Большелугский калейдоскоп

Большой Луг по сравнению с другими селами Шелеховского района, насчитывающими по 400 и более лет, совсем еще «ребенок». Ему всего-то 65. И пусть в силу небольшого возраста он вряд ли заинтересует этнографов, зато может дать фору старшим «собратьям» и своими размерами, и новенькими зданиями соцкультбыта, и главное – числом талантливых мастеров и многообразием ремесел, которых год от года становится все больше.

 

Ветер перемен

Свое название поселок Большой Луг получил из-за природных особенностей. Эти места были облюбованы крестьянами села Олха еще в XVIII веке, прельстившимися здешними обширными лугами, заросшими сочными травами, густыми хвойными лесами и большим числом промыслового зверя. История его начинается с 30-х годов XX века с двух населенных пунктов – села Большой Луг и лесозаготовительного участка Ханчин. В то время там было всего три временных барака, в которых жили рабочие Иркутского облтопа. Они заготавливали лес и сплавляли его по Олхе в Иркутск.

 

 

1945 году с началом активного строительства железной дороги № 12 Иркутск – Слюдянка началась застройка села в пади Мольта. Это место в народе после прозвали «мехколонна» или «БАМ». В декабре 1954 года при строительстве Иркутской ГЭС в зоне затопления оказалось несколько деревень – Михалево, Тальцы, Разводная, Подорвиха, жители которых переселились в Большой Луг и Ханчин. Вслед за ними переехала и лесная контора, которая построила жилые дома и организовала работу по лесозаготовкам для строительства Ангарска. Через год образовался Большелугский сельский совет, а в сентябре 1958-го населенный пункт получил статус рабочего поселка. Здесь возвели пекарню, школу, библиотеку, больницу. Открылись швейная фабрика и филиал Иркутского радиозавода. В конце 60-х, когда закончилась сырьевая база, леспромхоз перебросили в Китой.

Часть населения уехала в Иркутск, Шелехов, Ангарск, другая осталась работать на железной дороге. Станция Большой Луг со временем превратилась в один из участков Транссиба, объединив несколько специализированных служб. Поэтому Большой Луг и стали называть поселком железнодорожников. Когда отшумело время бурных строек, жить в Большом Луге стало непросто. Ветшали дома, рушились дороги, износились электросети, начались проблемы с водоснабжением. Из-за того, что Большой Луг относился к поселку городского типа, здесь не работали программы поддержки молодых специалистов на селе. А местный бюджет едва наскребал деньги на зарплату сотрудникам администрации. К счастью, ситуация изменилась. Большой Луг поменял статус на сельское поселение со всеми причитающимися льготами. А еще стал активным участником областных и федеральных программ.

 

 

– В последние пять лет мы переживаем настоящий подъем, – хвалится глава Большелугского МО Татьяна Лапоха. – Поселок развивается. Сегодня в нем числится около 6000 жителей. Ежегодный прирост 150–200 человек. Мы находимся недалеко от районного центра, областного, работа у людей есть, к тому же привлекает красивая природа, чистая экология и новые соцобъекты. Сейчас готовим к открытию начальную школу, в которой дети будут обучаться в одну смену. В 2018-м появился новый детский сад, через год открылся дом культуры. В 2021 году нам построили физкультурно-оздоровительный комплекс. Переживали, что новые учреждения будут простаивать, но оказалось совсем наоборот. ФОК, например, посещают более 600 человек, а в ДК работают более 35 всевозможных секций и кружков.

На средства, полученные по проекту «Народные инициативы», установили детскую игровую площадку, нынче появится вторая. В этом году, продолжает глава муниципалитета, зашли в программы «Комфортная городская среда» и «Комплексное развитие сельских территорий». Планируют благоустраивать площадь в центре поселка, с парковками и зоной отдыха, начать строить хоккейный корт, а на улице Широкой открыть скейтпарк.

По словам Татьяны Лапоха, местные власти подготовили проект реконструкции самого проблемного участка дороги, протяженностью 1,3 км, на котором расположены четыре водопропускных системы. А за счет районного бюджета уже поменяли 70% глубинных насосов, на пункте водораздачи района Ханчин установили систему водоочистки, обновив оборудование. У поселка есть свой флаг, гимн и герб. Слова гимна Галины Космаченко, музыка Натальи Елизовой.

 

Симбиоз природы и науки

До недавнего времени главной архитектурной достопримечательностью Большелугской школы считалась «потемкинская» лестница.

– Появилась она еще в 1991 году, когда было построено основное здание школы, – рассказывает директор Ольга Шибанова. – Проект здания, как говорили, уникальный. Таких было всего два – один у нас, второй где-то на Черноморском побережье России.

 

 

Блок начальной школы – одноэтажный. Если посмотреть на здание с другой стороны – в нем уже три этажа, а со стороны стадиона – пять. Чтобы украсить длиннющую лестницу, решили на ступеньках написать таблицу умножения, падежи, правописание вежливых слов – благо расстояние позволяло. С тех пор эти надписи обновляем ежегодно. А над лестничными пролетами силами родителей и учеников появились картины. Так родился социальный проект «Школа – наш дом».

Вскоре «пальма лестничного первенства» перейдет к новому зданию начальной школы. Его построили по областной программе «Развитие образования». При разработке проекта учли все требования, поэтому здесь созданы комфортные условия для обучения, в том числе и маломобильных ребятишек. Пандусы, лифт, санузлы – все сделано по самым современным стандартам.

 

 

Просторный актовый зал c большой автоматической сценой, на обустройство которой дополнительные средства выделил районный бюджет. В новом блоке предусмотрены две спальные комнаты, два кабинета информатики, спортивный зал, кабинеты иностранного языка, психолога, логопеда, а на пришкольном участке – несколько спортивных площадок, беговые дорожки из резинопола и футбольное поле.

 

В школе заложили капсулу времени

– Открыть ее предполагается через 50 лет, – поделилась Ольга Шибанова. – Сейчас ученики первых и одиннадцатого классов пишут сочинения. Кто-то придумывает послание самому себе, озвучивая свои планы, кто-то – будущему поколению, некоторые рассказывают о том, как мы сейчас живем. Еще одна «изюминка» нового здания – оформление: яркие и стильные рисунки на школьных стенах. Наша школа находится в живописном месте, поэтому художники в своих творениях затронули тему любви к природе, а роботы и космические эпизоды олицетворяют технический прогресс. Получилось своеобразное слияние природы и науки.

Кстати, симбиоз природы и науки здесь не только на рисунках. Большелугская школа имеет экологическую направленность. В классах проводятся дополнительные уроки по экологии, работает экологический отряд «Лесная братва». Ребята участвуют во всероссийских акциях «Зеленая Россия», «Зеленая кисточка», «День птиц», «День Земли». Их проект «Экологический калейдоскоп» стал призером Всероссийского конкурса «ЭкоТОП-профи».

 

 

Кроме того, более 30 лет в поселке работает экологический центр или, как его здесь называют, «Музей природы» – структурное подразделение областного Центра развития дополнительного образования детей естественно-научной направленности. В нем организовано два школьных лесничества: «Лесная школа» и «Море тайги», разработана программа по лесоведению, изучая которую, ребята учатся сажать лесные культуры и ухаживать за ними. В прошлом году их проект «Надежная стена зеленого друга» по выращиванию леса на месте бывшей гари занял первое место в номинации «практическая помощь» конкурса «Заповедные острова России». В центре работают различные кружки: «экоручки», где ребята из бросового материала мастерят различные поделки, «Домашняя экология» – для тех, кто заботится о своем здоровье и доме. Есть живой уголок, дендрарий, где собрано более 30 пород деревьев, привезенных с Дальнего Востока и Монголии, районированных в наших природных условиях. Для ребят помладше предлагаются программы «Лесная азбука» и «По лесной тропинке».

Летом сотрудники центра проводят профильную смену в детском лагере «Страна Байкалия». А в течение всего года организуют экскурсии по Большелугской экологической тропе, где рассказывают о растительном и животном мире, а также знакомят с местными достопримечательностями – пещерой «Волглая» и соленым источником.

 

Власяница, вязаный Байкал и… волшебные топоры

Если вы окажетесь в поселке, вам обязательно расскажут о ветеране Великой Отечественной войны Иване Михайловиче Власове, которого недавно поздравили со 100-летием, похвалятся музыкальными инструментами и оборудованием, подаренными школе искусств певцом и композитором Дмитрием Маликовым, а еще познакомят с «фабрикой звезд» – домом культуры и творческим объединением «Мастера Большого Луга».

 

 

– У нас открыты студия традиционных женских ремесел «Параскева», «Мастерская подарков», «Багульник», «Матрешка», вокальные ансамбли «Лужок» для пожилых, «Юность» для молодежи. Работают секции по художественной гимнастике, где занимаются дети с трех лет, пилатесу, роллер-спорту, волейболу, группа здоровья для пожилых «Одуванчики», – перечисляет заведующая ДК Наталья Рожицына. – Участники студии вязания «Ивушка», в которой занимаются люди серебряного возраста, вяжут шали, пончо, палантины и т.д. Посмотрите, они даже Байкал связали и «вечный огонь» с гвоздиками, правда же не отличишь от настоящих?

67-летний Владимир Пичугин с гордостью демонстрирует собственноручно изготовленный ткацкий станок и тканую рубаху из козьего пуха.

– У меня была задумка: пойду на пенсию, займусь творчеством. А желание ткать появилось внезапно, – признается Владимир Вениаминович.

До этого, говорит, вел самый обычный образ жизни, работал на железной дороге. Четверть века осматривал и ремонтировал вагоны на станциях Подкаменная, Гончарово, Большой Луг. Но за два года до пенсии почему-то стал часто вспоминать свою бабушку, которая занималась ткачеством. Картинки из детства и породили горячее желание научиться этому мастерству. Узнав, что ткачеству обучают в Иркутском доме ремесел, пенсионер переквалифицировался в прилежного ученика. На занятия ездил каждые выходные. Там его научили ткать дорожки. Когда стало получаться, приступил к реализации другой своей мечты – созданию собственного ткацкого станка. Все детали выпиливал собственноручно, в качестве материала выбрал сосну. Уже на своем станке освоил другой вид ткачества – бранное.

– Научился полотенца ткать, думаю: надо же и себя одеть, чего ж без портков-то ходить? Начал ткать рубахи, – улыбается мастер. – Первую уже «на пенсию» отправил, надеваю после бани, а та, что сейчас на мне – парадновыходная. Та, что рядом, соткал из козьего пуха. Потом узнал, что такие называются власяницы, их ткали себе монахи и носили для усмирения своей плоти. Она, конечно, колется, зато очень теплая.

 

 

Надежда Тетерина увлеклась лозоплетением, тоже выйдя на пенсию.

– Чтобы совсем-то не сидеть, вспомнила, что батя у меня плел хорошо. Нашла у соседей половинку сломанной корзинки и начала потихоньку, – объясняет она. – Папа плел из бересты и ивы, а я – из корней березы, кедра, шиповника, черемухи… Сейчас у мастерицы в коллекции не только различные корзины, есть всевозможные вазы, конфетницы, хлебницы и даже шляпки, которым позавидует любая модница.

 

 

А Сергей Ибрагимов после службы пожарным стал изготавливать топоры, объединив резьбу по дереву и металлу. Обычные орудия труда его стараниями превращаются в настоящие произведения искусства. На рукоятках и лезвиях оживают истории скандинавской, славянской и кельтской культуры. Каждый символ на инструменте – тайный язык далеких предков. На один топор, поясняет мастер, уходит от двух недель до месяца работы. Кроме топоров, он делает деревянные подарочные ящики к ним и щиты для полного комплекта.

Волшебные топоры Сергея Ибрагимова уже обрели хозяев на Алтае, в Подмосковье, Приморье.

 

Молочко «от Лехи»

На выезде из поселка все, безусловно, обратят внимание на красочную надпись «ЛПХ Алехино». А между тем фамилия хозяев – Юлии и АлексеяГородниченко.

– Где молочко покупали? У Лехи. Чье хозяйство? Лехино. Вот название и прилипло, – смеется глава семьи.

По меркам Большого Луга хозяйство у них большое: 15 коров, из них десять дойных. И они пока единственная семья в поселке, которая занимается не только продажей молока, но и изготовлением творога, йогурта, сливочного масла, сметаны и даже сыра.

 

 

– Я из Баяндаевского рода, Юля из Усолья-Сибирского, – рассказывает Алексей. – Встретились в Иркутске, работали в Ботаническом саду. Поженились, стали искать жилье. В областном центре что-то купить было нереально, а здесь взяли участок со стареньким домом. Сначала поставили небольшой, 24 «квадрата», потом сделали пристрой, ведь у нас начали появляться дети – три сына и долгожданная дочурка.

В доме стараниями Алексея появились русская печь, газ, вода, теплый санузел. А потом он предложил супруге завести корову.

– В поселке с молоком всегда были проблемы. Придешь – у хозяйки уже все разобрали, да и что такое три литра для нашей семьи? Так у нас появилась корова. Раньше я их видела только летом, когда ездили к родне в деревню, но ничего, научились доить, ухаживать, – подхватывает Юлия.

Четыре года назад Городниченко заключили соцконтракт на развитие ЛПХ. Купили стройматериалы, сено, доильный аппарат, оформили самозанятость и окончательно переквалифицировались в аграриев. Планируют оформить КФХ. Недавно взяли в аренду 2,5 га земли в Таежном, что в 10 км от Большого Луга, чтобы обустроить там базу и вдобавок к молочному заняться мясным животноводством.

– Страха нет, есть желание работать, – признаются они. – К тому же у нас в поселке нет конкурентов. Наша продукция людям нравится, покупают ее охотно. Если расширимся, сможем привозить в Шелехов и соседние садоводства. Да и помощники наши подрастают, настоящий семейный подряд получится!