«В Иркутске сильная школа»

Выпускника Иркутского театрального училища Степана Дворянкина называют «молодой звездочкой Омской драмы». Ведь он не только играет на сцене, снимается в кино, но и ставит спектакли. Восемь лет артист служит на сцене Омского государственного академического театра драмы. К юбилею альма-матер артист вспомнил студенческие годы.

 

– Степан, как вы решили стать артистом?

– Я решил это в 11 классе. Хотя дедушка и бабушка, мама и папа – все работают на железной дороге. В восьмом классе начал заниматься в школьной студии «Маска» у Ольги Валерьевны Чувашовой и в народном театре «Экспромт» у Галины Викторовны Каминской в Нижнеудинске. Однажды на фестивале «Театральная деревня» в Мишелевке познакомился с одним из своих будущих педагогов, заслуженном артистом РФ Александром Булдаковым. Он сказал, что хорошо бы мне поступить в театральное училище. Потом на фестивале «Сибирская рампа» я познакомился с театральным педагогом Валерием Кирюниным, который посоветовал то же самое. Наверное, они и повлияли на мое решение стать артистом.

 

– Родители приняли ваш выбор?

– Как любые родители, которые беспокоятся о будущем своего ребенка, они приняли это весьма сложно, но помогли поступить. Им пришлось себя во многом ограничить, чтобы оплатить мне поездку и проживание в Иркутске. За это я всегда буду им благодарен. Сдав экзамены, я поступил на курс режиссера Валентина Зверовщикова.

 

– Не пожалели?

– Сначала я вообще не понял, куда поступил. Думал, буду учить тексты и репетировать. Но меня заставляли делать упражнения, которые мой мозг просто отказывался воспринимать. Я не понимал, чего от меня хотят. И дело чуть не дошло до отчисления. Я старался, и даже что-то стало получаться, но понимание профессии появилось гораздо позже. Со второго курса я ушел в армию. Вернулся, восстановился в училище. Руководителем курса тогда был Александр Ищенко, с которым я успел поработать полтора года. А когда он ушел из жизни, курс принял заслуженный артист РФ Николай Константинов. И этому человеку я обязан своим становлением в профессии. Его театральный язык оказался очень созвучен моей актерской природе. За ним я пошел безоговорочно, считаю его своим мастером.

 

– Как вы оказались в Омске?

– После окончания училища в 2015 году решил поработать в других городах. Сначала выбор был между Уфимским русским театром драмы и Нижегородской комедией. Но потом мы увидели объявление о кастинге в Омскую драму. А так как я там недалеко служил, решил поехать с однокурсниками за компанию, заодно навестить свою часть. Однако ребята меня уговорили вместе с ними показывать этюды. Помню – июнь, жара, на кастинге человек 150, еще и поезд в этот день. Мы напролом вышли на сцену, показали этюд. Это было настолько безответственно, что получилось классно. На следующий день мне позвонили и пригласили работать в театр.

 

– Как складывалась ваша судьба в новом театре?

– Я работаю здесь уже восьмой сезон, для академического театра это не очень большой срок. Но могу совершенно точно сказать, что чувствую себя здесь нужным и понимаю, что театр нужен мне. Сцена дает возможность поработать с режиссерами с мировыми именами. К городу я привык, полюбил его, публика меня приняла. Уверен, что сотрудничество наше продлится еще долго.

 

 

– А если вас пригласят в Москву?

– В прошлом году я получил приглашение из одного известного столичного театра. Вначале обрадовался, приехал туда, но буквально после нескольких репетиций понял, что это не мое место. Недаром у артистов есть такая присказка – не ты выбираешь театр, а театр тебя. Я остался в Омске и не жалею.

 

– Вы ведь не только артист, но еще и режиссер?

– Нет, я – артист, который ставит спектакли. Потому что, на мой взгляд, режиссером можно называть человека, у которого есть соответствующее образование. Мой мастер, кстати, тоже так о себе говорит. Словом, я – артист, но ставить люблю. Ведь часто бывает – прочитаешь какое-то произведение, и оно западает тебе в душу. И если оно отзывается во мне, то я могу найти способ, чтобы оно отзывалось в других. А дальше уже дело техники. Среди моих проектов, где я занимался продюсированием, – спектакль-рапсодия «Моя Катерина» в Доме актера, спектакль-мистерия «Портрет Дориана Грея» и постановка по Евгению Гришковцу «Вот и ты, а вот и я». Кстати, в этом спектакле я работаю в паре с заслуженным артистом РФ Сергеем Оленбергом, выпускником Иркутского театрального училища.

 

– Как вы оцениваете уровень образования в Иркутском театральном училище?

– За восемь лет работы я повидал разных выпускников, конечно, все зависит от конкретного человека. Но самое главное, что есть в нашем училище – это школа. Что я имею в виду? Это определенная системная структура образования артистов. Во многих непрофильных вузах углубленного обучения не происходит, в будущем артисте не воспитывают вкус, не нагружают его упражнениями. Для сравнения – у нас «Мастерство актера» на протяжении четырех лет было с 15.00 до 21.00. Но есть учебные заведения, где эта дисциплина идет по два часа два раза в неделю. Чему можно научить за это время?

 

– Что бы вы могли пожелать своей альма-матер?

– Процветания. Чтобы были время и финансы на осуществление всех грандиозных планов! Хочу пожелать терпения всем преподавателям. Потому что только попав в театр, я понял – какие это святые люди!