Кружи, кадрель иркутская!
Реконструкция исторических событий – от стояния на реке Калке до Бородино и Курской битвы – давно на слуху. А как насчет танцев и музыкального фольклора? Почему «кадрель», а не «кадриль» и сколько дворов собиралось в хоровод под горой? На эти вопросы «Областной» ответила Наталья Дмитриева, художественный руководитель народного фольклорного ансамбля «Оберег».
Показать песню
– Вообще все началось в детстве: я занималась народной хореографией, начиная лет с пяти-шести и до самого окончания школы, – рассказывает Наталья Дмитриева. – У нас была замечательный хореограф Татьяна Михайловна, которая приехала из Москвы, была профессиональной балериной. Оттуда у меня началась любовь к народному творчеству.
Окончив школу, наша собеседница пошла учиться в музыкальное училище (сейчас это музыкальный колледж имени Шопена) на хоровое дирижерское отделение, но народная хореография не отпускала. Еще во время учебы Наталья организовала коллектив, с 1994 года известный как «Оберег».
– Чтобы раскрыть песню, надо… танцевать. Такие направления, как фольклорная хореография, сейчас весьма популярны. Возникают клубы по интересам для взрослых, где они изучают танцы и фольклор, – говорит Наталья Дмитриева.
С 2018 года коллектив «Оберега» регулярно проводит вечера для иркутян в ремесленном подворье Иркутского областного дома народного творчества. Как отмечает художественный руководитель ансамбля, среди населения есть интерес к своим корням, у вечерок появились постоянные гости. В «Обереге» решили: «А почему бы не показать свое творчество на всю область?». Так появился проект «Клуб реконструкции иркутского фольклорного танца «Сибирская кадрель», получивший поддержку конкурса социокультурных проектов.
Кадриль или кадрель?
– «Кадрель» – это диалектное слово, которое использовали жители севера Иркутской области, – объясняет Наталья Дмитриева. – Танцы к нам пришли вместе с переселенцами. Есть и другие названия: «Саратова», «Елань», «Звездочка» – это все те же самые танцы, которые существовали в европейской части России. Естественно, они изменились и танцуются немного по-другому.
Любопытно, что большое влияние на танцы оказал даже… климат. Все объяснимо. В южных регионах собирались в большие хороводы, потому что там огромные хутора. Сибирские поселения небольшие, к тому же разбросаны по тайге. Зимой холодно, а летом гнус не позволял на улице особо разгуляться. Наталья Дмитриева отмечает, что все-таки большие хороводы у нас иногда водили, например, на Троицу – большой престольный праздник.
– У нас появились малые хороводы, в которых было не больше шести пар. И изба не позволяла танцевать большому количеству народа, появились парные, сольные пляски, бытовые танцы. Образовались «четвера», «троечки», «пятеры», «шестеры». В названиях уже показывается число танцующих людей.
В работе по реконструкции иркутской танцевальной традиции коллектив «Оберега» в основном опирается на два источника. Первый – сборник «Фольклорные танцы Иркутской области» Эраста Филлипова, изданный в 1950-е годы. Второй – результат фольклорной экспедиции Светланы Пушкиной в 1962–1964 годах. Вместе с Московской консерваторией она приезжала и собирала в Братском районе материал, по которому было сделано описание кадрелей.
– Но, к сожалению, нет видеоматериалов, только описания рисунков танцев. Есть описания более ранние, до Филиппова и Пушкиной, но в них нет ни схем, ни графических рисунков, без которых практически невозможно воссоздать танец, – сетует наша собеседница.
На юге страны широкие и движения, и шаги, много прыжков. В тех широтах одежда легкая, погодные условия позволяли долго танцевать на улице.
– У нас даже в избах танцевали порой в верхней одежде и обуви, поэтому все движения мелкие, нет прыжков, – подчеркивает Наталья Дмитриева. – Наши танцы украшены дробями (постукиванием каблуков), положением рук в поворотах в парных танцах. И дроби у нас в основном исполняли мужчины. Исследователи, которые видели сибирский танец, говорили, что он всегда исполнялся с большим достоинством, женщины несли себя мелкими шагами, не прыгали, как говорится: «утица плыла». Это еще обуславливалось и тяжелыми головными уборами – сильно головой не покрутишь.
Танцуй, Приангарье!
В формате вечерок «Оберег» проводит мастер-классы своего проекта «Клуб реконструкции иркутского фольклорного танца «Сибирская кадрель». Это жители более 12 муниципальных районов области в возрасте от 14 лет.
– Кадрели танцевали и на вечерках, где молодежь знакомилась, а потом засылали сватов, – объясняет Наталья Дмитриева. – На такие мероприятия не допускали детей. Приходят люди разного возраста, молодежь танцует с большим удовольствием. Люди на глазах преображаются, это, наверное, генетическая память в нас просыпается. Народ тянется. Приходят руководители коллективов, люди более старшего поколения. С удовольствием танцуют бабушки и из коллективов, и руководители, которые в возрасте. У нас мастер-классы длились долго, по шесть часов, и они танцевали до самого конца – неутомимые бабушки!
Как отмечает руководитель ансамбля, сибирская кадрель на самом деле – широкое понятие, включающее в себя большое количество танцев. Помимо практики «Оберег» занимается и теорией – подготовкой практического руководства. Уже сделана описательная часть 22 танцев, ведутся съемки видеоруководства.
– Выложим на сайт Дома народного творчества, и желающие смогут посмотреть, как «Оберег» исполняет народные танцы, – поделилась планами Наталья Дмитриева. – В следующем году собираемся продолжить проект. Намерены искать носителей информации – это люди пожилого возраста, за 90 лет, дай бог, чтобы у нас получилось к ним съездить. – Было бы здорово собрать еще одно пособие, продолжить начатое, развить, чтобы появились последователи. Задача проекта не просто показать, а пробудить и подтолкнуть. У жителей Иркутской области богатые традиции, и хочется, чтобы потомки знали и хранили их.