое ростом цен. События августа 1991 года ускорили политические преобразования. В сентябре исполком областного Совета народных депутатов реорганизован в администрацию Иркутской области, главой которой указом президента России назначен Юрий Ножиков, впоследствии избранный главой региона.

 

 

«Либерализация цен» на большинство видов продукции и услуг в 1992 году приводит к росту себестоимости и цен в промышленности Иркутской области сначала в десятки, а потом и сотни раз. Инфляция «вымывает» оборотные средства предприятий, их отсутствие приводит к расчетам продукцией или долговыми обязательствами. Разрушение единого экономического пространства и разрыв прежних хозяйственных связей сопровождается увеличением объема продукции, направляемой на экспорт, часто – по теневым схемам, с последующим выводом полученной прибыли за рубеж.

К 1994 году завершается массовая приватизация предприятий. Новые собственники сталкиваются с трудностями со сбытом продукции, недостатком финансово-кредитных ресурсов, ростом цен на энергоносители и кризисом неплатежей. Многие предприятия в этот период оказались в процедуре банкротства и ликвидированы.

 

 

В 1995 году депутаты Законодательного Собрания приняли Устав Иркутской области, закрепивший принципы государственного устройства и экономические основы жизнедеятельности региона, систему и компетенцию областных органов государственной власти.

Постепенно крупные предприятия промышленности региона оказываются под контролем крупных бизнес-групп или государственных корпораций. Это позволило сначала стабилизировать их работу, создало предпосылки к выходу из кризиса, а потом и росту. Однако промышленность региона, в первую очередь алюминиевая, целлюлозно-бумажная и химическая, становится преимущественно экспортно ориентированной.

 

 

В 2006 году состоялся референдум по вопросу объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. На референдум пришли 68,94% граждан, включенных в списки для голосования. 89,76% из них сказали «да» объединению. В новом субъекте федерации – Иркутской области, образованном в 2008 году, Усть-Ордынский Бурятский округ получил особый административный статус, позволяющий сохранить самобытную культуру, язык и национальные особенности бурятского народа.

Шаг за шагом Иркутская область движется от стагнации к уверенному росту. В период 2000–2010 годов объемы производства на крупнейших предприятиях алюминиевой и лесохимической промышленности достигают прежних показателей. Ряд предприятий – ИрКАЗ, БрАЗ, БЛПК и УИЛПК проходят через серьезную модернизацию, направленную на увеличение эффективности и снижение экологической нагрузки на окружающую среду. Появляются новые производства, в 2021 году первый металл получен на Тайшетском алюминиевом заводе.

 

 

В период после 2000 года в Иркутской области развивается еще одна отрасль – нефтегазовая. С завершением строительства магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) добывающие компании региона получают доступ к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сегодня в области реализуются сразу несколько крупных проектов: строительство газохимического комплекса в Усть-Куте, картонного производства в Усть-Илимске, горно-обогатительных комбинатов в Бодайбинском районе, освоение угольных месторождений в Тулунском и Черемховском районах. Иркутская область входит в десятку лидеров в рейтинге регионов России по экономическому потенциалу.