Фото:
минобр Иркутской области,
25.01.2023 19:00

Кто поможет молодому учителю?

Как привлекать молодых специалистов в школы – эту тему на прошлой неделе обсуждали специалисты. Круглый стол «Престиж учителя» был посвящен Году педагога и наставника, который стартовал в России в 2023-м. Работники сферы образования говорили о том, как власти поддерживают молодых педагогов и что привлекает их в школы – материальная заинтересованность или «хороший климат» в коллективе?

 

Мер поддержки достаточно

– Если сравнивать со многими регионами, то можно сказать, у нас достаточное количество мер поддержки начинающих педагогов, – считает замминистра образования области Наталья Краснова. – На сегодня обеспеченность кадрами в нашей системе составляет 98%. В отрасли наметились положительные тенденции, например, мы давно в таком объеме не ремонтировали школы: в прошлом году 22 учреждения образования. Чаще педагогов волнуют не тонкости ремонта и обеспечения школы, а успешный опыт привлечения молодых специалистов.

– Недавно были в школе № 14 города Иркутска, которая получила новое здание начальной школы и большое количество оборудования, – рассказала Наталья Краснова. – Туда за пять лет пришло 35 молодых специалистов. Секрет прост: руководство приглашает на практику студентов педуниверситета, порядка 70 человек в год, и лучшие принимаются на работу.

 

Наставничество необходимо

Председатель Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева также отметила, что по результатам опроса среди молодых педагогов поддержка и внимание со стороны образовательной организации и методическое сопровождение – ключевой фактор, побуждающий остаться работать в школе.

– Важна поддержка со стороны опытных педагогов, почти каждый молодой специалист ищет своего наставника, – отметила Валентина Федосеева. – Среди 500 опрошенных начинающих педагогов подавляющее большинство считают, что поддержка, наставничество просто необходимы. Штатной должности наставника не существует, но разработаны различные меры как материального, так и нематериального стимулирования. Среди последних получение нагрудного знака РФ «Почетный наставник».

 

Поддержка на селе

По словам мэра Киренска Кирилла Свистелина, меры поддержки для сельских учителей привлекают молодых специалистов и способствуют тому, что они остаются работать в районе.

– Уже третий год мы платим 115 тыс. рублей подъемных ежегодно в течение пяти лет, – рассказал Кирилл Свистелин. – Если выплатить эти средства разово, есть риск, что педагог уедет. А пять лет – это хороший срок, за который человек адаптируется, возможно, найдет вторую половину. Мы представляем учителям благоустроенное жилье – в этом году купили пять квартир. У нас есть свой лицей, который выпускает учителей начальных классов для всего Севера. Мы также платим им 275 тыс. рублей: по 57 тыс. рублей в течение пяти лет, если они после окончания остаются работать в районе. Целевым студентам оплачиваем проезд раз в год, платим стипендию – 5 тыс. рублей в месяц, а если оканчивает год без троек – еще 10 тыс. рублей дополнительно.

Замминистра образования региона Наталья Краснова отметила, что из областного бюджета молодые педагоги получают 115 тыс. рублей единовременно, если они едут в северные территории, и 92 тыс. рублей – для юга региона.

– Мы не так богаты, как северные территории, и не так привлекательны, как городские районы, но на своем уровне стараемся сделать все, чтобы привлечь молодых специалистов, – рассказала заместитель мэра Аларского района Валентина Сагадарова. – В этом году разовые подъемные для учителей у нас составляют 100 тыс. рублей. Обеспеченность школ кадрами выросла до 89,6%. В 2021 году в район приехали десять, а в 2022-м – семь молодых специалистов. Для привлечения учителей мы строим три дома по программе соцнайма для сельскохозяйственных территорий, где 80% – поддержка региона и 20% – наша помощь. Стараемся создать инфраструктуру, чтобы молодому специалисту было куда сходить в свободное от работы время.

В целом специалисты отметили, что престиж профессии учителя растет с каждым годом. Об этом свидетельствует и растущий с каждым годом конкурс в учебные заведения, где готовят педагогов.

– У нас конкурс на некоторые специальности 15 человек на место, – отметила директор Иркутского регионального колледжа педагогического образования Галина Кудрявцева. – Сегодня учитель довольно стабильная профессия, которая имеет очень хорошую государственную поддержку. Но важно помнить, что педагог – это прежде всего призвание. Понять и прочувствовать важность этой профессии молодому специалисту помогает именно хороший наставник.