Бывших речников не бывает
Ветераны ремонтно-эксплуатационной базы флота вспоминают свои лучшие годы
Киренск – город речников, история которого более 150 лет неразрывно связана с флотом. Сколько поколений сменилось с тех пор, когда купец первой гильдии Николай Глотов, взяв кредит в Сибирском торговом Банке, подал на имя генерал-губернатора представление о готовности принять на себя устройство «правильных» пароходных рейсов на Лене. В 1890 году Николай Егорович купил землю на берегу речки Телячихи, обустроив затон с механическими мастерскими и кузницей для зимовки и ремонта судов
Кувалду доверили не сразу
Расцвет киренского судоходства пришелся на советский период, о чем с ностальгией вспоминают ветераны флота. Один из них – высококвалифицированный котельщик Петр Алексеевич Кузаков.
– Киренская РЭБ уже «загнулась». Что там про нее писать? – пожимает плечами бывший судостроитель и улыбается, когда его семья находит фотографию слета передовиков за 1985 год. С черно-белой карточки смотрит совсем молодой Петр Алексеевич. Домочадцы вспоминают, что была еще одна фотография, но затерялась где-то…
Петр Алексеевич отработал судосборщиком 26 лет, а до этого еще и в навигацию ходил, в итоге – 40 с лишним лет на реке.
– Судосборщиком стал работать уже потом, – рассказывает речник. – Сначала, правда, учеником – сразу кувалду не доверят. А дальше пошло. Домочадцы помогают и дополняют рассказ: были раньше соцсоревнования между бригадами, и Петр Алексеевич был победителем, и даже медаль есть. В бригаде у них работали Павлов, Трифонов, человек пять или шесть. Спрашиваю, из чего состоял обычный день бригады.
– Придем, в конторе дают чертежи, по чертежам работаем – металлы гнем, рубим… Вот Галина-то знает, сварщиком была, – вдруг вспоминает Петр Алексеевич. – К ней сходи. Она живет напротив. Напоследок Петр Алексеевич вздыхает: – Киренск развивался за счет завода. Людей трудоустраивали, дома строили, льготы давали. А потом появились пришлые, суда продавать начали. «Чебурашки» все продали. Это теплоход такой (народное прозвище). Перед у него широкий, как уши у чебурашки. Сухогрузы перевозил.
Работала наравне с мужчинами
В доме у Галины Владимировны Наумовой сажусь за стол. Передо мной на стол тут же падает большая стопка газетных вырезок, на вершине которой лежит выцветшая брошюра. Галина Владимировна начинает свой рассказ:
– Много работы, много флота было сделано на предприятии. Когда я пришла, новое судостроение уже вовсю развивалось. – Галина Владимировна показывает брошюру, выпущенную к столетию Киренской РЭБ, и среди имен судостроителей находим Петра Алексеевича Кузакова.
– Он, Петр Алексеевич, – продолжает моя героиня, – активно участвовал в общественной жизни, был членом завкома, в профсоюзной организации участвовал, ездил на конференции по обмену опытом профсоюзных работников. Планы всегда выполнял и перевыполнял, являлся высококвалифицированным котельщиком.
Вспоминая разговор с Петром Алексеевичем, делаю предположение, что еще и очень скромным.
– Очень скромным, – кивает Галина Владимировна. – Он даже на мероприятия приходить не любил. Его приглашают, а он не приходит, стесняется.
Галина Владимировна складывает брошюру и указывает на одну из страниц:
– Это письмо купца первой гильдии Николая Глотова об аренде участка земли для строительства ремонтных мастерских. С этого и начался флот.
Галина Владимировна начинала работать с металлом в цехе наравне с мужчинами, уже позднее стала табельщицей, секретарем, далее перешла работать в ОТЗ (отдел труда и заработной платы), 14 лет там работала, а в 1993 году вышла на пенсию. Коллеги тут же избрали активную женщину председателем союза пенсионеров Киренска, а потом – председателем совета ветеранов, где она работала девять лет. Очень удивляюсь, что Галина Владимировна в первые годы занималась тяжелой работой.
– Трудилась с мужчинами на равных, – подтверждает Галина Владимировна и смеется. – Два раза план не выполняла. Один год меня даже разбирали на комсомольском собрании. У нас был котельно-сварочный цех с мастером Дмитрием Александровичем Глущенко. Мастером котельного цеха был Иннокентий Терентьевич Попов, а сварочного – Альберт Иванович Бобриков. В котельном цехе оформили красный угол, где и проводили комсомольские собрания, в другое время, например в перерывах, играли в шашки и шахматы. Вообще очень дружно жили. На трудные времена держали даже кассу взаимопомощи. Туда мы откладывали деньги с аванса и тянули жребий – кому достанется прибавка к получке. Сумма немаленькая. Потому что взаимовыручка была – коллектив дружный. Мы даже Новый год и дни рождения справляли вместе. Помню, как в 60-м году в Новый год все ребятишки наших работников заболели коклюшем, и мы не стали проводить елку в клубе речников, а развозили детям подарки на лошадях! Но обычно все мероприятия в клубе речников проводили. Особенно спортивные запомнились: на лыжах бегали, стрельбой занимались, в хоккей играли. Какие у нас были бравые хоккеисты!
Про товарищеский суд и борьбу с пьянством
Вспоминает Галина Владимировна и тревожные момент– Сложности возникали поздней осенью, с приходом морозов. Бывало, шуга вовсю идет, а наши теплоходы прут драгу в Бодайбо. По шуге! И ведь доставили в итоге! Не все в таких условиях могли работать, но ответственно относились к работе. Дисциплина железная была, любую провинность разбирали. Заседал товарищеский суд, комиссия по борьбе с пьянством. Иногда, бывало, жены придут и потихоньку жалуются на своих благоверных: примите, мол, меры. И мы для начала проводили беседы, взывали к совести. Если слова не помогали, то ходили и к винно-водочному магазину, не позволяя покупать алкоголь в рабочее время. Сейчас многие меры могут показаться странными или смешными, но ведь в итоге работало. Человеку не позволяли скатиться. Вызывали того, кто прогуливает, и ругали, призывали к совести: ты позоришь не только себя, ты позоришь производство, семью, а что дети скажут? А жена? Спустя некоторое время работяги, которых пропесочивали на заседании судов, нас благодарили. Говорила Галина Владимировна и о не самых лучших временах для РЭБ, когда в 90-х разруха была, но к 2000-м годам начали подниматься. В свое время много строили жилья, такого размаха теперь вряд ли достичь.
– Сначала домики по финской технологии построили, они в конце улицы, потом и наши двухквартирные, – рассказывает Галина Владимировна. – И все это специально для котельщиков, сварщиков, слесарей, столяров и прочих, кто составлял костяк предприятия. Вот рядом и Николай Васильевич живет, наш электрослесарь бывший.
Иногда стучим до трех ночи, а утром снова на работу
Николай Васильевич Плакин, электрослесарь с более чем пятидесятилетним стажем, тоже поделился своими воспоминаниями.
– Когда я пришел на предприятие, оно называлось Красноармейский судоремонтный завод. Отец у меня там работал. Тогда еще не строили, а только ремонтировали. Строить начали примерно с 70-х годов. Сначала меня взяли учеником, потом присвоили разряд. У меня пятый был, шестой – это уже мастер. Но в 90-е годы и шестой давали, чтобы побольше оклад был. Зарплату платили нормальную, не меньше 200–250 рублей, а в сезон так и по 400, и по 500 выходило. Перед навигацией по выходным даже работали – быстрей-быстрей, чтобы все успеть. Не считаешь времени, когда судно уже надо выпускать в рейс. Часов до 2–3 ночи стучим, варим, а утром опять на работу. И так до конца мая, пока все суда не выпустят. Летом, конечно, отдыхали. Постоянно занимались спортом, эти спартакиады без конца проводились. Я в шахматы играл. Азартно работали, азартно соревновались. Хорошо было – сейчас не сравнишь. Я бы работал еще в то время. Не в это…
Люди разные, а трудовая судьба – одна на всех: речники.