Малышам о большом юбилее

К 85-летию региона издана интересная книга «Иркутская область. Энциклопедия для самых маленьких»

Большую часть энциклопедии занимают иллюстрации. Среди тем, предложенных маленьким читателям, – история родного края от древнего человека, далее – животные, рыбы и птицы, обитающие в наших краях, климат, минералы и многое другое.

К подбору материалов авторский коллектив подошел самым серьезным образом. Экспертизу текстов и рисунков провели сотрудники Иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-Амурского, Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», Центра культуры коренных народов Прибайкалья, «Заповедного Прибайкалья», Государственного минералогического музея имени А.В. Сидорова ИРНИТУ, Иркутского областного Дома народного творчества.

 

 

Издательский проект реализовали директор Центра всестороннего развития «Просто дети», художник-иллюстратор Анастасия Свинарева, издатель Марина Попадина, журналист, педагог, составитель книги Елена Чечельницкая.

 

«Иллюстрация – это способ поговорить с ребенком»

– Анастасия, сразу ли пришлась по душе идея и концепция проекта? Или сомнения были?

– Мне все так интересно рассказали, объяснили, что сразу захотелось приступить к рисованию. Творческая энергия рождается из общения, из разговора с человеком, который тебя понимает, с которым ты на одной волне. Так и здесь случилось. Несмотря на то что работы было много, и некоторые развороты дались трудно, в целом проект принес удовольствие и удовлетворение.

 

– А какие иллюстрации дались с трудом?

– Рыбы! Это было моим личным бедствием. Дело в том, что они все одинаковые (да простят нас специалисты, которые ими занимаются!). У животных и птиц – у всех разная форма. У рыб простая форма, и очень сближенные цвета в окрасе. Важно было еще не перегрузить разворот. Я не могла нарисовать какие-то удочки, водоросли, слишком много других деталей, потому что рыбы здесь главные. Примерно на третьей рыбе я выдохлась. Но разворот сложился. Довольно напряженно шли развороты с национальными костюмами. Это тоже серьезная тема, где были заданы четкие параметры: здесь обязательно нужен пояс на костюме, тут не нужна бахрома, здесь неточный орнамент. Кое-что переделывали.

 

– Насколько художнику сложно иллюстрировать книгу с четко заданными рамками?

– Мне легче передать атмосферу, легче иллюстрировать там, где есть выбор. Например, если попросят меня нарисовать три кружки, это будет сложнее для меня, чем если попросят нарисовать сервировку стола.

 

– Нужна ли книга вообще современному ребенку? Столько всего сегодня вокруг…

– Думаю, что нужна. Взять, например, телевизор… Там все яркое, много воздействия, я бы даже сказала условно агрессивного воздействия, почти нет пространства для домысливания и вообще для размышления. А с книгой можно размышлять сколько угодно. С книгой ты остаешься в деликатной тишине. Пока ты взаимодействуешь с книгой, у тебя успевает родиться мысль, образ, эмоция. И ты можешь проживать все это, домысливать.

 

 

 

– Считается, иллюстрация в детской книге способна если не изменить жизнь маленького человека, то существенно на нее повлиять. Каков потенциал детской иллюстрации?

– Мне в детстве купили книгу «Диво дивное» с совершенно потрясающими картинками! Там была так нарисована Баба Яга, что я боялась трогать эту страницу руками! Восприятие было мощнейшее. Я помню все иллюстрации из этой книги, настолько круто они сделаны. Еще там были удивительные буквицы! Текст каждой сказки начинался с произведения искусства. Они переплетались какой-то причудливой вязью и включали в себя маленькие рисунки. Можно было часами разглядывать. И красивую Царевну-лебедь тоже, если быстро перелистнуть страницу с Бабой Ягой.

 

– Правда ли, что детский художник-иллюстратор должен сам оставаться ребенком?

– Для меня это сложный вопрос, поскольку я не понимаю, что люди вкладывают в понятие «оставаться ребенком». Что это значит на нашем взрослом языке? Я точно знаю, что у детей есть удивительно стойкое желание познавать мир. Каждое утро просыпаться и идти узнавать: что такое этот мир, как он устроен. Вот если с этой позиции оценивать детство, тогда я готова всегда оставаться ребенком.

 

– Анастасия, чем отличается ребенок-художник от художника взрослого?

– Если ребенок рисует, то в его рисунке все по существу, по делу. Обратите внимание, как ребенок объясняет свой рисунок: эти точечки – это цветочки, это непонятная взрослому глазу фигура – мама. И все логично: вот мама, вот рядом с ней цветочки. Я как профессиональный художник могу всего добавить в рисунок: и цвет, и узор, и штрих. Но он все равно остается в плоскости. А детский рисунок всегда позовет к себе, впустит тебя, пригласит погулять, изучить его. Детское рисование – это чистый акт творчества.

 

– Именно поэтому ты не берешься судить детские конкурсы рисунка?

– Не представляю, как это делать. Недавно дети, с которыми я занимаюсь, участвовали в конкурсе. Одна девочка нарисовала маму и ребенка. Рисунок получил первое место. А другая девочка нарисовала дом, себя, семью, разные кисточки, звездочки. И этот рисунок не заслужил ничего. Хотя в нем не меньше творчества, любви, доброты. У нас, у взрослых, есть критерии, взгляды, мы оцениваем цвет, композицию, нам нужна твердая рука. Мы слишком грубо подходим к детскому творчеству и часто видим лишь то, что нам понятно.

Как в «Маленьком принце»? «…Это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона». Однажды мы с детьми рисовали ангелов к Рождеству. На занятии присутствовал воспитатель. И одна девочка нарисовала ангелу оранжевые глаза. Когда воспитатель увидела рисунок, она попыталась ребенка поправить: «Почему глаза оранжевые? Разве бывают такие глаза?». Но когда воспитатель ушла, я спросила девочку о цвете глаз. На что ребенок ответил: «У ангела в душе свет, поэтому глаза светятся». Понимаешь?