Экспертиза объектов: памятник или нет?
В Иркутской области идет комплексная экспертиза выявленных объектов культурного наследия. Напомним, что всего в регионе их более 4 тыс. По закону до 2030 года необходимо определиться по каждому из них: памятник это или нет? В 2022 году проведены экспертизы по 609 выявленным объектам культурного наследия. Из них 420 получили положительные заключения эксперта о включении в государственный реестр, а 189 – отрицательные. О том, как проходит эта работа, рассказал руководитель службы по охране культурного наследия Иркутской области Виталий Соколов.
Неформальный подход
– Мы исследовали всего 600 объектов в 25 муниципалитетах, и это позволило нам узнать много нового об истории и культуре родного края, – рассказал Виталий Соколов. – Мы провели большую работу с муниципалитетами, туристическим сектором, жителями. Цель экспертизы – не просто провести формальную процедуру, регламентированную законом, но понять, что нужно делать с объектами культурного наследия. На мой взгляд, мы вышли за рамки чисто бюрократического подхода к экспертизам. Проходили выездные мероприятия и обсуждения со специалистами и общественностью до и после процедуры.
По словам Виталия Соколова, задача поставить эту работу в приоритет у профессионального сообщества и муниципалитетов выполнена. Мнения экспертов под влиянием дополнительной информации иногда менялись с положительных на отрицательные, и наоборот.
– Мне запомнился двухэтажный деревянный дом в Братске, на первый взгляд, ничем не примечательный, но там жил Герой Советского Союза Андрей Коньшаков, строивший Братскую ГЭС, – рассказал Виталий Соколов. – Сначала эксперты вынесли отрицательное заключение по объекту. Тогда муниципалитет подключился и предоставил экспертам дополнительные данные. В итоге заключение поменяли на положительное.
Были и обратные ситуации, когда принималось решение о снятии с объекта статуса памятника.
– В частности в Иркутском районе такие истории не были редкостью, – отметил Виталий Соколов. – Например, по нашим данным объект был датирован началом XX века, а эксперт установил, что его построили в 1940–1950-е годы, то есть он современный. Часто бывает, что на дом вешают наличники с другого здания. В спорных ситуациях огромную помощь оказывают муниципалитеты, а именно краеведческие музеи в районах и населенных пунктах, местные знатоки истории.
Снести или отреставрировать?
– Наша работа нацелена на сохранение историкокультурного наследия, поэтому нет ни единого шанса, что действительно ценный объект будет лишен статуса памятника, – подчеркнул Виталий Соколов. – К процедуре привлечены аккредитованные эксперты, вопрос находится на контроле у общественности. Кроме того, каждый спорный случай рассматривается особенно пристально.
По словам Виталия Соколова, после процедуры включения в реестр работа по памятникам продолжится:
– У них будут определены границы территории, появится четкий утвержденный предмет охраны – что в этом объекте представляет ценность. Губернатор Игорь Кобзев дал поручение – до 1 июня разработать комплексную программу по сохранению объектов культурного наследия. То есть сейчас существует ведомственная целевая программа, а речь идет об отдельной государственной программе. Кстати, она есть не у всех субъектов РФ. В дальнейшем все будет зависеть от формы собственности памятника, ведь область не может вкладывать средства в федеральную или частную собственность.
Нужно отметить, что большая часть объектов, которые включаются в реестр, находятся в частной собственности. Тут органам охраны важно донести до хозяина: что с памятником можно делать, а что нельзя. Если же принято решение о невключении объекта, это не всегда означает, что он будет снесен.
– Отсутствие статуса памятника не требует от собственника взаимодействия со службой: согласования ремонтов, реставрации или строительства, – пояснил Виталий Соколов. – Но если он решит снести объект, то для этого тоже есть определенный порядок.
Исторических поселений станет больше
В 2023 году проведут историко-культурные экспертизы 630 выявленных объектов культурного наследия в 29 муниципальных образованиях. Причем 302 объекта находятся в так называемых заповедных населенных пунктах.
– В нашем регионе есть так называемые заповедные населенные пункты, – рассказал Виталий Соколов. – Во-первых, это города и села, которые до наших дней сохранили свою планировочную структуру. Например, Верхоленск, улицы и размер которого остаются в тех границах, которые были 300 лет назад. Во-вторых, в таком населенном пункте очень много объектов культурного наследия: средовой застройки и памятников. В-третьих, в нем живут люди, и он имеет определенные точки роста.
По словам Виталия Соколова, есть задача помочь этим «заповедным» населенным пунктам получить статус исторического поселения, ведь тогда они смогут участвовать в федеральной программе «Формирование комфортной городской среды»:
– Область постоянно участвует в этой программе, но все наши населенные пункты побеждают в номинации «Малые города», но не в «Исторических поселениях», потому что у нас только Иркутск имеет этот статус, а он не малый город. Поэтому мы намерены изучить памятники в этих городах и сформировать пакет документов, который поможет им получить такой статус.
Сейчас на него могут претендовать: города Нижнеудинск, Киренск, Тулун и Усолье-Сибирское, села Верхоленск, Бельск, Александровское. В перечень экспертиз на 2023 год включены все выявленные объекты в Верхоленске, Бельске, Александровском и Киренске. Тулун и Нижнеудинск будут обследованы частично в этом году и в следующем.
Иркутск – курс на сохранение памятников
В столице региона более 400 выявленных объектов. В прошлом году экспертизы проводились по 70 объектам, в этом году число увеличили до 170, и у нас еще останется порядка 190, по которым экспертизы будут проведены в 2024 году.
– Важно максимально реализовывать механизмы туристической привлекательности города за счет исторического наследия, – считает Виталий Соколов. – Туристы восхищаются в первую очередь деревянными памятниками. Если говорить о механизмах реставрации, то памятники, которые находятся в областной собственности, реставрируют по ведомственной целевой программе. Например, в прошлом году начаты работы по Дому актера. На очереди – здание Русско-Азиатского банка. В муниципалитете есть программа, которая по большей части опирается на работу Агентства развития памятников Иркутска, которое реставрирует памятники за счет средств инвестора. Таким образом преобразили уже более 20 объектов. Собственники также реставрируют свои объекты. Пример тому – дом Окладникова на перекрестке улиц Горького и Марата. Причем частный инвестор восстановил не только его, но и дом во дворе, и сейчас занимается выкупом еще одного объекта рядом.
– Этих объектов немного, они рассредоточены, и поэтому мы не видим целостной картины, – пояснил Виталий Соколов. – В основном это происходит точечно, но на участке улицы Байкальской – от Софьи Перовской до «Карамели» – мы видим два объекта рядом, которые восстановили, и уже есть какая-то целостность. Конечно, хотелось бы отреставрировать памятники как можно быстрее. Но наше дело сейчас продолжать этот процесс всеми доступными способами.