19.11.2022 21:14
Фото
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
Фото:
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»,
19.11.2022 21:14

Образование

Развитие образования на всех уровнях – от дошкольного до высшего – один из главных приоритетов Иркутской области. Регион активно участвует в реализации национального проекта «Образование», шаг за шагом делая свой вклад в достижение его ключевых задач: повысить глобальную конкурентоспособность российского образования и воспитывать гармонично развитых и социально ответственных личностей на основе духовно-нравственных, исторических и национально-культурных ценностей народов нашей страны.

Работа эта системна и многопланова: необходимо создавать современную инфраструктуру, обновлять содержание учебных программ, готовить новых педагогов и повышать квалификацию тех, кто уже много лет отдал этой важной профессии, а также формировать эффективные механизмы управления сферой образования – ведь от них зависит ничуть не меньше.

Министерство образования Иркутской области реализует шесть региональных проектов национального проекта «Образование» («Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» («Повышение конкурентоспособности профессионального образования»); региональным проектом «Социальная активность» занимается министерство по молодежной политике.

 


Фото пресс-службы правительства Иркутской области

 

«Современная школа» – это детские технопарки «Кванториум» и высокотехнологичные центры образования «Точка роста», места в новых школах и повышение квалификации для педагогов. «Успех каждого ребенка» говорит сам за себя – это программы дополнительного образования детей, выявление и поддержка одаренных учащихся в региональном центре развития способностей и талантов «Персей», помощь в выборе будущей профессии. По проекту «Молодые профессионалы» оборудуются мастерские в колледжах и проходит профессиональная ориентация школьников старших классов. Трудно переоценить значимость проекта «Поддержка семей, имеющих детей», призванного обеспечить психолого-педагогической, консультационной и методической помощью тех, кто в своей семье занимается дошкольным образованием детей, а также тех, кто желает подарить семью ребятам, оставшимся без попечения родителей.

Создается в Иркутской области и цифровая образовательная среда – школы даже самых далеких сельских поселений подключаются к сети интернет, открываются центры цифрового образования «IT-куб». Новые детские сады появляются в Приангарье благодаря реализации национального проекта «Демография», вкладывает свои средства в новые места в дошкольных образовательных учреждениях и региональный бюджет.

 

Дошкольное образование

По данным на начало 2022 года, в Иркутской области работают 1044 организации дошкольного образования. Их посещают более 140 тыс. воспитанников – в основном это маленькие жители городов, на них приходится 84% обучающихся. В рамках национального проекта «Демография», а также за счет средств областного и муниципальных бюджетов в регионе строятся новые современные детские сады, оснащенные цифровым учебным оборудованием, игровыми модулями, мебелью, комплексами для приготовления пищи. Потребность в них не иссякает – рождаемость в Иркутской области в последние годы растет.

По итогам 2021 года детский сад № 76 из Ангарска стал дипломантом юбилейного, 25-го всероссийского конкурса премий правительства РФ в области качества. На базе этого учреждения работает региональная инновационная педагогическая площадка «Право + семья = успех», которая помогает родителям поднять уровень образованности в сфере прав детей. На территории садика устроен детский автогородок – специалисты очень активно работают с отрядами юных инспекторов движения. Настоящая гордость учреждения – проект «Детсад76мультфильм» в сотрудничестве с «Союзмультфильмом». Стены лестничных маршей одного из корпусов оформлены рисунками, на которых можно увидеть героев советских мультфильмов и известных детских писателей. Рядом с каждым изображением – кьюар-код: родители вместе с детьми могут узнать биографию классиков детской литературы или посмотреть любимый мультфильм. Так малыши знакомятся с информационными технологиями и культурным наследием отечественной мультипликации. Большое внимание педагоги детского сада уделяют ранней профессиональной ориентации, в игровой форме знакомя воспитанников с различными профессиями.

Ранней профориентацией может похвастаться и город Свирск – на региональной инновационной площадке Свирского электромеханического техникума работает развивающая программа для дошкольников «Учимся готовить». Маленькие кулинары учатся делать салаты, фаршировать блины разными начинками, эстетично и правильно подавать блюда на стол.

Дошкольники – важная часть аудитории учреждений дополнительного образования, ведь именно в юном возрасте проявляются творческие, спортивные, технические способности. Каждый дом детского творчества, каждая спортивная школа в Иркутской области имеют в своем активе программы для самых маленьких жителей Приангарья. Среди таких программ особенное место занимают те, что призваны дополнительно готовить ребят к обучению в школе.

 

Среднее образование

Образование в школах Иркутской области – государственных и негосударственных – в настоящее время получают более 330 тыс. учащихся. С 2020 года регион участвует в федеральной программе «Земский учитель», по которой в школы деревень, сел, поселков и городов с населением до 50 тыс. человек приезжают работать квалифицированные педагоги. Их отбор ведется на конкурсной основе. Победитель получает единовременную выплату в размере 1 млн рублей и должен проработать в школе, куда его направляют, не менее пяти лет. За три года программы в образовательные учреждения Иркутской области, в том числе в самые отдаленные территории, приехали работать около 200 учителей.

 


Фото En+ Group

 

Обеспечение доступности образования власти Иркутской области ставят одним из приоритетов в своей работе. Регион участвует в реализации национальных проектов «Образование» и «Демография» и других федеральных программах. В течение трех лет в Иркутской области планируется построить 25 школ: 11 в 2022 году, в 2023-м – девять и еще пять – в 2024-м. В 2021 году регион прошел конкурсный отбор для участия школ в федеральном проекте «Модернизация школьных систем образования». В проект вошли 46 зданий 41 образовательной организации, и это самый большой показатель в Сибирском федеральном округе.

Невозможно представить себе школы малых городов и сел без «Точек роста» – центров образования естественно-научной и технологической направленности. Уже 247 таких центров работает в разных муниципальных образованиях Иркутской области, еще 146 должны открыться до конца 2022 года. Благодаря «Точкам роста» у сельских и городских детей появляются равные возможности использовать высокотехнологичное оборудование для обучения и развития. Особенно это сказалось в условиях пандемии – в формате онлайн-занятий дети смогли заниматься и по основной школьной программе, и по программам дополнительного образования.

Талантливые школьники Приангарья ежегодно на конкурсной основе получают премию губернатора Иркутской области. В 2022 году ее были удостоены 30 ребят в возрасте от 14 до 18 лет, проявившие себя в учебе, спорте, творчестве, науке и технике. Есть губернаторская премия и для учителей – в этом году 20 педагогов получили по 100 тыс. рублей единовременно. Среди победителей – учителя начальной школы, русского и английского языка, математики, физики, географии, истории и обществознания, физкультуры и технологии. Главный критерий оценки успеха учителя – достижения его воспитанников: высокие результаты на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, смотрах.

Профессиональное образование

В 23 высших учебных заведениях, расположенных в Иркутской области, обучается более 55 тыс. студентов. По итогам 2021/2022 учебного года семь вузов региона вошли в Национальный рейтинг университетов, причем два из них попали в топ-100: Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет занял 47-е место, Иркутский государственный университет – 56-е место.

 


Фото ГБПОУ ИО ИТАС

 

Старейший вуз региона – Иркутский государственный университет, основанный в 1918 году. По данным на 2022 год, он занимает 694-е место в Round University Ranking, глобальном рейтинге вузов, оценивающем их эффективность по качеству преподавания и исследований, уровню интернационализации и финансовой устойчивости. Россию в нем представляют 116 вузов, ИГУ – 39-й среди них. Классический университет ведет подготовку по 50 направлениям бакалавриата, 29 направлениям магистратуры, одной специальности и 15 направлениям аспирантуры, студенты активно пользуются возможностью вести научно-исследовательскую работу. Помимо российских граждан, в университете обучаются студенты из 35 стран мира. Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет в 2021 году вошел в рейтинг «100 лучших вузов России», заняв 63-е место.

В вузе работают 50 современных учебно-исследовательских и 47 научно-исследовательских лабораторий, в которых проводятся исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники РФ, ведутся занятия по образовательным программам в области нанотехнологий, авиа- и машиностроения, энергетики, горного и нефтегазового дела, химической технологии, строительства и архитектуры.

Иркутская область вошла в число 42 регионов, первыми приступивших к реализации федеральной программы «Профессионалитет». В Приангарье по этой программе создается образовательно-производственный кластер по направлению «Сельское хозяйство» для ускоренной и практико-ориентированной подготовки кадров для агропромышленного комплекса. Набор на участие в образовательных программах ведут в четырех организациях среднего профессионального образования – Тулунском аграрном техникуме, Заларинском агропромышленном техникуме, Усольском аграрно-промышленном техникуме, Иркутском аграрном техникуме. Партнерами проекта являются три региональных предприятия, представляющих производителей сельскохозяйственной продукции. Практико-ориентированные программы «Профессионалитета» дают возможность погрузить студентов в ту среду, где в перспективе они могут работать на постоянной основе, за счет производственной практики, на которую сделан упор в обучении.