Пьеса на все времена

Спектакль о предприимчивом молодом человеке поставили на основной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Комедия по пьесе основоположника национального театра Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» была написана автором в 1868 году, когда Россия в очередной раз стояла на перепутье. Нравы и характеры, описанные в ней, по мнению главного режиссера драмтеатра Станислава Мальцева, удивительно созвучны нашему времени. Спектакль приурочили к 200-летнему юбилею писателя, который отмечают в этом году.

– Это пятый спектакль по произведению Александра Островского, который я поставил, – рассказал Станислав Мальцев. – Всегда, когда я встречаюсь с этим писателем, понимаю, что его произведения также современны, как и столетия назад, и это настоящее чудо классики. Именно в этой пьесе – идея, конфликт, история – все безумно актуально.

У Островского действие происходит в переломный момент в истории России, когда реформы после отмены крепостного права затормозились, и страна стояла перед выбором пути. В этом безвременье родился такой персонаж, как Глумов – человек очень талантливый, но лишенный возможности подняться по карьерной лестнице.

Универсальность этой истории подчеркивают костюмы Оксаны Готовской. Во время спектакля меняется не только цветовая гамма, но и крой. Каждой семье соответствует свой оттенок, но Егор Глумов (Сергей Солянников) и его матушка (Милена Антипина) постоянно переодеваются соответственно ситуации.

– В костюмах у нас была такая идея, что поскольку это история вневременная, мы решили не привязывать ее к конкретному периоду, – отметил Станислав Мальцев. – В итоге перед нами проходит весь XIX век от кринолинов, турнюров до костюмов эпохи модерн. В этой ситуации Глумов не только меняет цвета, как хамелеон, в цвет того человека, под которого он подстраивается, но легко вписывается в любое время, в том числе и наше.

Пространство, в котором происходит действо, создал художник Александр Плинт. Это гостиные героев, которые встроены в некий гигантский пленэр. Мы видим силуэты берез, из почвы торчат вывороченные корни. По словам Александра Мальцева, этот образ возникает потому, что природа не умеет лгать, в спектакле она как бы вскрывает истинное положение вещей.

 

 

Единственный светлый образ – мальчик (Артем Мартос), который поет детский стишок: «Три мудреца однажды / Отправились в моря, / Уселись в таз дырявый, / Подняли якоря… / Была бы песня эта / Во много раз длиннее, / Когда бы таз дырявый / Был хоть чуть-чуть прочнее». Музыку на эти стихи написал композитор Владимир Синенко.

– Маленький Глумов – это некий собирательный образ детства и той чистоты и совести, которая живет в каждом человеке, – отметил Станислав Мальцев. – Вопрос в том, насколько каждый из нас к нему прислушивается.

Глумов в какой-то момент изгоняет его из себя. В этой пьесе вообще нет положительных персонажей, хотя в советское время почему-то считалось, что таковым является Глумов, но на самом деле он – антигерой. Другое дело, что и отрицательные персонажи у Островского получаются очень живые, обаятельные, даже если автор иронизирует. Писатель в тот период творчества был под сильным влиянием Салтыкова-Щедрина, но в отличие от него у Островского остается очень доброжелательный взгляд на человека, и отсюда возникает мягкий юмор, и благодаря этому сквозь яркий гротескный образ каждого виден живой человек.

 

 

Живые характеры пьесы Александра Островского мастерски сыграли артисты иркутского драмтеатра. В итоге поучающий всех Мамаев (Владимир Орехов), его фривольная жена Клеопатра (Евгения Гайдукова), противник реформ Крутицкий (засл. арт. РФ Степан Догадин), мнимый либерал Городулин (Сергей Дубянский), Турусина (Наталья Родина) и ее племянница Машенька (Ольга Гарагуля) – не вызывают неприязни. Впрочем, как и симпатии. А предсказательница Манефа (Марина Елина) стала не просто комическим персонажем, но и настоящим символом нашего времени.

– У Островского это недобрая грузная старуха, промышляющая предсказаниями, а в нашем спектакле она вышла очень колоритной, – отметил Станислав Мальцев. – Вместе с Манефой на сцене появляется целая команда экстрасенсов, ряженных то в шаманские костюмы, то в языческие или буддистские. Все потому, что без мистического начала Россию, на мой взгляд, невозможно представить. Особенно в смутные времена, когда стираются грани между добром и злом.

Сюжет пьесы вначале разворачивается как плутовской роман. Главный герой Глумов ставит свой собственный спектакль: подкупает слугу дяди и втирается к нему в доверие, шаг за шагом через нужных людей прокладывает себе путь к желанному замужеству на племяннице Турусовой, а вернее на ее деньгах. Но в итоге терпит фиаско из-за дневника, в котором описывает все, что с ним происходит.

 

 

– Казалось бы, зачем такому человеку, как Глумов, нужен дневник, ведь все так хорошо складывалось, – рассуждает Станислав Мальцев. – Но именно благодаря дневнику мы понимаем, какую глубокую драму на самом деле переживает главный герой, когда лицемерит. Дневник для Глумова – это способ сохранить самого себя, остатки своей совести. Но вся трагедия в том, что в финале он отказывается от дневника, то есть готов идти к своей цели не оглядываясь.

Современные зрители наверняка найдут в нашей жизни людей, похожих на Глумова, ведь, к сожалению, такой путь продвижения на верх социальной лестницы сегодня действительно не редкость.

– В спектакле для меня важно и интересно вместе со зрителями разобраться, какие ценности двигают обществом и молодым человеком, который только вступает в жизнь. Глумов изменяет своим взглядам и тратит свой талант и в конце концов как человек терпит фиаско. Возможно, кого-то эта история предостережет от ошибок.