Гладь иркутская
Мастера народного творчества хранят уникальную технику вышивания
Салфетки, скатерти, подушки и даже большая шаль – все расшито удивительными узорами. Птицы, камыши, султанчики из мулине и шелка появляются на ткани под руками Нины Медведок и Валентины Щеновой – народных мастеров Иркутской области, членов «Союза мастеров народного искусства «ОНИКС». Они – хранительницы творчества Марии Азеевой – вышивальщицы, придумавшей иркутскую гладь.
Стежок на память
На стол выложена большая черная шаль, расшитая по краю растительным узором. Часть полотна уже украшена шелковыми цветами, остальная – эскиз, нарисованный белым. Нина Иннокентьевна сетует: стирается узор, трудно найти средство, чтобы и схема не стиралась, и готовое изделие не было испорчено разводами. Когда вышивка будет завершена, края шали украсят кисти.
Уже более 30 лет она и Валентина Щенова занимаются художественной вышивкой в особой технике – иркутская гладь. Ее придумала Мария Азеева (1926–2013), взяв за основу полтавскую гладь и русский шов, добавив рельефа и яркости, чтобы один цвет плавно переходил в другой.
– Мы повстречались с Марией Алексеевной в 1990 году. Она пришла на радиозавод, где мы тогда работали, и организовала кружок вышивки. Оттуда началась наша вышивальная стезя, – рассказывает Валентина Щенова. – До этого я занималась вязанием, оно более распространенным было. Нас же в школах вязать учили, а вышивать – нет. Мы под ее руководством все делали. 20 лет мы с ней были бок о бок.
– А я шитьем занималась, – добавляет Нина Медведок. – У меня было двое мальчишек, муж, и мне приходилось шить им все. Когда начала вышивать, то мне надо было красное, большое, яркое. Мария Алексеевна меня сдерживала. Сначала я бунтовала, но она объясняла все, и потом я смотрела на свое и под ее руководством вышитое, и понимала, что надо пороть. Она всегда говорила: «Кто из вас не будет пороть, от того никакого толку не будет. Если не можешь пороть, жалко тебе своих трудов, то ничего хорошего не получится!»
Как отмечают наши собеседницы, именно с Марией Азеевой они поняли, что вышивка – это настоящее искусство. «Она не только вышивальщицей была, она была художником!» – уверенно заявила Валентина Андреевна. Вышивальщицы работают только по рисункам своей наставницы, говорят, что к другим схемам душа не лежит.
– Мария Алексеевна учила брать от природы, говорила: «Присматривайтесь к природе, в ней все гармонично». Мы работаем только по ее рисункам, не считая русской народной вышивки – там техники совсем другие. И до сих пор никто не может нарисовать нам такой рисунок, чтобы нам понравилось, – разводят руками женщины. – Мы влюбились в Марию Алексеевну и ее рисунки, другие нам не подходят. Может, кто-то из молодежи придумает что-то.
Самой большой площадью, украшенной вышивкой, мастерицы называют покрывала. На наш вопрос, сколько же нужно времени для того, чтобы расшить одно такое покрывало, Нина Медведок и Валентина Щенова ответили, что девять месяцев.
– У меня горчичное, а у Нины серое было, – вспоминает Валентина Андреевна. – Это была саржа, подкладочная ткань. Мы за ней в Шелехов ездили! Время-то какое было, все стало исчезать, девяностые!
– Я всегда говорю, что как бы ни пришлось в жизни тяжело, вышивка нас спасла своей красотой, – уверена Нина Медведок. – Мы спаслись за счет этого: сядешь за вышивку и все плохое забываешь. Вышивка – это не про скорость, уверены они. Работа может занимать до года, и кроме цели украсить, самое главное – получать от вышивания удовольствие.
Вышитая Россия
Подушки, рушники и скатерти, украшенные иркутской гладью, путешествуют по российским музеям. Но не только по особому цветовому переходу можно понять, что это – из Иркутска. Иркутская резьба на фасадах домов также находит отражение в творчестве вышивальщиц. Узорные края полотенец – отсылка к особенностям местной архитектуры.
Весной 2022 года мастерицы представили Иркутскую область в акции «Вышитая карта России». Проект был инициирован министерством культуры Чувашской Республики. Фрагменты в виде субъектов страны отразили характерные узоры и техники каждой территории. Общий размер вышитой карты – 3 на 6,7 метра. Презентация полотна состоялась в Чебоксарах в преддверии Дня России.
Куратором проекта в Приангарье стала заведующая отделом «Ремесленное подворье» Иркутского областного Дома народного творчества, искусствовед Ольга Ращенко. Под ее руководством Нина Медведок, Валентина Щенова и любитель художественной вышивки Татьяна Качина вышили фрагмент нашего региона: восточнославянские орнаменты, традиционный орнамент прибайкальских бурят и иркутская гладь.
– Карта Иркутской области демонстрирует многонациональность региона, – подчеркивает искусствовед. – Орнаменты вписаны в круг, что символизирует Солнце, единство наций и круговые танцы, которые присущи практически каждому народу. В круговую композицию вплетены восточнославянские орнаменты, привнесенные в Сибирь переселенцами и бытующие по сей день у белорусов, украинцев, русских. Всю композицию связывает символ Иркутской области – бабр. Он выполнен в технике ковровой вышивки. Над бабром работала Валентина Щенова.
– Сначала мы озадачились: «Как? Что?» Понятия не имели, во что это выльется. И вылилось так, что Нина Иннокентьевна в Москве на презентации побывала! – смеется Валентина Андреевна.
И тем не менее остро стоит вопрос о сохранении наследия Марии Азеевой. Наши собеседницы с грустью отмечают, что кропотливая работа, которая может растянуться на месяцы, малопривлекательна для молодежи.
– Это очень трудоемко, требует много времени и внимания, – говорит Валентина Щенова. – Надо не только на занятии вышивать, но и дома продолжать.Мы попали в такой период, когда все рушилось, взять для души было нечего. И только благодаря Марии Алексеевне мы выжили. Мы жили в такой красоте!