О работе транспортной полиции – эксперты «Областной»
В пресс-центре газеты «Областная» 17 февраля 2023 года прошла пресс-конференция, посвященная Дню транспортной полиции.
– В этом году одна из важнейших правоохранительных служб отмечает 104 годовщину со дня создания в нашей стране органов внутренних дел на транспорте, – рассказал заместитель начальника отдела по работе с личным составом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, подполковник полиции Артём Иванов. – Создание транспортной милиции было вызвано крайней необходимостью: в молодой Советской республике происходило множество краж грузов, на объектах транспорта процветало мародерство.
Вообще можно выделить три причины создания нашей службы. Во-первых, это обеспечение безопасности грузовых перевозок. Во-вторых, работа в условиях массовой миграции на поездах во время и после Гражданской войны, когда вагоны были забиты пассажирами. Люди ехали даже на крышах, причем не только взрослые безбилетники, но и дети-беспризорники — нужно было их снимать с поездов, распределять по детским домам. В-третьих, конечно, охрана общественного порядка в местах массового притяжения, например, на крупных вокзалах и станциях. После Великой Отечественной войны в нашу структуру влилось много фронтовиков. В те годы снова появилась острая необходимость в охране грузов. Приходилось бороться, как и во времена становления Советской республики, с бандитизмом, кражами и другими проявлениями криминала.
Шли годы, экономика страны поднималась, транспортная милиция тоже совершенствовалась, у нее появились новые технические средства. Возникли и новые задачи: если до Великой Отечественной войны в стране на полную мощь работал фактически только железнодорожный транспорт, то после войны стали развиваться воздушный транспорт, водный, где появились подразделения милиции. Так что история транспортной милиции, а теперь полиции тесно связана с развитием нашей страны, ее экономики и развитием транспортных средств.
В нашей структуре много трудовых династий. Внуки наших сотрудников вливаются в наши ряды.
Основной критерий оценки нашей работы – доверие граждан и наше влияние на оперативную обстановку и обеспечение общественного порядка, чувства безопасности у граждан. Мы постоянно мониторим этот вопрос в том числе и в интернете вместе с общественными советами, общественными организациями, оперативно проводим совещания по острым проблемам. Ветераны правоохранительных органов тоже неравнодушны к этому вопросу. Большую роль в обеспечении общественного порядка, и в безопасности граждан на объектах транспорта играет профилактика правонарушений. Это в том числе предупреждение последствий, которые могут наступить при нахождении на наших объектах лиц в состоянии алкогольного опьянения, ведь в таком состоянии гражданин может создать угрозу для безопасности остальных пассажиров либо стать жертвой преступления или несчастного случая. Дело полиции как минимум своевременно выявить такого человека и изолировать его от окружающих. Сейчас много пишут о дебоширах, совершающих хулиганские действия на транспорте, будь то самолет или поезд. Они тоже зачастую находятся в состоянии алкогольного опьянения. Подобного рода грубое нарушение общественного порядка представляет собой угрозу транспортной безопасности. Поэтому законодательство предусматривает за такие деяния уголовную ответственность. В функции транспортной полиции входит выявление, пресечение и расследование подобных правонарушений.
Артём Иванов поздравил действующих сотрудников и ветеранов, сумевших заложить традиции, с профессиональным праздником: «У нас большая ветеранская организация, ее председатель Сергей Николаевич Желнов, полковник милиции, участник боевых действий Лауреат премии им. генерал-лейтенанта милиции Николая Ефимовича Цыганника. Желаю нашим коллегам-ветеранам здоровья, благополучия. Отдельных слов благодарности заслуживают родные наших сотрудников за их терпение, понимание, поддержку. Профессия полицейского во все времена была опасной и крепкая семья, как крепкий тыл очень важна. В условиях СВО мы не можем оставаться в стороне. Сотрудники и ветераны принимают активное участие в оказании гуманитарной помощи жителям Донбасса и нашим военнослужащим, участвуют в организации «Боевое братство», проводят патриотические мероприятия, работают с подрастающим поколением».
Начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы, полковник полиции Марлен Вагизов рассказал о работе отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы:
«В 1980 году органы транспортной милиции были преобразованы в органы внутренних дел на транспорте. При ГУВДТ МВД СССР создаются специализированные службы по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Других, более значительных изменений в системе и структуре МВД во второй половине 70-х – начале 80-х г.г. не произошло. В то время министром внутренних дел был Щелоков Николай Анисимович, которым было сделано, очень много, для повышения материального благосостояния сотрудников органов внутренних дел: повышены должностные оклады, введены оклады за звания, надбавки за выслугу лет и за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти и многие другие меры способствовали качественному отбору кадров и добросовестному несению службы абсолютным большинством сотрудников милиции. Сотрудник милиции пользовался правом получения и пользования жилплощадью на льготных условиях, устройства своих детей в дошкольные и школьные детские учреждения, бесплатное санаторно-курортное лечение. После ухода на заслуженный отдых, сотрудник милиции получал достойную пенсию. Не смотря на принимаемые меры, в целом по стране, оперативная обстановка оставалась сложной. Росла общая преступность, преступность среди несовершеннолетних, наблюдалась тенденция к росту наркомании, квартирных краж, разбойных нападений и грабежей. В целом по стране, к началу 1983 года число зарегистрированных преступлений увеличилось более чем на 21%. Особое беспокойство вызывал неуклонный рост краж грузов на железнодорожном транспорте. Проблемы, связанные с предупреждением и раскрытием преступлений в сфере грузовых перевозок, тяжелой ношей легли на плечи сотрудников уголовного розыска, а затем вновь созданных подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы.
На Восточно-Сибирской железной дороге уже к концу первой половины 70-х годов стало ясно: массовые кражи грузов неизбежны. Складывающаяся оперативная обстановка требовала принятия кардинальных мер по предупреждению краж грузов из объектов транспорта. От своевременного реагирования и «перехвата» инициативы зависела способность транспортной милиции и дороги в надлежащем обеспечении сохранности перевозимых грузов. Возможность всплеска хищений ценностей на объектах железнодорожного транспорта стала просматриваться к середине 70-х годов. Руководство дороги и управления транспортной милиции приняли ряд профилактических мер по предупреждению краж грузов.
На первоначальной стадии (в основном) кражи ценностей совершались в пунктах переработки грузов (погрузки, сортировки и выгрузки), т.е. на контейнерных площадках и грузовых дворах. Возникла острая необходимость закрытия доступа к этим объектам посторонних лиц: вокруг них строились ограждения, ужесточалась пропускная система выставлялась охрана, принимались другие меры профилактического характера.
Министерство внутренних дел СССР 26 марта 1980 года решило создать спецподразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Во всех управлениях транспортной милиции создаются отделы БППГ с подчиненными подразделениями на местах. Основной костяк вновь созданных подразделений составили оперативные работники уголовного розыска и экономической безопасности со знанием правил перевозок, актово-претензионной работы, технологии производства на транспорте и в совершенстве владеющие приемами и методами оперативно-розыскной деятельности. Личному составу вновь созданных подразделений предстояло изучить причины и условия, способствующие хищениям и принимать адекватные меры по их устранению. Борьба с кражами грузов оказалась самой сложной сферой милицейской службы но, несмотря на трудности, сотрудники БППГ, следователи, работники грузовой службы железной дороги, транспортная прокуратура делали все возможное для обеспечения контроля за складывающейся оперативной обстановкой.
Несмотря на активные предупредительно-профилактические меры, в отдельные периоды, оперативная обстановка в сфере грузовых перевозок настолько осложнялась, что возникала угроза выхода из-под контроля милиции. Железной дорогой и транспортной милицией выявлялись и устранялись одни причины и условия, способствующие кражам, как немедленно следовала реакция преступного элемента, и они находили другие, более изощренные способы хищений. Широкое распространение получили кражи путем прорубов крыш контейнеров и боковых стенок вагонов на ходу поезда. В этих условиях сотрудники БППГ и ВОХР вынуждены были обеспечивать негласные сопровождения составов поездов с наиболее ценным грузом, но малочисленный личный состав подразделения, не имел возможность взять под контроль все проходящие по железной дороге поезда. Особое беспокойство вызывало то, что к кражам зачастую были причастны сами работники железнодорожного транспорта. Нередко, зная о содержании груза в том, или ином вагоне, либо контейнере они создавали условия для хищения наиболее ценных товаров. Например, на контейнерных площадках во время погрузки контейнеров на платформы умышленно оставляли «карман» между контейнерами для свободного доступа к грузу. Информацию передавали непосредственным исполнителям преступных замыслов. После выявления этого способа хищений, грузовой службой железной дороги была внедрена новая технология погрузки контейнеров без оставления «карманов». Отдельные отщепенцы-железнодорожники пользовались и другими методами хищений без нарушения пломб и закруток. Во время погрузки вагонов умышленно нарушали запорные устройства боковых люков вагонов, к люку подвешивали тормозную колодку, и люк под тяжестью закрывался. Внешне вагон был в коммерческом отношении в исправном состоянии. Во время сортировки, либо отправления в составе поезда по маршруту следования, преступники люк легко открывали и совершали хищения. Существовал и такой способ: хищение путем пролома половой доски вагона. Зная о ценностях в вагоне и размещения груза в нем, вагонники и «башмачники» домкратом поднимали половую доску и совершали хищение, а факт хищения обнаруживался только во время выгрузки в пункте назначения. Способов хищений было множество, и они постоянно обновлялись и совершенствовались. Широкое распространение получили кражи путем вынужденных остановок поездов в горных и таежных участках железной дороги.
Большой вклад и важную роль в воспитании вновь прибывших сотрудников подразделений БППГ, в том числе обменом опытом по раскрытию краж грузов и преступлений по линии БППГ вносят ветераны данных подразделений. С целью воспитания молодых сотрудников, в том числе патриотических чувств, регулярно проводятся встречи с такими опытными сотрудникам отдавшими лучшие годы своей жизни борьбе с преступностью, в том числе борьбе с преступными посягательствами на грузы, а именно ветеран Восточно-Сибирского ЛУ МВД России Максимов Леонид Сергеевич с удовольствием делится опытом и рассказывает о том, как раскрывались преступления по линии БППГ в годы его работы. Подразделения БППГ характерны только для полиции на транспорте и не утратили своей значимости и по сей день. Отдел по борьбе с преступными посягательствами на грузы Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте является оперативным подразделением, предназначенным для выполнения задач по пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых в сфере грузовых перевозок на железнодорожном, водном и воздушном видах транспорта. Обеспечивает организацию работы по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с хищениями грузов и грузобагажа, совершаемых путем кражи, присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением, грабежа или разбойного нападения, либо мошенничества, а также иных преступлений, связанных с хищениями или повреждениями грузов и грузобагажа. Контролирует перемещение лома черного и цветного металла железнодорожным и водным транспортом. Организует работу по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с хищениями металла, хищениями деталей верхнего строения железнодорожных путей, хищениями горюче-смазочных материалов со складов и подвижного тягового состава, находящихся на объектах транспорта. Организует работу по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с хищением и умышленным повреждением медесодержащих комплектующих средств сигнализации, централизации и блокировки».