Трамвайный вопрос в Усть-Илимске: «Автобусы не предлагать!»
10 февраля в Усть-Илимске заместитель руководителя Следственного комитета по Иркутской области Сергей Базаров встретился с инициативной группой горожан по вопросу закрытия трамвайного движения в городе.
В разговоре приняли участие заместитель министра по транспорту и дорожному хозяйству Иркутской области Ольга Золотарева, мэр Усть-Илимска Анна Щекина.
Открывая встречу, Сергей Базаров сказал, что цель его поездки – рабочие встречи в связи с обращением устьилимцев по поводу закрытия трамвайного движения в городе.
Марина Рябкова от лица инициативной группы подтвердила требования: «У меня в руках больше тысячи подписей за трамвай. Здесь четко написано: «Автобусы не предлагать!». Мы понимаем, что это не сразу делается, но у нас сложилась уникальная ситуация. Группа «Илим» предлагает на безвозмездной основе готовый инфраструктурный объект администрации города. В декабре 2022 года уже принято постановление Госдумы №2459 о восстановлении и развитии электрического транспорта в России. На эту программу в год выделено 540 миллиардов рублей. Мы на этой основе решили, что есть возможность сохранить этот транспорт в условиях того, что у нас в городе жуткий дефицит общественного транспорта, катастрофический. В тяжелейших климатических условиях люди по городу передвигаются на такси. Я сразу хочу задать вопрос: общественный транспорт, у него основная задача – быть выгодным и рентабельным? Нам не надо просто восстановить эту линию, чтобы она бегала по городу, нам необходимо сделать круговой маршрут по Карла Маркса, чтобы люди нормально себя чувствовали в этом городе, возможно, даже протянули (трамвайны маршрут) до железнодорожного вокзала.
Мы обратились к судебной власти, мы обратились к законодательной власти и мы обратились к исполнительной власти. Исполнительная власть нас не слышит. Деградация (города) будет при автобусах, потому что у нас недостаточная транспортная составляющая в городе, у нас плохие дороги. Автомобильный поток в городе, естественно, будет кратно увеличен из-за того, что нет трамвая. Я считаю, что такую транспортную стабильную и многофункциональную инфраструктуру в городе необходимо оставить».
Директор по правовой поддержке филиала Группы «Илим» Алексей Лебедев, представлявший по доверенности собственника трамвайной линии «Финтранс ГЛ», пояснил: «С момента пуска в 1988 году трамвай был ведомственным транспортом и входил в состав УИ ЛПК как структурное подразделение. После реорганизации комплекса трамвайная инфраструктура была передана частному лицу. Но в связи с многочисленными жалобами сотрудников на постоянные сбои в работе трамвая, на холод в салоне, на сходы с линии в 2019 году трамвай вернули в состав компании. Просчитывались возможности его модернизации, это – миллиардные затраты. В течение трех лет проводились дорогостоящие текущие ремонты инфраструктуры и вагонов, но существенно повысить качество не удалось. Жалобы продолжались. Поэтому было принято решение об изменении схемы доставки сотрудников на работу – с помощью автобусов. Следует отметить, что сотрудники, проживающие на левом берегу Ангары, всегда ездили на работу на автобусе, сейчас на автобусы пересадили и сотрудников, проживающих на правом берегу. Всего в сутки трамваем пользовались порядка 600-700 человек. Это сотрудники предприятий промплощадки: филиалов Группы «Илим», подрядных организаций. Сколько ездило горожан – посчитать трудно, так как кондукторы на ведомственном транспорте не были предусмотрены.
В итоге для перевозки сотрудников было приобретено 55 автобусов, разработано 48 маршрутов по городу. Ранее трамвай ходил только по одной окраинной улице, теперь автобусные маршруты проходят по всем улицам города. Время в пути на работу сократилось с часа на трамвае до 20 минут на автобусе. Причем остановки автобусов располагаются максимально близко к местам проживания сотрудников. С 2021 года разрабатывались маршруты. Тогда же мы предупредили администрацию города о намерении изменить схему доставки сотрудников с трамвая на автобусы, тогда же предложили безвозмездно передать всю трамвайную инфраструктуру. Затраты на содержание и обслуживание трамвая составляли 188 миллионов рублей в год».
– С правовой точки зрения вопросов к «Илиму» у меня нет. В основном претензии и вопросы возникают к администрации города, – обратился к представителям мэрии Сергей Базаров.
Мэр Усть-Илимска Анна Щекина отметила, что о намерении закрыть трамвайные перевозки Группа «Илим» действительно предупредила, но не уточнила дату изменений. В любом случае: «В 2021 году действительно была информация от Группы «Илим» по поводу закрытия трамвая, но не было обозначено четких дат, когда это произойдет. В конце 2022 года, когда это по факту уже случилось, мы проанализировали, сколько добирается в кооперативы дачников, их действительно там немного. Выясняли, сколько человек теоретически могли пользоваться трамваем, поскольку проживают постоянно на даче. Уже принято решение о запуске нового автобусного маршрута к дачным поселкам по линии трамвая. Но у инициативной группы, как я понимаю, вопрос стоит о сохранении трамвая в принципе. Трамвай на баланс города мы принять не сможем. Мы не найдем в бюджете города 180 миллионов в год на содержание этого трамвая. Нам придется урезать другие статьи расходов, чтобы обеспечить работу трамвая».
Первый заместитель мэра города Эдуард Симонов продолжил тему: «Мы год искали разные возможности сохранения трамвайных перевозок. Обращались в правительство области: готово ли правительство субсидировать наш усть-илимский трамвай. Рассматривали иные варианты. Но… линия проходит только по одной улице на окраине города. Для того, чтобы компенсировать 188 миллионов рублей в год на содержание трамвая при стоимости билета, предположим в 30 рублей, ежедневно на нем должны ездить 17 тысяч человек. Можно увеличить стоимость билета для минимальной рентабельности, но это будет далеко за 200 рублей. Мы берем на себя обязательство открыть круглогодичный автобусный маршрут. Нам проще его содержать и субсидировать. Мы его запускаем с учетом жителей посёлка Лесной, улицы Дружбы народов, дачных кооперативов. Мы понимаем, что будем нести убытки, но всё равно автобус запустим, чтобы обеспечить доступность, чтобы была возможность круглогодично ездить в садоводческие кооперативы».
Заместитель министра по транспорту региона Ольга Золотарева попыталась рассказать инициативной группе о господдержке восстановления и развития электрического транспорта: «Это не программа, это инвестиционный бюджетный кредит для области под льготные три процента. Мы подавали заявку от Иркутска. Огромный пакет документов с экономическим обоснованием, прогнозы по возврату денежных средств. Для этого обязательно должна быть какая-то экономическая эффективность проекта. Обязательное условие – предприятие должно быть муниципальным. В Иркутске МУП «Горэлектротранс» – на балансе города. Но даже на иркутский трамвай, посмотрев все расчеты, экономическую эффективность от использования этого транспортного средства, в кредите нам отказали. Мы не прошли даже ранжирования. А подавали заявки на Иркутск и Ангарск».
Доводы представителей власти не убедили граждан. Они продолжали настаивать на «стратегическом значении» трамвая в Усть-Илимске и немедленном возобновлении трамвайного движения, а в перспективе его развития по другим улицам города.
Заместитель руководителя следственного управления по Иркутской области Сергей Базаров заключил, что первопричина того, что к администрации города появились подобные претензии, летят письма в разные инстанции и даже возбуждено уголовное дело, кроется прежде всего в отсутствии нормальной разъяснительной работы. Сергей Нанзытович подчеркнул, что люди должны знать, что их проблемы не остались на уровне «вот встретились, поговорили и разошлись, взаимно недовольные друг другом».
Однако и городскую власть нельзя упрекнуть в том, что трамвая нет только из-за её нежелания. Представителей общественности Сергей Базаров призвал к самокритичности при написании комментариев и обращений, из которых создается впечатление, что в городе «не то что воронки, а уже всё разбомблено».
«Я призываю к диалогу между властью и населением», – сказал Сергей Базаров.