Дело всей жизни
Казак без коня – не казак. Этого принципа придерживается братчанин Олег Пакалевич, основатель конного клуба «Старый конный двор».
Свою жизнь без лошадей Олег Пакалевич не представляет. Сколько себя помнит, всегда был окружен этими удивительными и красивыми животными.
– С лошадьми всю жизнь, сколько себя знаю, – рассказывает наш собеседник. – До всего доходил своим умом, учился, например, как подковать лошадь, да и всему остальному. Сами понимаете, что лошади связаны с казаками, потому что казак без лошади – это не казак. У меня отец еще был в казачестве, пришел в восьмидесятые, во времена активного возрождения. И сам я тоже казак.
Сейчас в конном клубе содержится 10 лошадей, в том числе пони. Места хватает всем: территория большая, есть где и ноги размять, и травы пощипать. Ухаживать за животными Олегу Александровичу помогают волонтеры и Анастасия Мошейко. Ее в «Старый конный двор» привел случай, определивший жизнь на годы вперед.
– Лошадьми занимаюсь уже пятнадцать лет, – вспоминает Анастасия. – В городе встретила, когда мне было четырнадцать: поняшку выгружали, хотела сфотографироваться. Позвали в конюшни помочь. Пришла и до сих пор занимаюсь лошадьми, девочек обучаю.
– Сами сено косим, есть трактора. Трудно, но крутимся, – не унывает Олег Александрович. – Кто-то машины коллекционирует, а я фанат лошадей. Не представляю себя без них, не смогу без них жить!
Пусть конный клуб открывает свои двери для посетителей в полдень, но работа начинается гораздо раньше. Парнокопытных жителей надо накормить и выпасти, в холода лошадки греются в стойлах, но чуть потеплеет – сразу на поле.
– Лошадей можно приучить к нашему климату, – говорит Анастасия Мошейко. – Если их все время держать в помещении, в тепле, а потом на улицу вывести, то, конечно, заболеют. А если постепенно, то привыкают. Не спорю, есть породы, которые надо держать в тепле, но наши к зиме приучены.
В зимний период, чтобы копыта не скользили, подковы у лошадей с шипами, но, как отмечают в конном клубе, «обувают» только тех, кого ставят в упряжь. На территории «Старого конного двора» лошади находятся в естественной среде: ни асфальта, ни жесткого грунта, можно без подков. В клубе замечают, что подковы не всегда бывают полезны для лошади, зависит от копыт.
Дать кличку лошади – целая наука. Если скакун с родословной, желательно сделать все по правилам, чтобы первая буква в кличке – от кобылы, вторая – от жеребца. Старожилом клуба является рыжая кобылка Галерея породы русский тяжеловоз. Эти лошади могут вывозить груз больше себя в два раза. Сейчас катает посетителей.
– С ней живет жеребенок Гелия, в холке уже полтора метра, хотя ей всего два года, – отмечает Анастасия Мошейко. – Уже почти догнала мать, а ей еще расти и расти, лошади растут до пяти лет. В среднем холка у русских тяжеловозов – 160 сантиметров.
У Олега Пакалевича все лошади любимые, фаворитов нет.
– Если лошадей каждый день видишь, рядом с тобой долгие годы живут, конечно, они любимыми будут! Понимаете, лошадям жизнь надо посвятить, и то многого не догонишь, – смеется мужчина.
Недавно в Братске открылся казачий патриотический клуб имени атамана Максима Перфильева «Верность Отечеству». Его воспитанники будут обучаться верховой езде.
– Мы все расскажем и покажем ребятам. Если кто-то, хотя бы два-три человека, заинтересуется лошадьми, то уже хорошо, может, кому-то и передам свои навыки, – надеется Олег Пакалевич. – Немного осталось коневодов-фанатов своего дела, для меня это не бизнес. Раньше хотел открыть ипподром в Братске, завести белорусскую упряжную, корни мои оттуда, из Белоруссии. Мечты, связанные с лошадьми, есть всегда.