Преподаватель, вдохновитель, наставник…
Передавать опыт Борис Яровой начал с кружка резьбы по дереву, а потом полностью погрузился в преподавательский процесс.
Любитель истории, реставратор Борис Яровой – личность в Прибайкалье известная. Когда-то он воссоздал модель иркутского острога, служащую сегодня украшением музея истории города, участвовал в реставрационных проектах регионального значения, автор нескольких учебных программ. Но свое главное предназначение, по собственному признанию, нашел именно в наставничестве, реализовать которое смог в Иркутском техникуме архитектуры и строительства, где сегодня трудится преподавателем и заведующим лаборатории материаловедения.
Генетика победила Каждый из нас в свое время стоял на распутье, искал дорогу в жизни. У кого-то этот выбор случился сразу после вступления во взрослую жизнь. Кому-то пришлось пройти половину жизненного пути, прежде чем определить свое предназначение. Так произошло и у Бориса Ярового.
– Первое высшее образование я получил в ИГУ, окончив отделение журналистики филологического факультета, – рассказывает он. – В то время были легендарные преподаватели кафедры, они прививали нам культуру, как сейчас понимаю, это очень важно воспринять в молодом возрасте. Когда был еще студентом первого курса, по ночам подрабатывал сторожем в Спасской церкви. В то время там находилось отделение краеведческого музея. Иркутский художник, иконописец Михаил Лутаенко вместе с Александром Чегодаевым там же создавали экспозицию на втором этаже колокольни с коллекцией колокольчиков и видами Иркутска.
Обсуждали планы, как и что реставрировать, а вскоре, когда храмы передали епархии, их планы стали претворяться в жизнь. Параллельно с учебой в университете я начал работать с ними как столяр и резчик по дереву, восстанавливая иконостас Богоявленского собора.
Разумеется, если бы у юноши не было определенных навыков и умения, его помощь реставраторам вряд ли понадобилась. Но, к счастью, с этим проблем не возникло.
– Как говорится, все родом из детства, – продолжает Борис Павлович. – В школе мне повезло – у нас были замечательные преподаватели труда, которые заложили во мне тягу к работе с деревом, да и отец относился к тому поколению, которое умело все. Он был доктором физико-математических наук, при этом своими руками срубил дом. Я во втором поколении иркутянин, многие из моих предков с берегов Лены. Именно там Яровые породнились с Шелковниковыми и Сафоновыми. Перебравшись в Иркутск, жили в центре города: переулке Черемховском и на улице 25 Июля. Прадед Иван Романович Сафонов был инженером связи, устанавливал вышки, телеграфные мачты – воздушные переходы проводов через широкие сибирские реки. Это тоже повлияло на мое увлечение историей Иркутска. Позже повезло встретиться еще с одним удивительным мастером – Александром Иосифовичем Шпаковским, который преподавал резьбу по дереву в Речном училище. Я пришел и попросился у него поучиться. Он мне показал первые шаги в профессии резчика.
Разобравшись, наконец, к чему его влечет, Борис поступил на вечернее отделение художественного училища им. Копылова на специальность «дизайнер». Там для него был образцом педагога художник Владимир Николаевич Бешнов. Затем, устроившись работать на Иркутскую мебельную фабрику, создавал новые модели мебели. После продолжил учебу в магистратуре архитектурного факультета ИРНИТУ, защитив научную работу по истории архитектуры.
Вместе с Михаилом Лутаенко он участвовал в воссоздании внешнего и внутреннего убранства храма в селе Анга Качугского района и других церквей Приангарья.
Обретение себя
И все же на этом творческие искания Бориса Ярового не закончились.
– Лет десять тому назад я почувствовал потребность кому-то передавать накопленные знания, – продолжает он. – Поскольку живу недалеко от техникума архитектуры и строительства, устроился туда. Сначала вел кружок резьбы по дереву по программе дополнительного образования учащихся, а через три-четыре года полностью погрузился в преподавательский процесс, потому что понял: у меня это получается. Ощутил радость, удовлетворение от того, что у ребят тоже появился интерес к творчеству. Мне повезло и с тем, что встретились по-настоящему талантливые, одаренные ребята.
Талант к обработке дерева, уверяет Борис Яровой, сразу выдают руки, черты характера, терпение, внимательность. Бывает, что не сразу человек раскрывается, учится мастерству, но дерево – благодарный материал, его обработка доставляет радость, оно теплое, близкое к человеку. Даже если сперва что-то не выходит, но есть тяга к деревообработке, такие ребята чаще всего достигают в дальнейшем больших результатов.
– Мало научить профессии. Нужно суметь развить к ней интерес, воспитать по-настоящему творческую личность, способную делать открытия, – считает он. – Есть разные методы взращивания «зерен». Даешь, например, задание на свободную тему. Кто-то продолжает работу по накатанной, а кто-то берет и за пару, на ходу, на «коленке» делает нечто удивительное. Это совсем другое. В голове должна родиться не только идея, но и геометрия, объем. В такие моменты понимаешь, что твоя задача как наставника – попытаться не только сберечь эту зарождающуюся искру творчества, но и помочь максимально ей раскрыться.
Настоящий наставник, уверен Борис Яровой, не должен творить копию себя, а уважая индивидуальность, делиться тем, что накопил, находя, при этом, саморазвитие и для себя.
– «Открытия» и «находки» у меня происходят постоянно. И дело не только в буйстве фантазии студентов, мастерстве выполнения изделий, а порой даже просто в постановке руки при работе с инструментом, – поясняет преподаватель.
Признание
Безусловно, каждому приятно через какоето время увидеть, что его труды не были напрасны. Борису Яровому в этом отношении есть чем гордиться. Сразу трое его студентов стали призерами всероссийского этапа чемпионата WorldSkills Russia. В 2018-м бронзу завоевал киренчанин Сергей Сафонов. В прошлом – Артем Бобров из поселка Хужир Ольхонского района стал серебряным призером, а третье место досталось иркутянину Алексею Филатову.
– Первые всероссийские чемпионаты, в которых мы принимали участие, проходили в Москве. В 2022 году мы выиграли право в течение трех лет быть площадкой, на которой проходит финал всероссийских соревнований «Молодые профессионалы» по компетенции «Реставрация произведений из дерева». С одной стороны – это, конечно, огромная ответственность. С другой, как говорится, дома и стены помогают. Поскольку мы были принимающей стороной, могли выставить сразу двух участников от нашего региона. В итоге оба стали призерами, – рассказывает Борис Яровой. – Кстати, помогал мне готовить ребят Сергей Сафонов. С этого учебного года он мой коллега – мастер производственного обучения.
Сегодня четверо бывших воспитанников Ярового работают мастерами. А значит, он не только обучил молодежь профессии, но и подготовил себе достойных коллег.
– Для меня наставничество не ограничивается лишь профессиональной деятельностью. Выслушать, подсказать, помочь в каких-то жизненных ситуациях – не менее важные моменты, – считает Борис Яровой. – Поэтому я стараюсь быть для ребят старшим товарищем. Не менее важно для меня и то, что от такого общения налаживается обратная связь. Они порою сами меня тоже воспитывают. Я как наставник могу еще многому и многому у них учиться. И это по-настоящему здорово. В такие моменты надеешься, что будут счастливы и ученики.
Кстати, в 2021 году Бориса Ярового наградили знаком «Почетный работник воспитания и просвещения РФ». Это ли не признание того, что дело, которым он занимается, приносит достойные плоды?