08.02.2023 10:07
Рубрики
Общество
Фото
автора, и пресс-службы Иркутского областного суда
Фото:
автора и пресс-службы Иркутского областного суда,
08.02.2023 10:07

Защитить детей от виртуальных преступников

По решению судов Иркутской области в 2022 году закрыли более 2 тыс. интернет-страниц с противоправным контентом

Газета «Областная» совместно с пресс-службой Иркутского областного суда представляют рубрику «Говорим с Фемидой». Здесь мы будем давать комментарии судей по различным аспектам гражданского судопроизводства, разъяснять нормы законодательства и представлять мнения жителей региона по разным правовым вопросам.

 

Какие угрозы таят порой даже самые безобидные на вид детские сайты? Что предлагают интернет-дельцы купить в Сети в обход закона? Как быстро суды рассматривают иски о закрытии доступа к информации, запрещенной к распространению на территории России? Эти темы мы подняли в первом материале рубрики «Говорим с Фемидой».

 

Второкласснику стали приходить ролики «для взрослых»

Иркутянка Анна Х. – мама двух детей 10 и 11 лет. Когда старший сын пошел в первый класс, то пользовался обычным кнопочным телефоном. А дома его общение со всемирной паутиной родители старательно дозировали. Но одноклассники мальчика стали обзаводиться андроидами. Ребенку тоже срочно понадобился гаджет «как у всех».

– Во втором классе мы купили сыну новый телефон. И тут ему стали приходить нехорошие ролики – то старшеклассники где-то курили и снимали это на видео, то вообще всплыла ссылка на порнографические ролики. Поэтому срочно пришлось все блокировать и устанавливать приложение родительского контроля, – рассказывает Анна.

Играть, учиться, смотреть кино, читать книги и словари, виртуально путешествовать, совершать покупки – интернет предоставляет человеку огромные возможности. Но вместе с полезной информацией там немало откровенно вредной и попросту опасной, особенно для детей.

– В интернете на сайтах с заманивающими играми и яркими вставками очень много вирусных роликов, они всплывают в этих же окнах, – комментирует воспитатель одного из детских садов Иркутска Екатерина Бадаева. – И там содержится информация, которая очень плохо влияет на психику детей. Они становятся раздражительными, менее восприимчивыми к окружающим, им уже неинтересно просто посидеть, играть в настольную игру, например. Им нужно в интернет. Хотелось, чтобы больше блокировался этот ненужный контент.

Воспитатель говорит, что даже трехлетние малыши, которые только что спокойно играли друг с другом и занимались в группах без всяких телефонов, как только начинают собираться домой, сразу просят у взрослых гаджеты. И далеко не все родители точно уверены, что могут увидеть в интернете их отпрыски.

 

Оградить детей от «колумбайнов» и извращенцев

Казалось бы, ушла в прошлое история с «синими китами» – сообществами, где российским подросткам администраторы предлагали сделать на себе порезы, ожоги или вовсе покончить с собой. Один из организаторов такой группы 21 года от роду сел в тюрьму. Но провокаторы появляются снова.

В 2022 году Кировский районный суд Иркутска рассматривал иск прокуратуры к ООО «ВКонтакте» и гражданину Ш. Мужчина 1991 года рождения на своей странице в социальной сети предлагал погулять по крышам высотных зданий всем, вне зависимости от пола и возраста. Адреса мест будущих прогулок тоже публиковал. Прокуратура просила признать эту информацию запрещенной к распространению. Суд согласился, что эти призывы погулять по крышам создают угрозу вовлечения несовершеннолетних в совершение действий, которые представляют опасность для их жизни. По решению суда интернет-страницу оперативно заблокировал Роскомнадзор.

– Одна из главных задач деятельности судов по признанию запрещенной информации, которая распространяется в интернете, это защита прав общества, государства, граждан, в том числе несовершеннолетних. Среди пользователей Сети немало детей и подростков. Зачастую то, что они видят на сайтах, воспринимается ими как норма. Сам ребенок не в состоянии дать объективную оценку увиденному. Он может подражать этому, особенно если опасная информация размещена в привлекательном виде, – говорит судья Иркутского областного суда по административным делам Наталья Исакова.

Из опубликованных на сайтах судов решений видно, как разнообразна информация, которую навязывают в интернете детям – вплоть до смены пола или массовых убийств. В прошлом году по решению Кировского районного суда Иркутска был заблокирован ресурс, где по формулировке истца «совершение убийств обучающихся и персонала образовательных учреждений характеризуется положительно». Кто-то предлагает нашим школьникам избивать своих учителей и снимать это на видео. Кто-то дает советы, как курить дома тайно от родителей. Вся эта информация противоправная и подлежит блокировке.

 

Закрыть сайт может не только суд

Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вступил в силу в 2006 году. Через четыре года законодатель принял закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Есть утвержденный постановлением правительства РФ порядок, где говорится, какой орган власти уполномочен принимать решения о признании той или иной информации, запрещенной к распространению.

Например, МВД может самостоятельно решить, какие сайты несут сведения об изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Роспотребнадзор – о способах самоубийства, призывах к суициду. Федеральная налоговая служба – об азартных играх, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения – о розничной торговле лекарственными препаратами, биологическими добавками. После этого ведомства инициируют блокировку сайтов, которую осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Сам Роскомнадзор наделен широкими полномочиями, с ним напрямую работают силовые ведомства. Но часто информацию приходится признавать запрещенной только путем обращения в суд. Тем более законодательство, как и полномочия ведомств, меняется. Да и сам характер противозаконных публикаций может быть «смешанным», и трудно определить, какая конкретно инстанция правомочна принимать решение. Тогда за дела берутся суды, куда административные иски чаще всего подают прокуроры и представители Роспотребнадзора.

– Мы начинаем запрашивать, искать владельца сайта. Это обязанность суда – привлечь его к участию в деле. Но, как правило, такового не находим, поскольку он находится за границей. Дел, по которым владельцы таких интернет-ресурсов являются гражданами России, единицы. И зачастую это не абсолютно безответственные люди. Они могли, например, продавать какую-то продукцию в интернете и не знать, что это запрещено. В таких случаях ответчики сами быстро устраняют нарушение закона и удаляют информацию, – продолжает судья.

Дела по признанию информации запрещенной к распространению обычно рассматриваются районными судами. В Кировском районном суде Иркутска их больше, потому что на подведомственной ему территории находятся региональное управление Роспотребнадзора и прокуратуры. А подсудность, в числе прочего, определяется и по месту нахождения истца.

 

Дела о запрете информации за одно заседание

В областном суде проходят апелляции, когда ответчик не согласен с решением первой судебной инстанции. Это случается нечасто и в основном связано с запретом реализации какой-то продукции, что несет убытки продавцу. Также Иркутский областной суд рассматривает дела этой категории в случае, если речь идет о государственной тайне.

– На рассмотрение исков этой категории дел закон отводит месяц. Но мы стараемся рассмотреть их в максимально короткий срок. Явка ответчика в судебное заседание здесь не является обязательной. Тем не менее во время судебного разбирательства мы устанавливаем все обстоятельства дела, осматриваем указанные истцами сайты. Суд должен установить, что распространение размещенных там сведений нарушает запреты, которые предусмотрены широким перечнем нормативно-правовых актов. В этом случае мы принимаем решения о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ. Очень важно, чтобы такая информация была как можно скорее удалена из интернета. Поэтому решения суда исполняются немедленно, – акцентирует внимание Наталья Исакова.

Не позднее следующего дня суд направляет копию своего решения в Роскомнадзор, который в течение суток обязан включить сайт в единый реестр запрещенных доменных имен. После этого провайдер, у которого зарегистрирован этот домен, обязан направить владельцу сайта информацию о том, что тот заблокирован, и это влечет обязанность лица удалить информацию.

Подобной работы у Фемиды с каждым годом становится все больше. В суды Иркутской области в 2020 году поступило 944 таких дела, в 2021 году – 1870, в 2022-м – более двух тысяч.

 

За противоправный контент – уголовная ответственность

Список того, что размещали в интернете недобросовестные пользователи, широк и разнообразен. Это информация о свободной продаже в обход закона различных видов оружия и взрывчатки; документов – от дипломов о получении образования до полисов ОСАГО и справок о вакцинации; незаконных орудий лова – электроудочек и механических ловушек. Выявлялись объявления об оказании платных интимных услуг; советы по отмыванию денег и вариантах дачи взятки должностному лицу; предложения о продаже никотиносодержащих смесей.

Сейчас к противоправному контенту добавились, например, ролики, которые дискредитируют армию России. А за это, как известно, грозит не только административная, но и уголовная ответственность. К примеру, для тех, кто распространил заведомо ложную информацию об использовании Вооруженных сил РФ – по статье 207.3 УК РФ.

И по-прежнему даже на безобидных с виду детских сайтах с мультиками или агрегаторами смешных картинок обнаруживалась реклама, где детям предлагали даже занятия проституцией. Кстати, в подобных случаях родители могут сами обратиться в суд для защиты интересов своего ребенка.

– Количество обращений в суд растет. Порой спецслужбы, уполномоченные органы власти, суды не успевают за появлением подобной информации в Сети. И если взрослые люди делают осознанный выбор, принимать ли ее во внимание, то ребенок сделать этого не может. Поэтому хотелось бы обратиться к родителям, чтобы они заботились о своих детях, контролировали, какую информацию они получают, как она повлияет на их правильное развитие и воспитание, – резюмирует Наталья Исакова.

К этому вопросу жительница Иркутска Анна подошла серьезно. Приложением родительского контроля в телефоне ребенка она довольна. Там определено четкое время пребывания в интернете – не более двух часов в день. Доступ разрешен только к ограниченному числу проверенных сайтов с играми и учебными программами. Такие ресурсы, как Ютуб или Тик-Ток, – заблокированы. На страницы с метками 16+ или 18+ браузер просто не пустит. Когда новый телефон попросила младшая дочь Анны, то программу ограничения в него женщина установила сразу же, не дожидаясь, когда на девочку обрушится все содержимое интернета.