Владимир Максимов: «Если человек пишет правду, он преображает мир»
Иркутский прозаик и поэт Владимир Максимов в представлении не нуждается. По крайней мере, для старших поколений его книги стали неотъемлемым чтением. Темы, сюжеты и героев произведений писателя определяет сама жизнь. Владимир Максимов работал в газетах «Советская молодежь», «Русский Восток», «Народная газета», журнале «Охота и природа». Автор двадцати книг прозы и поэзии. Его книга «Не оглядывайся назад» в 2015 году в Германии признана лучшим русскоязычным романом года. В 2017 году премии «Лучшая книга года» удостоен роман «Уходящее время». В 2020 году лучшей книгой года стала «Краткий миг бытия». Сегодня к выходу в свет готовятся новые издания. О литературе, которая дает нам глубочайший опыт жизни, и новых планах автор рассказал в интервью газете «Областная».
Разговаривать с Владимиром Павловичем большое удовольствие. Блестящий интеллектуал, он изящно и легко цитирует великих людей – от Дидро до наших дней.
– В 21-м веке модно считать, что писатель – это интеллектуал, реагирующий на всевозможные раздражители. Вы и сами однажды сказали, что современный писатель стоит над бездной.
– Писатель, как и прежде, стоит над бездной. У него нет государственных издательств, нет гонораров за публикацию книг. Поэт Иосиф Бродский говорил: «Человечество, по-видимому, спасти не удастся с помощью литературы. Но одного человека спасти вполне возможно». Наша страна перестала быть самой читающей страной мира, писатель перестал быть властителем дум, читателей почти не осталось. Большинство людей охотнее имеют дело с компьютером и телевизором. А это не настоящая жизнь, а ее симуляция. Только литература дает настоящую жизнь. Об этом говорил французский просветитель Дидро: «Если человек перестает читать, он перестает мыслить и быстро превращается в дикаря».
– Какова, на ваш взгляд, главная проблема нашего времени?
– Режиссер Александр Довженко однажды обмолвился о своей жене: «Вы не обижайтесь, пожалуйста, на нее. Она, конечно, с высшим образованием, но без среднего».
Меня раздражает верхоглядство в людях. Когда человек не знает о чем-то глубоко и не хочет знать. А ведь мировоззрение человека формируется именно в его огромной душевной глубине, которую нужно постоянно чем-то подпитывать. В нашей стране этому служила литература. Если Россия сегодня и является чемпионом в чем-то, это не военно-промышленный комплекс, не другое, а именно великая русская литература.
– Ваша новая книга «Болдино… Бохан… Берлин…», о чем она? Как шла работа над ней?
– Я понял, что пришло время публицистики, когда читателю нужно говорить о каких-то проблемах. Мне нравится высказывание историка Василия Ключевского о том, что «история – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Публицистика и есть такой фонарь.
В книге я собрал некоторые свои статьи и включил туда интервью за 50 лет, которые брал у Валентина Распутина, Станислава Говорухина, Никиты Михалкова, французского актера Алена Делона, у издателя журнала «Континент», моего парижского тезки Владимира Максимова. Очень жду эту книгу. В ближайшее время уезжаю в Москву. Там в популярной серии «Сибириада» выходит моя четвертая книга «Бусы из плодов шиповника». Три книги уже изданы – «Живая душа», «Не оглядывайся назад» и «Снег, уходящий вверх». Готовится и пятая книга об Иркутской области – «Забытое время», чему я бесконечно рад.
Мы созвонились с земляком, секретарем Союза писателей России Валерием Хайрюзовым. Он попросил меня выступить в Иркутском землячестве «Байкал», почитать стихи. Это будет довольно обширная программа.
– Еще о героях книги «Болдино… Бохан… Берлин…». На протяжении лет осталось такое же чистое восприятие, или какие-то образы все же потускнели?
– Кого-то из моих собеседников уже нет в живых. Но я думаю, что человек, в котором есть внутренний нравственный стержень, мало меняется. Может быть, это и самонадеянно, но сужу по себе. Мое мировоззрение изменить очень сложно какими-то новыми посылами и веяниями. Уже в девяностых годах я понимал, что, например, политики Чубайс и Гайдар – просто проходимцы с большой дороги, бандиты. Я писал об этом, хоть тогда за такое могли и отлучить от профессии.
– С кем из героев тех лет вы бы сегодня снова с удовольствием сделали интервью?
– С Аленом Делоном. Но в ближайшие годы по финансовым соображениям до Парижа я не доберусь. В прошлый раз я съездил в Париж потому, что мои предки – казаки в 1814 году верхом въезжали в столицу Франции. У меня была мечта прибыть в Париж не на самолете, а именно верхом. Что я практически и сделал, въехав в Париж на велосипеде, пройдя путь от Пекина в составе международной экспедиции.
– Если вам доведется встретиться с Делоном, спросите его, пожалуйста, почему он сегодня произносит клич украинских фашистов и даже пожелал воевать против русских, но мешает возраст…
– Вот именно это я бы хотел у него спросить. Несколько лет назад, будучи в Красноярске, встречался с Делоном. Он был другом губернатора Красноярского края, генерала Александра Лебедя. Именно тогда Ален Делон говорил, что Россия – величайшая страна, и мы должны помнить свою гордость, свою историю. То, что актер сегодня думает и говорит по-другому, меня очень огорчает.
– Вернемся к литературе. Говорят, у каждого писателя в сознании гнездится по нескольку сюжетов. Как у вас рождаются истории, какие из них лично вам интересны?
– Мне вспоминается, как на это отвечал Геннадий Машкин. Ему говорили: «Гена, твоя повесть «Синее море, белый пароход» сделала тебя знаменитым. А где ты будешь дальше брать сюжеты, ведь у вас там классик на классике сидит – Распутин, Вампилов и так далее?» Геннадий Николаевич отвечал – любой писатель берет сюжеты из своей души.
Так и у меня. Я сумел написать историческую хронику об Александре Македонском «Ахиллес, Александр Великий и прочие…» Меня интересовало, почему человек, осуществивший все свои мечты и желания, был абсолютно несчастливым в жизни – ушла в небытие его империя, отвернулись друзья. Есть еще долг перед Эрнестом Хемингуэем. Я хотел бы написать повесть под названием «Последний зверь Хемингуэя». Какого зверя он в себе убил? Почему решился на это?
Еще хотел бы издать книгу под названием «Домашняя переписка». У меня скопилось огромное количество записок от жены, сына, друзей. Есть совершенно старые записки на пожелтевшей бумаге.
– Такие осколки ненаписанного полотна…
– Да, и в этих записках есть ароматы, приметы времени. Мне кажется, если все это собрать и выложить правильно, получится некая мозаичная картина об ушедшем времени.
Я готовлю и новый сборник повестей и рассказов «Коктейль из радости и грусти». Учитывая современную ситуацию, думаю, что года через два эта книга увидит свет.
– Как бы вы сформулировали заповедь писателя в современной России. Что он должен нести читателям? Или он вообще никому ничего не должен?
– Я бы сказал словами драматурга Александра Вампилова: «Говорите правду и прослывете оригиналом». Не надо ничего выдумывать в этой жизни, она сама по себе интересная и правдивая! Если человек пишет правду, он преображает мир. А читатель это чувствует и понимает.