Операция в четыре руки
Традиции наставничества в Ивано-Матренинской больнице зародились более 100 лет назад
В больнице их привыкли видеть вместе: заведующую отделением хирургии № 3, детского пластического хирурга высшей категории, кандидата медицинских наук Валентину Перловскую и вчерашнего ординатора Ивана Богдановского. Наставник и молодой специалист все делают вдвоем: осматривают пациентов, ставят диагноз, обсуждают ход лечения, оперируют и даже обедают. «В медицине важна преемственность», – считает Валентина Вадимовна. «Кого оставить после себя, кому передать свои знания и умения, наработанные десятилетиями? Я рада, что Иван Владимирович впитывает их в себя, и спустя год нашего сотрудничества я уже могла доверять ему многое делать самостоятельно под присмотром».
Традиции наставничества в Ивано-Матренинской детской клинической больнице зародились с момента основания медучреждения, более 100 лет назад – уже тогда за опытными врачами закрепляли молодежь. С течением времени формы наставничества видоизменялись, сейчас разработаны специальные внутренние положения «О молодом специалисте» и «О наставнике», которые действуют во всех структурных подразделениях, от реанимации до бухгалтерии.
Хотел стать журналистом Иван Богдановский пришел в Ивано-Матренинскую больницу после окончания 4 курса педиатрического факультета ИГМУ. Работал медбратом в отделении челюстно-лицевой хирургии до завершения учебы в университете, и еще два года, пока учился в ординатуре. И вот теперь он уже Иван Владимирович, врач – детский хирург.
– Я очень хотел стать журналистом, – рассказывает о своем пути в хирургию Иван Богдановский. – Учился в лингвистическом классе, много читал – от классики до фантастики, газеты и журналы, вел личный блог. А в 10 классе посмотрел «Доктора Хауса» и начал срочно учить химию и биологию, сдал ЕГЭ и поступил в Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика Павлова.
Через два года по семейным обстоятельствам Ивану пришлось вернуться домой. Он перевелся в ИГМУ на педиатрический факультет и решил, что станет инфекционистом. На 4 курсе началось обучение, но ожидание и реальность не совпали. Пока студент думал, какое направление выбрать, его одногруппница, староста кружка, позвала парня в команду на олимпиаду по хирургии.
– Начал учиться шить и вязать узлы – на силиконовых фантомах, на курице, – вспоминает Иван Владимирович. – И понравилось! Потом даже выбрал для себя конкурс по пластической хирургии, начал готовиться. А конкурс был на пластику соска после радикальных мастэктомий. Его создают из кожи, а потом татуажем «красят» в нужный цвет.
Направление было выбрано, осталось решить – детская хирургия или все-таки взрослая?
– Я работал в приемном отделении в Санкт-Петербурге, во взрослой реанимации в Иркутске, в Ивано-Матренинской больнице медбратом, – перечисляет врач. – Дети мне ближе.
Ходим парой
В 2021 году отделение ЧЛХ было реорганизовано в отделение хирургии № 3 ОГАУЗ ГИМДКБ, профилем которого стала не только челюстно-лицевая, но и реконструктивно-пластическая хирургия. Возглавила его пластический хирург, кандидат медицинских наук Валентина Вадимовна Перловская.
– Все получилось само собой. Мне нужен был помощник: операции, которые я провожу, удобнее делать в четыре руки. И я уже не раз думала о том, что хорошо бы кому-то передать практические знания и умения, – рассказывает Валентина Вадимовна. – И тут мне говорят, что есть человек, который хочет заниматься пластической хирургией, а ему нужен наставник. Так мы познакомились с Иваном Владимировичем.
С тех пор друг без друга их больше не видели.
– Весь рабочий день мы проводили вместе – смотрели пациентов, обедали, оперировали, писали истории, – вспоминает Иван Богдановский. – Это было не очень легко, мы притирались друг к другу, привыкали. Я сначала был достаточно безответственный. Валентина Вадимовна – хороший наставник, многому учила, не ругала за ошибки, а давала их исправить.
Интересно, что Валентина Вадимовна, рассказывая про своего ученика, тоже отметила, что поначалу у него «хромала дисциплина». Иван признается – больше всего он благодарен своему наставнику за то, что не задвигала в угол «писать истории», а многое давала делать самому:
– Сейчас Валентина Вадимовна уже доверяет мне полностью делать определенные операции, – говорит молодой врач, – но контролирует, стоит рядом, а вот особо сложные или объемные мы всегда делаем вместе.
– Мне нравится с ним работать – Иван схватывает информацию на лету, но даже не это главное, – считает наставник. – В нем есть качество, которое нечасто встречается у молодежи – гиперсочувствие и желание помочь. Есть пациенты, которые или лечились в разных местах, или у них долгое многоэтапное лечение, и вот Иван Владимирович – из тех, кто не махнет рукой, лишь бы избежать трудностей, а придумает, что можно сделать. В этом мы с ним похожи – как два следопыта ищем пути лечения и выходы из сложившейся ситуации.
Со скальпелем в руке
О больнице, хирургии, операциях и детях Иван говорит увлеченно:
– Есть драйв от работы. И он должен быть, иначе в этом нет вообще никакого смысла. Мы оперируем детей с рубцовыми деформациями кожи и новообразованиями мягких тканей. Рубцы у детей появляются после несчастных случаев, чаще всего после термических ожогов пламенем или кипящей жидкостью. Проблема в том, что рубец не растет, а ткани вокруг него – растут, как сам ребенок, и эти рубцы тянут, деформируют, в том числе и кости скелета. В таких ситуациях показано оперативное лечение. И чем младше возраст ребенка, в котором он получил травму, тем больше операций ему предстоит перенести, пока он растет, поскольку рецидив рубцовых деформаций, кто бы их не устранял, неизбежен. Вот сколько мы вместе с Валентиной Вадимовной – одних и тех же пациентов уже раза по три-четыре оперировали. Рубец, особенно в области суставов, как канат, держит и не дает согнуть или разогнуть, тянет. Методика оперативного лечения разная – это и пересадка кожи, и различные способы лоскутной кожной пластики, и метод экспандерной дерматензии, когда под кожу вблизи рубцов имплантируется один или несколько экспандеров, и они растягивают кожу. Такие пациенты находятся в стационаре до двух месяцев.
– Некоторые пациенты прямо западают в душу, – делится Иван Владимирович. – Очень впечатлил подросток, хотя выглядит лет на семь-восемь, с ожогами 80% кожи. То, что выжил – уже чудо.
– Пластические операции долгие – мы много шьем: по слоям, очень скрупулезно. Сначала большие объемы Ивану были непривычны, но уже сейчас он это делает идеально, – с гордостью за ученика говорит Валентина Вадимовна.
– Не уверена, что из его ровесников-коллег кто-то умеет также красиво, правильно и надежно зашить. Как-то Иван сказал, что хочет попробовать кроить – готовить лоскуты для пересадки. Честно скажу, порадовалась – у нас есть тяжелые больные с несколькими ожогами в разных зонах, вот я делаю один сегмент, Иван – другой. В четыре руки операция проходит быстрее, и пациент меньше времени находится под наркозом.
Трактаты по пластической хирургии
Хорошая привычка много читать приносит Ивану пользу и сейчас: чтобы как можно глубже погрузиться в нюансы профессии, он изучает старые трактаты по итальянской и индийской пластике. Оказывается, в Индии еще до нашей эры врачеватель Сушруту изменил форму носа пациенту. Позднее он описал основные принципы хирургии в справочнике, в том числе метод восстановления носа с помощью пересадки кожи со щеки или лба.
– Много читаю и про диагностику новообразований, – говорит Иван Богдановский. – К сожалению, они у детей тоже встречаются, например, лимфангиома – сосудистая опухоль. Был случай – родители обратились в экстренную стоматологию, думали, что у ребенка абсцесс на шее, а это как раз лимфангиома и оказалась. Такие опухоли встречаются и у новорожденных. Бывает, что давят на нервы, на сосуды, но чаще они выглядят как просто большие шишки. В лечении этого ребенка мы применили способ, которому нас научили коллеги из отделения хирургии новорожденных – малоинвазивное вмешательство: пункция и склерозирование лимфангиомы специальным лекарством.
– Мне с Иваном интересно. Мы делимся с ним литературой, обсуждаем, советуемся в операционной. Он даже спорит со мной, и это тоже хорошо. Я – пластический хирург, а Иван сейчас в ординатуре по челюстно-лицевой хирургии, поэтому теперь он может мне что-то подсказать, если дело касается полости рта, – рассказывает Валентина Перловская. – И разногласия у нас были, и это нормально, мы все равно приходим к консенсусу. И что меня еще очень радует – когда он делает самостоятельно какие-то вещи, принимает какие-то решения, которые вроде бы ему еще рановато, а он уже это может. И я могу ему поручить то, что я раньше могла сделать только сама.
О наставниках
– У меня не было наставника, – продолжает Валентина Вадимовна. – Чтоб вот так за руку взял и повел. Всеволод Андреевич Урусов – корифей, у него все учились, диссертацию я писала у Владимира Владимировича Подкаменева. Своим главным учителем я считаю профессора Виктора Николаевича Стальмаховича, но услышать от него похвалу – что-то запредельное, видимо, поэтому и его ученики в последующем сами стали очень требовательными к своим преемникам. Я-то Ивана, наверное, ругаю больше, чем хвалю. Но хвалю тоже, и есть за что. И для меня, и для него нормально – дать свой телефон некоторым сложным больным. Не все врачи так делают. Мне посчастливилось участвовать в форумах, конференциях по детской хирургии разного уровня, в том числе и международных, где я воочию видела и слышала выдающихся детских хирургов, и наше общение с ними стало сильной мотивацией для движения вперед.
Год назад Иван стал участником форума детских хирургов в Москве, а сейчас готовит доклад на иркутскую областную конференцию хирургов, которая состоится в марте этого года.
Больше всего приятно учителю, когда у ученика горят глаза – он понял, усвоил что-то новое и пошел еще дальше. Когда старший понимает, что младший с ним на одной волне, и тогда ему хочется еще больше отдавать от себя.
– Мне еще полгода в ординатуре, но уезжать из Иркутска покорять столицу я не планирую. Люблю свой родной город, чувствую себя здесь нужным, причем нужным в своей профессии, – говорит Иван Богдановский.
– Я надеюсь, что когда-нибудь, потом, через много лет, я смогу ему позвонить и спросить, как дела, и мне обязательно и обстоятельно ответят, – улыбается Валентина Перловская, с нежностью глядя на своего ученика.