Мастера учат мастеров

В Усольском индустриальном техникуме наставники помогают преподавателям работать с молодежью

«Я стал мастером в 20 лет после армии. В группе, которую мне дали, были ребята даже старше меня. Они сначала отказывались звать меня на вы и вообще не признавали. Но когда у них стала получаться сварка, зауважали». Молодой преподаватель Дмитрий Зеленов обучает сварочному делу студентов Усольского индустриального техникума. По его признанию, он мог бросить работу еще в самом начале. Однако удержаться помогла программа наставничества, которую разработали в учебном учреждении для поддержки начинающих педагогов. Для Усолья-Сибирского, где скоро понадобится немало рабочих кадров, это особенно актуально.

 

Сварка – это искусство

У четвертого курса идет учебная практика по теме «Сборка и сварка стыковых швов». Студент Евгений Игнатов настраивает сварочный аппарат и надевает защитную маску. Его задача – соединить две детали. Но перед тем как нажать кнопку горелки, он откусывает бокорезами кусочек проволоки, торчащей из сопла.

 

 

– Правильно, лишнюю сварочную проволоку нужно откусить, она не должна быть слишком длинной, – одобряет действия ученика мастер производственного обучения Дмитрий Зеленов. – Держим горелку под углом и не забываем про колебательные движения, чтобы кромки металла между собой были сплавлены.

Это только в старых фильмах про комсомольские стройки герои-сварщики облачались в «защиту» и с ходу пускали искры. К этой работе нужно подготовиться. Прямой шов сделать неопытному специалисту сложно. Для этого и предусмотрены колебательные движения при сварке. У них даже есть свои названия. Евгений выбирает «полумесяц». Молодой человек познакомился с профессией еще в детстве.

– Мой отец тоже здесь учился. К сожалению, он не работает по специальности, но в быту сваркой занимается. Дома есть аппарат. А летом мы в дачном товариществе заваривали старые мусорные баки и заборы, – рассказывает Евгений после занятия.

Его преподаватель тоже когда-то на даче впервые занимался сварочными работами на водопроводе со своим отцом. Хотя родитель не советовал сыну получать рабочую специальность: «Иди учись на кого-нибудь в кабинетах сидеть». Но Дмитрий в 2014 году пришел в Усольский индустриальный техникум (УИТ) – ему были интересны сварка и процессы, которые с ней связаны.

– Там надо видеть, где металл, где шлак, как шов формируется, какие химические, физические процессы происходят при кристаллизации шва. Много тонкостей. А сначала я хотел быть просто сварщиком. Но туда уже достаточно народа набралось, мне сказали: «Иди на технолога – тот же сварщик, только круче». Я и пошел. Есть талантливые, есть усердные. Я – усердный. Методом проб и ошибок понимал, что и как делать. Учили достойно, качественно. Претензий не имею, – улыбается Дмитрий Зеленов.

Уже на третьем курсе он решил, что в будущем станет и сам работать в техникуме. Но сначала нужно было отслужить в армии. К моменту получения дипломов почти половина его группы уже ушла по призыву, а документы за сыновей забирали родители. В декабре 2018 года отправился в Вооруженные силы и Дмитрий. В своей части инженерных войск он тоже периодически работал со сварочным аппаратом. А демобилизовавшись, пришел устраиваться на работу в УИТ.

 

Молодых мастеров остро не хватает

Во время обучения Дмитрий Зеленов был на хорошем счету у педагогов. И его взяли мастером. Но профессиональные навыки в сварочном производстве – одно, а педагогика, умение передать свои знания – другое. Поэтому многие спецы с производств не сумели удержаться на новом поприще. А этому парню и вовсе было 20 лет, когда ребятам в его группе – от 17 до 24. К тому же ушел из жизни их прежний мастер производственного обучения, опытный преподаватель, который пользовался у молодежи большим авторитетом и уважением. Студенты новичков не воспринимали. И тогда на помощь новому мастеру пришли старшие коллеги.

– С 2020 года у нас стал развиваться институт наставничества, – комментирует заместитель директора Усольского индустриального техникума Дмитрий Титов. – У него есть разные направления: «педагог-педагог», «педагог-студент», «работодатель-студент». Мы сделали анализ и поняли, что средний возраст наших работников значительный, требуется обновление. Люди не вечны, а в техникуме не хватает молодых педагогических кадров.

За Дмитрием Зеленовым закрепили наставника, преподавателя спецдисциплины по профессии «сварщик» (сварочное производство) Наталью Тимофееву. Когда-то она пришла сюда работать из начальной школы. Но в Усолье случился демографический кризис, и новый класс набрать для учительницы не удалось. Наталья Анатольевна по направлению центра занятости устроилась в техникум, сначала занималась воспитательной работой. И это ей давалось нелегко:

 

 

– Я же привыкла работать с малышами, которые с восторгом смотрят на первого учителя. А тут с учениками разница была всего три года, – вспоминает Наталья Тимофеева, – пришлось как-то самой барахтаться, не хватало наставника. Заявление об увольнении написала уже через две недели. Хорошо, что прежний директор тогда  сказал: «Запомни, надо доработать до отпуска, а потом решишь». А после я как-то привыкла. Столько у меня уже было выпускников, что за день Эйфелеву башню сварили бы, наверное.

На то время в Усолье-Сибирском пришелся упадок промышленности. «Большая химия» вместе с флагманом – производственным объединением «Химпром» – проиграла в битве с менеджерами рыночной экономики и рухнула. Рабочий город стал превращаться в торговый, а сотни усольских рабочих и инженеров каждое утро садились в вагоны электричек и ехали на заработки в Ангарск и Иркутск.

 

Женщинам сварочное дело по плечу

Со временем бывшей учительнице пришлось выучить тонкости сварочного дела. На курсах, где, кстати, тоже преподавали женщины, она осваивала сварку, а уже через неделю «с умным видом» передавала полученные навыки молодежи, у которой особый характер, порой за спиной семейное неблагополучие или проблемы с законом. Но Наталья Тимофеева с задачей справилась, получила высшее образование в политехе, сумела стать наставником не только для ребят, но и для коллег, начинающих путь в профессию.

 

 

– Часто бывает, что в сложившийся «возрастной» коллектив приходит молодой сотрудник и слышит от кого-то: «Я специалист широкого профиля, а ты – никто», – говорит Наталья Анатольевна. – Я сама это прошла 20 лет назад. Когда Дмитрий устроился к нам, я понимала, с чем он может столкнуться. Многие и сейчас считают, что молодые должны барахтаться сами: «Меня никто не учил». А я старалась ему помочь.

В программе наставничества прописали разные пункты. Главной задачей было научить молодого мастера находить индивидуальный подход к студентам, вникать в тонкости общения с родителями. Дети сюда приходят разные, в том числе по уровню развития, состоянию здоровья. Второй важный момент – сама методика преподавания, план проведения практических занятий и даже ведение документации.

– В начале работы я однажды забыл, как правильно заполнять зачетки, спрашивал совета у наставника, – честно признается Дмитрий Зеленов. – Но сложнее всего было выстроить отношения с ребятами. Будешь слишком добрый – впадешь в панибратство, отдалишься – они почувствуют холодность. Нужна золотая середина. И этому меня тоже учили. И, конечно, мне нужно было показать, что я не с неба свалился сюда, а кое-что умею в профессии.

В одной из мастерских техникума стоит металлическая инсталляция – эмблема учреждения, которую к его юбилею Дмитрий Зеленов сделал вместе со своими студентами в 2020 году. В момент работы над сложной конструкцией ребята, потерявшие прежнего педагога, приняли нового преподавателя. Они поняли, что он профессионал, и еще важнее, что под его руководством дело пошло у них самих, и это им понравилось. Это был первый педагогический успех.

 

От совка – к точной модели электроподстанции

– Педагог же не просто знания передает, он во время всего обучения ведет свою группу как классный руководитель в школе и даже глубже. Ребята со всеми своими проблемами идут к мастеру. И это, действительно, тяжелая работа. К нам ведь приходят выпускники, которых порой не берут в 10 класс и в «вышку». Они – нормальные ребята. Направь их в нужное русло, землю перевернут. Удивитесь, какие вещи они могут делать своими руками, – приглашает посмотреть на работы подопечных директор Усольского индустриального техникума Анатолий Камылин.

 

 

Мы посмотрели на изделия учащихся. Сперва неловкие образцы каких-нибудь грабель или совков, а после – точные миниатюрные копии, к примеру, печей или даже подстанций и высоковольтных линий. Токари, электромонтеры, мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей, технологи сварочного производства, а еще штукатуры, маляры, столяры, каменщики, швеи и продавцы. Из представленных в техникуме специальностей несколько входят в топ-50 самых востребованных в экономике страны профессий.

Учебное учреждение участвует в федеральном проекте «Профессионалитет», проводит на своей базе областные конкурсы, направляет лучших учащихся на чемпионаты «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia.

Немало выпускников учебного учреждения работают на Иркутском авиазаводе, в En+ и других крупных предприятиях и компаниях. Но и в самом Усолье-Сибирском скоро понадобятся кадры. За последние годы резиденты территории опережающего социально-экономического развития открыли здесь 600 новых рабочих мест. Планируется расширение производства на «Усольмаше», куда, по информации министерства экономического развития и промышленности Иркутской области, к 2028 году инвестируют порядка 70 млн рублей. Глобальные производственные планы есть у Росатома, который сейчас занимается утилизацией отходов почившего в бозе Химпрома.

– Учителя у нас добрые и отзывчивые. Всегда помогут, покажут,расскажут. Мы изучаем металлоконструкции, как они проектируются, хотелось чего-то большего, пойти учиться дальше. В нашей специальности большой карьерный рост возможен. Сварка и в строительстве используется активно. Неплохо бы в будущем изучить большую стройку, – делится планами на жизнь четверокурсник Кирилл Мункуев.

– Мне порекомендовали техникум друзья, которые здесь учились. И теоретическая, и практическая часть у меня заходят на ура. Преподаватель Дмитрий Андреевич все подсказывает идеально. И все получается. После окончания техникума пойду в армию, а потом стану работать по профессии. Может, в Ангарск поеду, хотя и в Усолье можно было бы поработать. Но для этого нужны новые производства и стабильный заработок, – дополняет однокурсника студент Егор Васильев.

 

Развивая кадровый потенциал

Директор техникума недавно участвовал в стратегической сессии для команд руководителей Усолья-Сибирского. Ее цель – создание эффективной образовательной среды в колледжах и университетах для подготовки кадров в интересах бизнеса и социально-экономического развития территории. Участники сессии разработали дорожную карту раскрытия кадрового потенциала города.

Это актуально и потому, что еще в пандемию к нам перестали приезжать трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, возник огромный дефицит рабочих специальностей. Эксперты рады, что сейчас сокращается былой разрыв между реальным запросом рынка труда и политикой системы профтехобразования. Учебные программы утверждаются с помощью работодателей.

В Усольском индустриальном техникуме планируют расширить программу наставничества по направлению «педагог-студент». И это разноплановая поддержка.

– Ребята удивляют каждый день. Например, радует, что они с охотой выступают волонтерами. Недавно позвонила мама одного мобилизованного усольчанина. Сказала, он привез машину дров, а наколоть их не успел – забрали служить. Мы приехали, перекололи эти дрова, сложили поленницу. Помогаем детсадам, детскому дому, приютам для животных, в парке как-то бомжи поломали БТР, мы его отремонтировали. Я у первого курса преподаю и сразу же им говорю так: «Только тот, кто помогает другому, может с полным правом называть себя человеком». Мы своим ребятам и помогаем – одним не сбиться с пути, другим – сделать карьеру. Мы выступаем стартовой площадкой для их будущей профессиональной жизни. А если они останутся у нас, то вообще здорово.