«Слата» о ценах: от чего меняются и зависят?
Стоимость товаров можно смело назвать показателем настроения покупателей, которое год от года меняется пропорционально росту или падению цен на эти товары. Всегда ли торговые сети могут влиять на цену, ведь стоимость того или иного продукта – это многофакторный показатель, в котором отражаются и экономические, и политические процессы, расходы на производство, конкуренция, показатели спроса и предложения на продукт, воздействие со стороны государства, логистика и даже погодные условия. Торговая сеть «Слата» дала ряд разъяснений – от чего зависят цены на товары и где она, как участник рынка, имеет влияние. На вопросы ответили специалисты коммерческого департамента ТС «Слата» – Сергей Дорохов и Андрей Зудов.
– Как изначально вы формируете предложение в магазинах, на что ориентируетесь?
– Наши ассортиментные матрицы на тот или иной формат мы формируем в зависимости от покупательской миссии. К примеру, в формате «Слата» мы должны в среднем иметь до семи предложений на один запрос покупателей. Тем самым корзина того или иного продукта состоит из разноценовых предложений: «низкое», или так называемая «первая цена», далее «средний минус», «средний», «средний плюс», «высокий», «премиум», а еще чутко реагировать на спрос. Так, в течение года мы неоднократно проводим ротацию ассортимента, подстраиваясь под покупателя, хотя ему это может быть не так заметно.
– Как торговые сети могут влиять на цены и почему?
– На что можем повлиять, так это закуп – когда сеть может впрок увеличить объем товаров от поставщиков по старым ценам. Здесь важно учесть несколько факторов. Во-первых, этого объема у поставщика может просто не быть, что мы и увидели в первом квартале 2022 года при том ажиотаже, который возник. Во-вторых, скоропортящиеся товары с ограниченным сроком годности тоже не позволяют этого сделать. В-третьих, на складах просто может не быть места под увеличенный объем, так как в сети более 8000 видов товаров. Однако важно подчеркнуть, что в договорах с поставщиками зафиксировано ограничение на повышение. Так, при вводе новинок они не имеют возможности поднимать цены в течение трех месяцев, а также существует мораторий на цены в периоды праздничных закупок, когда спрос увеличивается в разы. Во всех случаях повышения закупочных цен сеть старается максимально долго сохранить текущую цену, так как заинтересована в том, чтобы у покупателя всегда был доступный товар без необоснованных повышений.
– Еще меры, которые мы активно применяли в прошлые годы, это активная замена и ротация в категориях небрендозависимых товаров. У покупателей все больше и больше возникает потребность в качественных и доступных по цене товарах, поэтому мы активно вводили аналоги и новые, более доступные предложения, дабы не допустить ощутимого роста. Но есть товары, которым сложно подобрать равноценную замену сразу: к примеру, оригинальная кока-кола или жевательная резинка «Орбит» (с которой всю вторую половину прошедшего года у производителя, компании «Марс», были значительные перебои в поставках).
– Промопредложения как способ снижения стоимости покупок. Покупатель стал более чувствителен к акциям?
– Конечно, приверженность потребителей к акциям увеличилась, и мы тоже это учитываем. Так, доля промо выросла на 5% и сейчас составляет почти 30%. В конце 2022 года мы отмечали, что есть ряд категорий товаров, продажи которых по регулярным ценам сократилось практически до нуля. К примеру, наибольшую динамику ценового роста показали кондитерские изделия, в среднем на +20%. В результате покупатели стали еще больше приобретать их в промо и, как ответ от «Слаты», – доля промо в плиточном шоколаде более 90%. Или категория «Чай и кофе». Как и какао-бобы, это биржевое сырье для производства, которое существенно подорожало, что привело к росту промо до 100%. Так, доля промо на кофе была 50 – 60% в прошлом году, а в этом 96%, на чай была 50%, а сейчас 98%.
– От чего зависит стоимость товара, который поставляется из-за рубежа?
– В настоящий момент собственный импорт на 95% представлен в торговой сети «Слата» в так называемой первой ценовой категории, что будет пользоваться наибольшим спросом и иметь более востребованную цену на полке, то есть это лучшая цена по рынку. У нас есть такие предложения по консервированным корнишонам, персикам и ананасам, чипсам, лапше и многим другим товарам, которые везем из Китая и Вьетнама. Структура стоимости этого товара складывается из таможенной стоимости: сама стоимость товара, логистика, таможенные пошлины и налоги. Также немаловажную роль играет валютный курс.
– Как менялись цены на эти товары в 2022 году и почему?
– Самая большая зависимость, конечно, от курса валют. Прошлый год показал большую волатильность на рынке, что, несомненно, влечет изменение цен на полке. К примеру, когда курс доллара в 2022 году опустился до 55 рублей, цена на полке консервированных ананасов из Вьетнама была 99 рублей. При текущем курсе почти 70 рублей за доллар – цена этого товара на полке 125 рублей.
Как и фрукты с овощами в 2022 году показали дефляцию на уровне 4% из-за курсовой разницы. С чем столкнемся в 2023 году, так это с проблемами в международной логистике: продолжаются сложности в логистических цепочках, которые вызывают рост стоимости доставки и, как следствие, рост стоимости товара, а также увеличение сроков доставки. А вторая проблема – сложность с международными расчетами за товар в рамках внешнеторговых контрактах.
– Продолжиться ли рост цен в 2023 году?
– В целом в компании мы предполагаем, что 2023 год должен быть весьма стабильным, но рост цен продолжится на уровне инфляции. Так, в прошлом году многие производители столкнулись с глобальной проблемой нехватки тары и упаковки, которая производится в основном не в России, и в этом году тенденция сохраняется. Если курс валют будет расти, то это повлечет и рост стоимости тары, и, соответственно, товаров.
Кроме того, значительное снижение цен в 2022-м из-за хорошего урожая по овощной группе также вызывает беспокойство, относительно такого темпа производства и поддержания цен на 2023 год. Не стоит забывать, что сельхозпроизводители, в свою очередь, сталкиваются со множеством моментов, по которым рост стоимости конечной продукции неизбежен: от роста цен на удобрения, ГСМ и рабочую силу до повышения цен на обслуживание сельскохозяйственной техники.
– Рост цен вызывают и затраты на производство той или иной продукции. С введением государством маркировок для прозрачности производства и поставок, таких как «Меркурий», «Честны знак» и других, увеличиваются затраты товаропроизводителей, что перекладывается в добавленную стоимость на итоговый товар.
Реклама. ООО «Маяк»