По одежке встречают
Иркутянка воссоздает сибирские костюмы XIX века
История любого народа неразрывно связана с его одеждой. По тому, во что одевались наши предки, можно многое узнать. О традиционной одежде иркутских крестьян на протяжении 15 лет рассказывает Светлана Еремина – руководитель учебно-творческой мастерской «Русский традиционный костюм» союза мастеров народного искусства «Оникс».
Камушки до Смоленска доведут
Имя Светланы Ереминой на слуху у ценителей народного стиля в одежде: она – регулярный участник региональных и всероссийских фестивалей народного творчества. Но как Москва не сразу строилась, так и наша героиня не сразу пришла к этому непростому, но увлекательному делу.
– Сначала я занималась всем подряд. Однажды увидела в магазине кожаные украшения, – вспоминает Светлана Еремина, – самой захотелось сделать кожаную подвеску, а потом пошла на выставку «Оникса». Пришла, Галина Яковлевна Березина (председатель союза мастеров народного искусства «Оникс») меня за эту подвеску хвать: «Это ты сама!?» А украшение еще так топорненько было сделано. «А вот ты не хочешь с камушками?», и высыпала их передо мной. Мне так медовый нефрит понравился, и так хорошо пошло, что я занялась украшениями из кожи. Галина Яковлевна предложила: «А давай мастер-класс!»
В 1994 году Светлана
Владимировна вступила в «Оникс», и, что называется, закрутило: сначала кожаными узелками, а после – стежками на первом костюме. Курсы по народному костюму в начале 2000-х организовала Лидия Мельникова – ведущий специалист по фольклору и этнографии Иркутского областного дома народного творчества. Результатом стала коллекция костюмов-образов «Оникса».
– У нас глаза горели, мы выбрали по комплексу, какой будем шить. И тут началось: выбрали-то мы безотносительно к нашему месту жительства! – смеется Светлана Владимировна. – Кто-то хотел костюм с территории исхода своих предков. А у меня предки из Кировской области, в книгах не нашла этот костюм, взяла Смоленский.
Мы сшили каждый по комплексу. И получилось совсем даже неплохо. Вышивали разными способами: я купила рушник каких-то художественных промыслов и его довышила, сделала из него рукава для смоленской рубахи.
Шелковый путь
Многое дало знакомство с коллекцией костюмов новосибирского этнографа Татьяны Куликовой. Она показала, во что одевались сибирячки: в рубаху из шелка, шелковую юбку – широкую, из прямых полотнищ, телогрею – вариант душегреи. На голове повойники (маленькие шапочки, закрывающие волосы), поверх платок, на плечи платок, а на руку – шелковую шаль. Платки и шали берегли, они всегда были показателем достатка семьи.
– С 2010–2011 годов появилась информация по общему сибирскому костюму, – отмечает собеседница. – Все, что было неудобно, нефункционально, в Сибири не шили. Лен в какой-то момент сибирячки перестали выращивать. Может быть, потому что были китайские шелковые и дешевые хлопчатобумажные ткани – «даба» и «китайка», крашенные синим индиго.
Ситец, например, пришел в Сибирь ближе к середине XIX века, когда российские мануфактуры научились производить эту ткань. Но в наши края обозами и поездами шел не красный ситец, а белоземельный – белый, в мелкий цветок. В музейных коллекциях сохранились такие костюмы родом из Кежмы Красноярского края. Больше информации Светлана Еремина узнала после переезда в Новосибирск:
– В центре фольклора и этнографии пошла на курсы по костюму. Не получилось регулярных курсов, но познакомилась с людьми, посещала фестиваль по костюму «Славенка». Попадала на мастер-классы к московским этнографам. Первая выставка коллекции народного мастера совпала с 50-летним юбилеем.
«Настольными книгами», благодаря которым она реконструирует костюмы восточных сибирячек XIX века, являются статьи Людмилы Сабуровой «Одежда русского населения Сибири» и Галины Масловой «Русский народный костюм Восточной Сибири».
Юбку на воздух
Сколько всего костюмов пошито, сама мастер затрудняется сказать. «Костюм русских старожилов Восточной Сибири» – общее название всех коллекций, сшитых за 15 лет. Союз мастеров «Оникс» и Светлана Еремина – постоянные участники фестиваля «Байкальская неделя искусства и ремесел».
– У нас есть коллекция черных вышитых передников. Эти передники шились на южном Урале татарской артелью и потом распространились по всей Сибири. И мы повторяли передники по музейным образцам, – рассказывает мастер. – Поняли, что не очень страшно самим выходить на подиум, что публика хорошо встречает. Нас благодарили совершенно незнакомые люди за то, что продолжаем русскую традицию, воссоздавая одежду.
Традиционная одежда – это еще и грантовое направление: в течение 2021–2022 годов союзом мастеров «Оникс» реализовывался грантовый проект «Народная школа творческого роста». Светлана Еремина возглавила творческую мастерскую «Традиционный народный костюм старожилов Сибири».
– Учебный курс закончили 18 человек – это много, – с гордостью говорит Светлана Владимировна. – Получился хороший коллектив, и женщины с удовольствием взялись за шитье. Самое главное, они в этой одежде ходят. Не то чтобы каждый день, но если едут на праздник, то не переодеваются, не везут костюм в сумке.
В работе над реконструкцией образа восточных сибирячек помогает Государственный каталог Музейного фонда, где публикуются фотографии сибиряков в повседневной жизни.
– Поиск фотографий, информации о предметах быта, одежды – важная часть сегодняшней моей деятельности, – говорит мастерица. – У меня много задумок, есть куда двигаться.