Лучшие патриотические проекты школьников Приангарья
Победителей конкурса дважды Героя Советского Союза А.П. Белобородова чествовали в Законодательном Собрании Иркутской области. В этом году поступило более сорока заявок от учащихся и педагогов общеобразовательных учреждений региона. Каждая представленная на конкурс работа – это серьезный краеведческий труд, в основе которого лежат подвиги защитников нашей Родины.
После возложения гирлянд и живых цветов у Вечного огня церемония награждения продолжилась в зале областного парламента. К призерам и лауреатам конкурса обратился председатель Законодательного Собрания Александр Ведерников. Он отметил, что проекты участников конкурса позволяют сохранить память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
– Вы, уважаемые педагоги, показываете детям нашу героическую историю, то, как в тяжелое для страны время наш многонациональный народ объединился в кулак, чтобы дать отпор тем, кто покушался на будущее и независимость нашей страны. Именно такая жажда правды никогда не позволит нашим недругам переписать великие страницы истории. И конкурс, уже ставший ежегодным, – один из важных этапов, который сохраняет память о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, – подчеркнул Александр Ведерников.
Подвиги, о которых нельзя забывать
Итоги конкурса традиционно подводили в трех номинациях. В номинации «Лучшая общеобразовательная организация, расположенная на территории сельского поселения» победителем признан коллектив учащихся и педагогов школы им. А.П. Белобородова села Баклаши. На конкурс был представлен проект «Нам доверена память».
Основой проекта стал урок «Разговор о важном», посвященный в том числе поисковому движению России. Стоит отметить, что много лет в школе действует поисково-краеведческий отряд «Верность». В 2022 году по приглашению поисковиков Республики Беларусь его участникам удалось побывать в местах боев 42-й стрелковой дивизии во время Великой Отечественной войны. Здесь они смогли отдать дань памяти Трофиму Николаевичу Яскину, с чьим именем связано развитие поискового движения в Приангарье. Группа бойцов под его управлением в 1944 году положила начало форсированию Днепра советскими войсками. Взятие этого рубежа стало важнейшей вехой операции «Багратион» по освобождению Белоруссии и разгрому мощнейшей военной группировки вермахта «Центр».
– При форсировании Днепра в окрестностях деревни Добрейка в одном из боев Трофим Николаевич был тяжело ранен и контужен. Его без сознания солдаты отнесли в деревню Комаровка, где спрятали от фашистов у местных жителей. Старшего лейтенанта считали погибшим. А он выжил – единственный из группы, – говорит Любовь Сохацкая, заместитель директора по воспитательной работе школы им. А.П. Белобородова села Баклаши, руководитель поисково-краеведческого отряда «Верность».
За успешное взятие плацдарма у Добрейки, открывшее для Красной Армии путь за Днепровский рубеж, многие получили награды и звания. Подвиг Яскина и его товарищей остался незамеченным. Трофим Николаевич дал себе клятву сберечь память о товарищах. На протяжении многих лет он кропотливо восстанавливал сведения об однополчанах в центральном архиве минобороны. При его содействии на белорусской земле установлены памятные плиты и стела с именами бойцов.
Поисковикам Шелеховского района удалось наладить взаимодействие с коллегами из Беларуси, которые пригласили их посетить места боев 42-й дивизии. Во время экспедиции была установлена доска в память о событиях 1944-го.
– На воздвигнутой по инициативе Яскина стеле была торжественно размещена мемориальная доска, рассказывающая о подвиге Трофима Николаевича и его товарищей. Подвиг первых героев Добрейкинского плацдарма останется славной, хоть и трагической страницей в истории Великой Отечественной войны, – отметила Любовь Сохацкая.
Сохранить память для будущих поколений
В номинации «Лучшая общеобразовательная организация, расположенная на территории городского округа» победила иркутская МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14 с проектом «Помнить – значит делать».
– «Помнить – значить делать» – это масштабный проект, в рамках которого мы проводим работу по патриотическому воспитанию молодежи. Одно из знаковых наших мероприятий – установка мемориала «Нам не забыть ваш подвиг геройский». Здесь увековечена память о ветеранах, которые в послевоенное время трудились на благо родного города и похоронены на кладбище в предместье Марата города Иркутска. Вместе с советом ветеранов Октябрьского округа нам удалось установить мемориальные плиты с именами 350 героев Великой Отечественной войны, – рассказывает Виктория Пряжникова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП № 14 Иркутска.
В числе других реализованных проектов проведение ежегодного конкурса среди школьников Иркутска «Десять добрых дел ко Дню Победы». Также учащиеся СОШ № 14 ведут работу над созданием Книги памяти.
Авторами проекта-победителя в номинации «Лучшая общеобразовательная организация, расположенная на территории городского поселения» стали педагоги и школьники МБОУ СОШ № 7 из поселка Култук Слюдянского района. Темой исследовательской работы стала нелегкая судьба их землячки Анастасии Афанасьевны Веселовской. Ей удалось пережить годы заточения в Освенциме. Узница концлагеря стала прототипом героини документальной повести «Горячий пепел» Михаила Просекина.
– Анализируя повесть, мы попытались проследить события войны в судьбе нашей землячки, которые раскрывают страшную историю Великой Отечественной войны. Также мы изучили документы, хранящиеся в школьном музее. Кроме того, в нашей школе работала дочь Веселовской – Людмила Ивановна Давыдкина. В итоге по крупицам нам удалось восстановить основные сведения из биографии Анастасии Афанасьевны, – рассказывает Анна Асеева, советник директора по воспитанию и работе с общественными объединениями, заведующая школьным краеведческим музеем им. А.И. Комиссарова, учитель истории.
Оказалось, что Веселовская родилась в Украине. Еще подростком потеряла родителей, умерших от голода. Вместе с братьями воспитывалась в детском доме. В годы войны попала в Освенцим. В концлагере она познакомилась с женщиной, которая ей много рассказала о Байкале. После войны Анастасия Афанасьевна решила уехать в Сибирь, на строительство новой железнодорожной ветки Иркутск – Слюдянка. В Култуке она вышла замуж, родила троих детей.
– Об узнице Освенцима узнал писатель Михаил Просекин, он тоже когда-то жил в поселке. В местной газете вышел его рассказ «Воля к жизни», созданный на основе воспоминаний Веселовской. Позднее им была написана повесть «Горячий пепел», – отметила Анна Асеева.– В память о писателе в школе
ежегодно проводятся «Просекинские встречи» – это литературная гостиная, где в кругу поэтов, писателей, художников, краеведов, педагогов и школьников проходит презентация книг, чтение стихов и отрывков известных литературных произведений.
Дипломами лауреатов конкурса отмечены: МБОУ Верхне-Идинская СОШ села Тихоновка Боханского района с проектом «Памяти павших – во имя живых»; МКУ Березовская СОШ Тайшетского района, представившая проект «Наследники победителей»; МКОУ СОШ № 1 им. Николая Островского Тайшета с проектом «Память»; МКОУ СОШ № 1 Киренска с проектом «Моя малая Родина»; СОШ № 5 Братска с межрегиональным проектом «О чем говорит фотография солдата», посвященного 100-летию со дня рождения Михаила Качковского, уроженца деревни Гымыль Черемховского района; иркутский кадетский корпус имени П.А. Скороходова с долгосрочным проектом «От героев былых времен», посвященным судьбам и подвигам воинов-сибиряков.
Кроме того, конкурсная комиссия отметила одного из участников, который не вошел в число победителей и лауреатов. Высокой оценкой удостоен труд участников из СОШ № 1 города Свирска. Образовательное учреждение представило проект «Из кадетов в военные», посвященный встрече школьников с бывшим кадетом, который сейчас принимает участие в специальной военной операции.