Знакомьтесь, доктор Фестус
Жигаловцы с теплотой приняли нового врача, называя его доктором Хаусом
В конце прошлой недели уличные термометры в Жигаловском районе застыли на отметке минус 45. Подобной температурой на севере области вряд ли кого удивишь, бывает и холоднее. Впрочем, многие жители переживали за одного человека – темнокожего врача Изедонмвена Фестуса, которого пациенты называют по-своему – доктором Хаусом.
Изедонмвен Осемвенгис Фестус родился в Нигерии, учился в Волгограде, защитил диссертацию в шотландском Эдинбурге, живет в Канаде, а работать приехал в Жигаловскую районную больницу. Фестус Изедонмвен считает себя человеком мира. Для него не существует границ, чтобы делать свою жизнь интересной и приносить пользу людям.
Жигаловский хаус
Не прошло и трех месяцев, как в Жигалово появился новый врач, но его уже знают все. Здороваются на улице, улыбаются при встрече, а стоит ему зайти в магазин, тут же интересуются: «Доктор, у вас завтра во сколько прием?» Казалось бы, что здесь необычного? Новый человек всегда на виду, особенно в небольшом поселке. Дело в непривычной для иркутской глубинки внешности. На вопрос, как отнеслись к ней сибиряки, Фестус с улыбкой поясняет:
– Нормально. Пальцем никто не показывал. А непривычное имя они между собой тут же переиначили в Хауса – главного героя популярного телесериала. Вообще сибиряки оказались очень сдержанными людьми, не выказывающими своих эмоций. Помню, когда работал в Подмосковье, както ко мне подбежал малыш и, указывая на темный цвет моей кожи, закричал: «Смотрите, он грязный!» Я подозвал его и дал возможность убедиться, что руки у меня чистые. Потом этот мальчик, завидев меня, всегда бросался навстречу с улыбкой, обнимал. В Жигалово таких случаев не было. Большим шоком для них стало то, что я свободно говорю по-русски. Перед каждым приемом подробно расспрашиваю пациентов, беседую, стараюсь максимально помочь. Недавно, правда, тоже произошел приятный сюрприз. Одному парню, страдающему от болей в спине, я назначил лечение. Тот спустя несколько дней прибежал в поликлинику радостный: «Вы волшебник!» и принес огромный торт. Я вскоре ушел по вызовам, а когда вернулся, на столе меня ждал горячий чай и кусок торта с запиской «Доктор, это ваша доля». Мне было приятно, что хватило угоститься всему коллективу больницы. Значит, коллеги меня приняли, считают членом своей команды.
Любовь по-русски
Путь доктора Фестуса в Сибирь был долгим. Родился он в 1966 году в городе Бенин-Сити штата Эдо в южной Нигерии. Воспитывался в большой семье, где кроме него у родителей подрастало три дочери и четыре сына. Мама преподавала в школе биологию, отец – историю. Позже папа перешел работать в министерство образования Нигерии. Для родителей учеба детей всегда была в приоритете, они внимательно следили за их склонностями. Те, кто проявлял интерес к естественным наукам, пошли в медицину, гуманитарии стали юристами, кому нравились математика и физика, выучились на инженеров. Все получили высшее образование и не одно.
– Я с детства хотел быть именно врачом, любил биологию, – рассказывает Фестус. – В 11 лет меня отправили учиться в католическую школу-интернат. Потом были гимназия, колледж, а первое высшее образование я получил в Волгоградском государственном медицинском университете, международное название которого звучит так – Volgograd State Medical University.
Кто-то из моих братьев и сестер уехал учиться в Америку, кто-то в Великобританию, Францию… Я же считал, что в то время в мире были две великих страны по уровню и качеству образования – США и СССР. Мои родители были очень горды, что я выбрал учебу именно в Советском Союзе.
Волгограду молодой доктор обязан не только дипломом врача, а и тем, что встретил там свою вторую половинку. Со студенткой медицинского училища Лидией они познакомились случайно на дискотеке и вместе вот уже более 35 лет.
– Лида – единственная дочь у своих родителей, – делится доктор. – Но, знаете, меня сразу подкупило, как ко мне отнеслись ее родные. Я с первого дня стал называть свою будущую тещу Галину Сергеевну мамой. И она стала считать меня сыном, которого у нее никогда не было. У нас очень близкие и теплые отношения. Она действительно моя вторая мама. По-другому я ее и не называю.
После защиты дипломов молодые супруги некоторое время продолжали жить и работать в Волгограде, но потом решили перебраться в Канаду. В 90-е в России было непросто. Зарплату не платили месяцами, сложности и с поставкой медпрепаратов. В 1994 году начинающий врач продолжил обучение семейной медицине в Шотландии, где изучал общую врачебную практику. Окончил в Эдинбурге ординатуру по направлению «Лечебное дело», защитил диссертацию по теме «Общая врачебная практика», а потом подтвердил свои дипломы в Канаде.
– В Канаде мы сначала жили в Монреале. Вдобавок к английскому пришлось учить французский язык и мне, и жене, поскольку эта часть страны франкоговорящая. Дочь поступила там в школу. Родился сынишка. После уехали в Калгари, где живем до сих пор. На окраине города у нас большой дом, – делится Фестус. – Оба наших ребенка тоже выбрали медицину. Элизабет уже окончила медуниверситет. Пока работает терапевтом, но намеревается получить специализацию дерматолога. А Самюэль после получения диплома бакалавра продолжает учебу в магистратуре.
По примеру земских докторов
За свою жизнь Фестус Изедонмвен успел поработать в разных странах: Канаде, Германии, Шотландии, но признается, что больше всего его тянуло в Россию.
– Мне всегда было любопытно узнать, как работают семейные врачи в разных странах, на Востоке, на Западе. В России это направление имеет, по-моему, более давнюю традицию. Это видно на примере земских врачей. Яркие тому примеры – врач и писатель Антон Чехов или Михаил Булгаков, чьи произведения я очень люблю. Возможно, именно любовь к русской литературе побудила меня вернуться сюда.
Сначала они с женой хотели поехать в Москву, но Лидия, рассматривая карту, увидела недалеко от столицы название Добрыниха – село в Домодедовском районе, которое ей очень понравилось.
– Главное, в нем корень «добро», – сказала, уговорив мужа.
К сожалению, через какое-то время из-за семейных обстоятельств им пришлось вернуться в Калгари, но Фестус не оставил попыток работать в России.
– Хочу посмотреть Сибирь, – заявил он однажды родным.
Позвонил в Иркутск, чтобы узнать вакансии, а через некоторое время его связали с главврачом Жигаловской районной больницы.
– Мы поговорили недолго, но я сразу понял, что говорил с джентльменом, – поделился Фестус. – Мне очень понравилось, как он ко мне отнесся. Наше общение стало решающим. Прилетел в Иркутск в пять утра, меня встретили на машине и сразу повезли в Жигалово. Я не знал, что до поселка надо добираться еще шесть часов. Дорога хоть и долгая, но мне было очень интересно. В Усть-Ордынском Бурятском округе я увидел буддийские храмы, попробовал местную кухню – невероятно вкусно, а в Жигалово сразу обратил внимание на большую гору. Спросил: «Здесь занимаются горнолыжным спортом?» В ответ засмеялись: «У нас такого нет».
Больше всего, признается, его поразили дома в деревянном кружеве, природа, а еще тишина, покой и размеренная неспешность сельской жизни. Пока доктор Фестус живет в гостинице в центре поселка. Говорит, что главврач уже неоднократно предлагал ему переселиться в дом, но он опасается, потому что не умеет топить печку.
– Пока я один, а дом – это же семья. Вот приедет жена, тогда посмотрим, – рассуждает он. – Зато тут все рядом. Магазины, больница, поликлиника. Перебежал дорогу – и ты на месте.
Человек мира
К врачу-терапевту, как правило, обращаются с повышенной температурой, при изменении давления, гипертонических кризах или чтобы получить направления к узким специалистам. По более сложным медицинским показаниям пациент направляется уже к профильным докторам. Но семейный врач, уверен доктор Фестус, должен уметь все, включая оказание неотложной помощи и психологической поддержки.
– Нас учили, что только тот, кто неравнодушен к проблемам здоровья людей и может внимательно их выслушать, и есть настоящий семейный врач,– говорит Фестус. – Когда я работал в Подмосковье, однажды ко мне на прием пришла женщина с синяками, полученными от мужа. Я уговорил ее с ним расстаться. Позже она приходила и благодарила меня за этот совет.
Напоследок Фестус похвалился, что его пригласили на рыбалку. Оказывается, он – заядлый рыбак. А вот от охоты доктор отказался, хотя и не является вегетарианцем. Еще коллега из Улан-Удэ позвал его в гости посмотреть Бурятию.
– Коллектив у нас многонациональный, – поделился он. – Кроме русских, в больнице работают узбеки, буряты, татары, теперь вот я. Считаю, это правильно. Люди должны жить и работать, несмотря на национальности и границы. Все мои братья и сестры разлетелись по всему миру. Они живут и работают в Великобритании, Шотландии, Канаде, Америке, а наши родители уже на пенсии, но воспитывают приемных детей. Если помнить, что Земля – наш общий дом, и стараться по мере своих сил делать добро, мир станет лучше.