Возвращение домой после 80 лет забвения

В Заларях с воинскими почестями похоронили солдата Великой Отечественной войны, погибшего в 1942 году под Ленинградом.

 

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

В поселке Залари состоялось захоронение останков воина-сибиряка, уроженца Нукутского района Лутфуллы Гильмановича Ямалутдинова. Воин легендарной 114-й дивизии, он погиб в далеком 1942 году, защищая Ленинград от немецко-фашистских захватчиков. Вернуть его домой помогли поисковики и наши неравнодушные соотечественники.

Дата похорон деревенского паренька-татарина, ушедшего на войну 80 лет назад, символично совпала с Днем неизвестного солдата, который в России отмечают 3 декабря. В этот день чествуют всех, кто сражался за Родину, но пропал без вести, не снискав почета и славы. Тех, кто остался лишь в памяти близких.

3 декабря 1966 года в честь 25-летия разгрома немецких войск под Москвой в Александровском саду, в столице, был торжественно перезахоронен прах Неизвестного Солдата. Его перенесли из братской могилы, расположенной на въезде в город Зеленоград.

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» – эти слова высечены на Могиле Неизвестного Солдата.

 

«Наверное, я не вернусь»

Судьба Лутфуллы Гильмановича Ямалутдинова, путь которого домой растянулся на 80 лет, трагична.

– Его семья проживала в деревне Новоселово Нукутского района. Еще до революции она прибыла в Сибирь из Бугульмы Уфимской губернии. У Лутфуллы была сестра и сводный брат. Отец рано умер, и мать вновь вышла замуж, приняв в свою семью еще двух сыновей. Лутфулла перед войной успел жениться, родились дети, – рассказывает сотрудник Заларинского краеведческого музея Дарья Бутакова.

Фронтовая биография героя началась в июне 1941 года. Аларским РВК Усть-Ордынского Бурят-Монгольского округа Иркутской области 19-летний юноша был призван на фронт. Родственники вспоминали – повестку Лутфулле привезли прямо в поле, где он пахал колхозную пашню. Спрыгнувший с трактора парень расписался в получении повестки и сразу отбыл на железнодорожную станцию, где уже гудел эшелон с мобилизованными. И напрасно мама топила баню, чтоб проводить сына как положено. Так он и ушел на фронт, покрытый пылью родной земли.

Домой с фронта приходили редкие письма. В одном из писем парень написал, что стал танкистом. Сведений о фронтовой судьбе солдата было крайне мало. Уже после войны стал известен еще один эпизод из его нелегкой жизни.

Одна из родственниц вспомнила, как на фронте произошла случайная встреча двух сводных братьев – Лутфуллы и Заки. Это случилось во время передышки от боев на берегу реки. Один из парней бежал с горы с пустым котелком, а другой уже нес воду. Переглянулись, узнали друг друга. «Так мы и встретились на середине горы», – вспоминал вернувшийся с фронта Заки. «Обнялись, расплакались. Лутфулла сказал роковые слова: «Наверное, я не вернусь. В такое пекло мы свою голову толкаем…»

Солдат словно предвидел свою судьбу. Бои под Ленинградом были очень тяжелые.

 


В почетном карауле в Заларинском музее стояли военные и поисковики Приангарья

 

Рассказывает руководитель поискового отряда «Братск» Сергей Чулков, принявший непосредственное участие в возвращении солдата на Родину:

– Все знают, что Москву отстояли, в том числе и сибиряки. Но и за Ленинград сибиряки тоже дрались насмерть. 114-я стрелковая Свирская Краснознаменная дивизия, в которой воевал Лутфулла Гильманович, была сформирована летом 1939 года в Забайкалье. В 1942 году под Ленинградом финские дивизии стремились соединиться с союзниками – фашистскими войсками в районе города Волхов. Но на их пути встали сибиряки. В апреле 1942 года началась наступательная операция, 114-я дивизия получила задание выбить финнов с прилегающих высот. План глубокого охвата Ленинграда с северо-востока был сорван героическими усилиями воинов 7-й отдельной армии, в частности 114-й стрелковой дивизии.

Лутфулла Ямалутдинов числился минометчиком и погиб вместе со своим расчетом. Поисковики подняли останки двух солдат, засыпанных землей и ветками.

– Вероятно, оба были ранены, поскольку рядом были найдены вскрытые перевязочные пакеты. Но после оба солдата были добиты наступающими финнами, об этом свидетельсвуют характерные повреждения головы. Вот оно, лицо фашизма. Били, вероятно, прикладом, – уверен Сергей Чулков.

 

Ждали и верили

Письма от солдата перестали приходить в 1942 году. Семья горевала, пыталась разыскать, надеясь на чудо. В 1949 году жена пропавшего без вести Голькифа делала запрос о судьбе мужа, о чем сохранилась запись в документах военного архива.

Земляк Раис Ахтямович Мазитов вырос в деревне Сенная Падь Заларинского района.

– Когда я был маленький, напротив нас жили родственники погибшего. Его родная сестра Мадина после войны все время выбегала на дорогу, когда видела идущих в деревню людей. Она надеялась, что Лутфулла в плену и обязательно вернется. И ходила его встречать. Всю жизнь ждала брата, вся деревня знала об этом, – вспоминает мужчина.

 

Долгий путь домой

Останки Лутфуллы Гильмановича Ямалутдинова нашли в 2019 году в Подпорожском районе Ленинградской области. Их подняли участники поискового отряда «Важенский поисковик» из города Важен Ленинградской области под руководством Юрия Шершнева. Им и удалось прочесть солдатский медальон.

 

 

Поисковики связались с коллегами поискового отряда «Братск» из Братска (руководитель Сергей Чулков). Он, в свою очередь, сообщил о находке краеведам из поселка Залари.

Как рассказала сотрудник Заларинского краеведческого музея Галина Макогон, музей взялся за поиски родственников найденного героя.

– Были привлечены социальные сети, татарские общины области, даже было обращение в передачу «Жди меня». Только в течение недели поступило более 40 звонков, 46 смс-сообщений. Волонтеры помогли нам установить проживание носителей этой фамилии в Таджикистане, в Уфе, Москве, Красноярском крае, Иркутске и Иркутской области. Разные люди, не сговариваясь, писали о том, что это именно их родственник, пропавший без вести. Немедленно поступил звонок от руководителей татарской общины Нукутского района супругов Тухватуллиных о том, что община готова подключиться к захоронению воина с соблюдением мусульманских обрядов. Мы обращались и в администрацию Нукутского района помочь найти родных, вывезти останки и захоронить его на родине. Но нам отказали. И даже на захоронение солдата никто из официальных лиц из Нукутов не приехал, хоть мы и приглашали, – говорит Галина Макогон.

В декабре 2019 года нашлись племянницы Ямалутдинова. Но возвращение солдата-героя на Родину было непростым.

 

 

– После установления личности воина и нахождения его дальних родственников было принято решение перевезти останки и захоронить их на исторической родине. Администрация Заларинского района дала добро и помогла со средствами на захоронение и достойный памятник. Но пандемия ковида, бюрократические препоны, невозможность престарелых родственников самим выехать за останками не позволили вовремя это сделать, – рассказала сотрудник Заларинского районного краеведческого музея Дарья Бутакова.

Словно рок довлел над трагической судьбой солдата и после смерти. Погибнув, он так и не узнал печальную историю своей семьи. Его вдова больше не вышла замуж. Сын Гиндулла погиб молодым – утонул. Дочь Назиря вышла замуж, родила сына, но мальчик, будучи школьником, умер от рака крови. В одиночестве ушла из жизни и мама Лутфуллы.

 

Долг и дань памяти

Останки солдата все же вернули домой. Администрация поселка Залари и района взяли на себя организацию похорон, а перевезли останки на личном автомобиле поисковик из Братска Сергей Чулков и его товарищ Олег Кузьменков. Деньги на бензин собирали всем миром, средства на возвращение солдата выделила мусульманская община.

Нагим Тухвалуллин с супругой Елизаветой были одними из тех, кто помогал организовать сбор средств, чтобы вернуть воина домой.

– Жена солдата Голькифа была подружкой моей бабушки, часто к нам ходила. Захоронение Лутфуллы Ямалутдинова – это наш долг, дань памяти. В каждой семье кто-то погиб в Великую Отечественную войну. Я тоже потерял близких – один мой дед похоронен в Польше, другой в Украине.

 

 

В день похорон солдата в Заларинский ДК «Родник», где проходила гражданская панихида, шли люди с красными гвоздиками в руках. В фойе ДК был установлен саркофаг с останками, его венчала пробитая солдатская каска. Тут же можно было увидеть записку из солдатского медальона, по которой опознали солдата. А еще в фойе была развернута выставка с историей о воинах-земляках, воевавших в легендарной 114-й дивизии.

Со сцены ДК звучали военные мелодии и траурные стихи. Мэр Заларинского района Владимир Самойлович отметил, что нельзя допустить переписывания истории Великой Отечественной войны.

– Мы, живущие в России, осознаем, какой ценой в те годы нам досталась Великая Победа. Мы говорим слова благодарности за героизм и подвиги нашим предкам.

Глава администрации поселка Залари Василий Давыдов подчеркнул – важно, чтобы каждое имя солдата, погибшего на войне, было установлено. Василий Давыдов также поблагодарил поисковиков из Тулуна и Братска, которые приехали на церемонию захоронения и до сих пор разыскивают погибших воинов.

Поисковики из Тулуна недавно были на раскопках под Волгоградом, где извлекли останки семерых защитников Сталинграда.

– Сегодня еще один солдат упокоится в родной земле. Так нужно захоронить каждого, – уверен юный поисковик из Тулуна Константин Михайлов.

Сергей Чулков с мест раскопок привез солдатский котелок для передачи в музей поселка Кутулик. Эта вещь принадлежала уроженцу Аларского района Сабисову Василию Иннокентьевичу 1912 года рождения. Он был пулеметчиком и погиб в октябре 1941 года. На траурной церемонии поисковик передал артефакт музейщикам. Родных солдата тоже будут искать.

Директор Заларинского краеведческого музея Ирина Алексеева рассказала, что под Ленинградом погибли 317 заларинцев. И многие еще не найдены. Но этот список уже стал короче на одно имя.

 

Земная справедливость

Проститься с погибшим 80 лет назад земляком пришли супруги Ольга и Рашит Мухамадеевы. Ольга тихо плакала, смахивая слезы.

– Я помню жену и сына нашего героя. Хорошая была, рабочая семья. Вдова так не вышла замуж, ждала до последнего, – рассказал Рашит Сахипович.

 


Племянница солдата (крайняя слева) Гульчира Шайхутдинова: «Сердце мое теперь успокоилось»

 

Лутфуллу Гильмановича захоронили на мусульманском кладбище в поселке Залари со всеми воинскими почестями, по традиционным мусульманским обычаям и с соблюдением религиозных канонов. На могиле героя установлен памятник. Солдат словно смотрит на родную деревню, защищая которую, он погиб. В момент похорон на сумрачном небе вдруг показалось солнце.

– Я помню, как ребенком с бабушкой мы ходили на горку встречать ее брата. Она верила, что он вернется. Плакала, когда домой обратно шла, – говорит племянница солдата Гульчира Шайхутдинова. – А теперь наш солдат вернулся. Свершилась земная справедливость. Сердце мое теперь успокоилось.