Шефская помощь Донбассу
Сегодня многие российские регионы помогают восстановить инфраструктуру новых территорий, вошедших в состав России. Иркутская область – среди них. Также наша область в декабре заняла первое место в топ-3 регионов России по сбору помощи СВО. С начала года из Приангарья отправлено уже две партии гуманитарной помощи. Восстановление города Кировска в Луганской Народной Республике, оказание гуманитарной поддержки его населению находятся в сфере ответственности заместителя губернатора Иркутской области Сергея Довгалюка. Об итогах поездок на Донбасс и новых задачах он рассказал в интервью «Областной».
– Какие задачи, помимо гуманитарных, стояли перед вами в поездках на новые территории России?
– В Луганской Народной Республике у нас есть подшефная территория, закрепленная указом президента, – город Кировск. В первую очередь моей задачей было наладить взаимодействие с местной администрацией. Выяснить, какая помощь необходима по восстановлению инфраструктуры и налаживанию мирной жизни. Второе – взаимодействие с правительством ЛНР. И третья задача – взаимосвязь с нашими земляками, мобилизованными из Иркутской области, доставка им гуманитарной помощи, оказание поддержки. Сегодня наши ребята направлены уже в Донецкую Народную Республику, в Херсонскую область. География расширяется.
– Кто помогал со сбором и формированием гуманитарных грузов? Ответственно ли ведет себя региональный бизнес, крупные компании?
– Что касается мобилизованных, в первую очередь это инициатива жен, матерей, родственников. В это движение вовлекаются все остальные – Общероссийский народный фронт, благотворительные фонды, волонтеры. У родственников есть свои чаты, где они списываются, координируют работу. В СМИ проходит информация о сборах, к которым подключаются жители области.
Предприятия, индивидуальные предприниматели, способные на более крупные пожертвования, работают точечно, взаимодействуют с конкретными подразделениями. Для них они целенаправленно закупают квадрокоптеры, тепловизоры и другое оборудование и снаряжение – список огромный. Все это мы стараемся также точечно передавать нашим военнослужащим.
– Как настроение у мобилизованных земляков?
– Сегодня гораздо лучше, чем было в первые неделии месяцы после мобилизации. События, происходящие в зоне СВО, каждому нормальному человеку чужды. Это очень тяжело морально. В первые дни, когда ты попадаешь туда, идет перелом психики, и не все это переживают одинаково.
Мы встречались, общались с нашими ребятами, сегодня у них совершенно другие разговоры. Люди ко всему привыкают, набираются опыта, обживаются. У мужчин высокий моральный дух, это зрелые люди, они понимают, что должны выполнять свой долг и выживать.
Сегодня они больше спрашивают про дом, про семью. Если в первые дни после мобилизации мы собирали гуманитарную помощь, в которой было все подряд, казалось, что нужно все без исключения. Сегодня совершенно другой акцент – мобилизованным землякам хочется чего-то из дома: байкальский травяной чай, орешки. Наши ребята уже думают по-другому, и потребности у них совершенно другие. Они скромные и не рассказывают о своем героизме и подвигах. И все говорят одно: победа будет за нами.
– А у вас лично в этих поездках были какие-то опасные ситуации?
– Ко всему привыкаешь…
– Вы побывали в городах Луганске, Кировске, Донецке. Что вас поразило больше всего? Какие встречи и с кем наиболее запомнились, произвели впечатление?
– Я был в Донецке в сентябре и декабре прошлого года. Несмотря на комендантский час, в сентябре это был другой город – яркий, там розы везде цвели, освещение работало. В декабре – совершенно другая картина. Город темный, нет освещения, очень много пострадавших зданий. По тем улицам, по которым мы проезжали еще в сентябре, сегодня уже не проехать. Телевизионная картинка не передает этих контрастов, особенно если сам видишь и сравниваешь.
Территории республик делятся как бы на две части. На одной из них живут те, кто все эти восемь лет были на передовой, кто страдал от обстрелов. В первую очередь это жители только что освобожденных территорий. Есть районы областей, которые не ощущали на себе ежедневного обстрела. Если говорить про нашу подшефную территорию, она находилась на передовой все восемь лет. Дорога Луганск – Бахмут была линией разграничения, с окопами по обе стороны. Поэтому люди на этих территориях ментально очень сильно делятся. Мое большое впечатление – дети. Они, как правило, мало улыбаются. В детской компании, где больше трех-четырех ребят, всегда слышны крики, шум, возня, смех. Первое впечатление от поездки в августе-сентябре – там такого точно нет.
В первый раз мы увидели большое скопление детей, когда занялись благоустройством центральной площади города Кировска. Строители привезли 20-тонный тягач «Тонар» с песком и выгрузили его на площади. Буквально через 20–30 минут эту кучу облепили местные ребятишки, малыши. Вот где было весело и шумно! Мы к тому времени прожили там месяц и даже удивились такому количеству детей. Казалось, что в городе их просто нет. Мы тут же самоорганизовались и построили песочницу рядом со сквером. Но, к сожалению, как раз там никто и не играл. А как только приехал следующий «Тонар» и выгрузил песок, им точно также заинтересовались местные малыши.
Мы общались со школьниками, вручали им подарки. Эти дети гораздо взрослее наших, в 20 лет ребята там уже солдаты.
– Как проходит интеграция новой территории в Российскую Федерацию?
– Переходный период для интеграции в составе России Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей продлится до 1 января 2026 года. Но процессы интеграции новых территорий под наше законодательство идут непрерывно. Так, в ЛНР заработали нотариусы, Единый портал государственных услуг Российской Федерации. В ближайшее время должны открыться МФЦ. Сложновато пока с сотовыми операторами, но это связано с тем, что там идут боевые действия. Однако с интернетом проблем нет.
– В чем, прежде всего, нуждаются жители нашего подшефного города?
– Самая большая проблема Кировска – водоснабжение. Водозабор, находящийся в 18 км от города на реке Северной Донец, после известных событий 2014 года украинская сторона отключила. В феврале 2022 года, отступая, они водозабор просто взорвали.
Воды в городе как не было восемь лет назад, так и сейчас нет. Некоторые жители Иркутской области, наверное, скажут, что и у нас где-то не налажено водоснабжение. Согласен. Но если мы сравниваем наши населенные пункты, где есть проблемы с водоснабжением, то концентрация численности населения в ЛНР гораздо выше. Вот представьте город с населением в 16 тысяч человек, который остался без воды. Сегодня в Кировске два, максимум четыре раза в неделю пускают воду по водопроводу. Ее качают почти за 170 км.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев с данной проблемой вышел на правительство России, отстоял эту позицию. Благодаря его инициативе сегодня ведутся проектные работы по строительству в Кировске водозабора. Очень надеюсь, что вопрос будет решен положительно. И в сентябре у жителей Кировска появится постоянное водоснабжение, будут подключены два соседних города – Стаханов и Первомайск.
Население в Кировске в основном женщины и дети. Мужчины – это либо освобожденные от мобилизации, либо молодежь, ребята 16 и 17 лет. Все остальные на фронте. Еще одна проблема города – безработица. Предприятия, к сожалению, еще не заработали. Сегодня город и прилегающая территория все еще находятся в зоне досягаемости того же артиллерийского ракетного комплекса Хаймарс. И запустить в работу какие-то предприятия пока не представляется возможным – нет никаких гарантий, что не будет попаданий. Сегодня по той же причине не запущено обучение в школах, оно остается дистанционным. Примерно раз в два дня украинская сторона обязательно обстреливает Стаханов, город, который находится в 4 км от Кировска. Я ни одной недели не помню, чтобы у них не было взрывов. В связи с этим наладить в Кировске окончательно мирную жизнь пока не представляется возможным.
– Как проходят восстановление и строительство объектов?
– В прошлом году мы восстановили в Кировске 23 многоквартирных дома, поврежденных в результате боевых действий. Выполнены работы на шести социальных объектах, всего проведено 55 мероприятий. Помимо многоквартирных домов и социальных объектов отремонтированы две школы, детский сад, музыкальная детская школа, бассейн. Также строители занимались восстановлением инфраструктуры, переложили водопроводы на двух улицах. Сети были сильно повреждены, и когда вода подавалась, были огромные ее потери. В этом году работы по водоснабжению населения будут продолжены.
На подшефную территорию направлена бригада из Иркутской области, в ее составе специалисты по линии минстроя, министерства жилищной политики и энергетики. Привлечен единый заказчик в лице Дорожной службы Иркутской области. В подрядных организациях работают специалисты из Приангарья и соседних областей, есть наемные рабочие. Наша задача – все организовать, проконтролировать выполнение работ, в срок передать выполненные работы непосредственно муниципалитету.
– Каково отношение местных жителей к происходящему, какое у них настроение?
– Что касается жителей города Кировска, однозначно они рады, что прошел референдум, и ЛНР теперь в составе России. Люди довольны, что наконец-то могут пользоваться теми же благами и услугами, что и другие россияне. Есть, конечно, и сложности, но кировчане относятся к ним с пониманием.
– Среди жителей Приангарья немало тех, кто хочет в личное свободное время либо в отпусках поработать в ЛДНР – в госпиталях, на восстановлении объектов. Куда обратиться желающим?
– У депутата городской думы Иркутска, главного врача Иркутской городской больницы № 5 Ольги Клевцовой хорошая взаимосвязь с республиками по линии медицины. Она и сама работала в полевом госпитале Дебальцево под Донецком. Также наш минздрав хорошо контактирует с местными госпиталями. В ближайшее время у нас пройдет акция: Иркутская область передаст тонну плазмы в полевые госпитали и непосредственно в ЦРБ Кировска, где развернут госпиталь. Если специалисты-медики хотят помочь, госпитали Кировска, Луганска, Донецка с удовольствием примут любых специалистов. Уточню, что терапия, детская медицина, гинекология сегодня, к сожалению, пока не работают.
Повторюсь, мужчин в Кировске нет, гуманитарные грузы разгружают женщины и дети. Конечно, помощь им нужна. Что касается строительных профессий, рабочие руки тоже востребованы. Но в плане волонтерской деятельности на нашей подшефной территории пока тяжело. Людям надо организовать проживание и питание, с этим есть сложности. Специалисты-строители, желающие работать в Кировске, могут поехать туда с нашей делегацией.
Работы на подшефной территории предстоит много. Губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым уже утвержден перечень мероприятий на текущий год. Пока там значится 13 мероприятий, но, возможно, список будет расширен, что-то добавится по мере необходимости. Также поданы запросы на федеральное финансирование, за счет этого в Кировске также планируются восстановительные работы.