Золотая маска королевы сцены

Актриса Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова Наталия Королева стала лауреатом специальной премии фестиваля «Золотая маска» – «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Награду в 2023 году также получили десять человек, среди которых актриса БДТ Светлана Крючкова и солистка Большого театра Маквала Касрашвили. Напомним, что народная артистка РФ Наталия Королева стала третьей иркутянкой, получившей эту премию. Ранее ее лауреатами становились народный артист РФ Виталий Венгер и губернатор региона Борис Говорин.

О своих впечатлениях от получения престижной награды, любимых ролях и взгляде на театральное искусство Наталия Королева рассказала в интервью корреспонденту газеты «Областная».

 

– Наталия Васильевна, как вы отнеслись к получению престижной премии?

– Это очень почетная награда! И, конечно, приятно, что меня отметили, ведь у нас такая огромная страна, в ней столько театров и прекрасных артистов! И вдруг именно меня наградили!

 

Когда вы решили стать актрисой?

– С малых лет, сколько себя помню. Моя сестра занималась в театральной студии во Дворце пионеров в моем родном городе Свердловске и меня в нее отвела. Я еще в школу не ходила, а уже играла в новогодней интермедии девочку на слоне! Моя судьба была решена уже тогда. Потом я тоже начала играть в этом коллективе, и педагоги студии очень серьезно относились к нашему творческому воспитанию. Один из них – Леонид Константинович Диковский, седовласый, в очках, как мне тогда казалось, он был очень похож на Станиславского, чей портрет висел в студии. Помню, он нам рассказывал про русскую театральную школу, психологический театр. Я еще была мала и ничего не понимала, но сомнений, куда поступать, у меня уже не было.

 

Вы поступили в театральное?

– Да, и после того, как я его окончила в 1966 году, меня сразу пригласили в Свердловский ТЮЗ. Тогда в стране еще были отголоски оттепели, и в театре царила творческая и дружеская атмосфера. У нас был молодой режиссер, мы жили очень весело, азартно, спорили о театре, слушали пластинки Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, пели песни Окуджавы. Читали Солженицына и Распутина. Вместе встречали праздники, ходили, взявшись за руки, на демонстрации. Словом, такое было счастливое время! Мне очень повезло! Я там работала восемь лет, и тогда во мне сформировалось понимание, каким должен быть театр.

Да, уже тогда мы читали рассказы Распутина и думали: какие интересные люди живут в Иркутске! Я и представить не могла, что попаду сюда и познакомлюсь с писателем. Это огромное событие в моей жизни, и личное знакомство, и соприкосновение с его творчеством! Думаю, сама судьба сюда меня привела. И все самое главное состоялось в моей творческой жизни в Иркутском драматическом, где я работаю уже 40 лет.

 

Для чего, на ваш взгляд, нужна профессия артиста?

– Искусство, творчество врачуют душу. Я, конечно, не думаю об этом перед выходом на сцену, но в своих ролях это чувствую. В постановках по Распутину, Достоевскому и других спектаклях. Можно врачевать через слезы, а можно через смех. Но нужно обязательно эмоционально попадать в зрителя, тогда он сопереживает или смеется. Бывает, приходишь на спектакль в плохом настроении, чувствуешь себя неважно, но потом выходишь на сцену и видишь зал, который начинает слушать и дышать вместе с тобой, и забываешь про свои болячки. Наверное, случается какой-то энергообмен. И это очень важно, ведь для того, чтобы случился театр, нужны история, артист и зритель.

 

 

 

– А режиссер?

– В уличном театре его может и не быть. Но все-таки режиссер очень важен в современном театре, ведь все зависит от того, как он придумает спектакль. Потому что мы – артисты – видим частное, а он – общее. Я всегда с большим пиететом относилась к этой профессии, потому что, только начиная работу, он знает, куда нужно направить артистов. Без этого мы все разбредемся и будем играть кто во что горазд.

 

– Кого из режиссеров вы можете отметить?

– Мне посчастливилось работать со многими хорошими режиссерами, хотя это редкость. Например, очень интересные работы были с Вячеславом Кокориным. Я была занята у него почти во всех проектах, и всегда получались замечательные спектакли. Помню, мы попробовали впервые в театре музкомедии на камерной сцене поставить спектакль «Веселись, негритянка!». Художником его был Александр Шпирко. И это какая-то теребящая душу работа, до такой степени, что после репетиций не хотелось расходиться. Потом было «Самое главное» по Евреинову. Еще хороший спектакль был «Звезда адмирала», где я играла пожилую Анну Тимиреву. Наверное, еще и потому, что это настоящая история из жизни, она меня так волновала! Кокорин был очень талантливый человек, и артистам всегда было с ним интересно.

Изяслав Борисов тоже работал нестандартно. Помню, он ставил любопытный спектакль «Воронья роща», где соединил два произведения Александра Вампилова «Случай с метранпажем» и раннюю пьесу «Воронья роща». Так вот, они одновременно шли на двух площадках.

И не могу не сказать о Геннадии Шапошникове, который, на мой взгляд, очень хорошо понимал, как выстраивать внутреннюю жизнь спектакля. У нас были очень интересные совместные работы: «Прошлым летом в Чулимске», «Волки и овцы» и «Прощание с Матерой», в которых есть не бытовой взгляд на историю, а поэтический.

 

Есть у вас любимые роли?

– За почти 60 лет, что я выхожу на сцену, сыграно огромное количество ролей. А в памяти остаются какие-то вехи. Многие роли и спектакли забылись, потому что удачи случаются не часто. Среди таких удач – старуха Анна, сыграть которую мне предложил Александр Ищенко. А я ужаснулась, ведь мне еще 60 лет не было, и я не хотела играть старух. Но потом поразмыслила и решила, что нужно соглашаться, ведь это очень интересный персонаж. Я долго к ней приноравливалась. Хорошо, что работа была неторопливая, мы долго репетировали, осваивали этот деревенский говорок. И я даже не ожидала, что может получиться такой результат! Потом Ищенко отказался от репетиций этого спектакля. Но мы, артисты, уже очень полюбили эту работу и обратились к Геннадию Шапошникову. Он доделал его за неделю, и получился удивительный спектакль, который живет до сих пор и везде имеет успех, где бы мы его ни показывали – за границей или в России. Наверное, потому что он трогает людей, и каждый думает о своих родственниках.

 

– А мне очень нравится ваша героиня из «Земли Эльзы».

– На мой взгляд, автор этой пьесы драматург Ярослава Пулинович очень хорошо понимает жизнь, глубоко чувствует, ведь в ее произведениях есть и драматизм, и комизм. В общем, она талантливый и светлый человек. Но когда я в первый раз прочла эту пьесу, мне она не понравилась. Потом я ее перечитала во второй и в третий раз и даже слезу уронила, потому что поняла, какая здесь трагическая судьба. И с удовольствием взялась за эту роль. Ставил спектакль режиссер Дмитрий Акимов. Работа была бурная, мы и поспорили, и обнялись, в общем, эта роль мне очень дорога, потому что в этом спектакле я тоже рассказываю о непростой женской доле. А это моя любимая тема в творчестве – хорошая женщина с трудной судьбой.

 

 

Роли были разные. Например, мы играли с Виталием Венгером «Священных чудовищ» Жанна Кокто. И Голду в «Поминальной молитве». Мы, кстати, с Виталием Константиновичем много партнерствовали. Театр ведь вообще искусство коллективное. Мы все в одной цепи.

И если одна лампочка перегорит, то все потухнут. Поэтому я очень благодарна своим партнерам: Татьяне Двинской, Ольге Шмидгаль, Николаю Булдакову, Степану Догадину. Мы все зависим друг от друга. Без этого прекрасного творческого коллектива спектаклей бы не получилось! Ведь театр – это семья.

 

– Над чем вы сейчас работаете?

– Мне предстоит роль в «Отцах и детях» Тургенева у Андрея Шляпина. И я жду с нетерпением этой работы, потому что это, на мой взгляд, очень интересный режиссер. Ведь его спектакль «Кое что о самом главном и не только» произвел на меня впечатление.

 

– Почему, на ваш взгляд, театр до сих пор актуален?

– Театр – это чудо. Если кино – это то, что зафиксировано и прожито артистами давным-давно, то спектакль – это то, что происходит прямо сейчас на наших глазах и никогда не повторится. И все, что происходит в зрительном зале, для меня до сих пор чудо! Вот, например, сидит человек на спектакле, он вроде знает, что все это не по-настоящему, декорации нарисованы, роли играют артисты. Но через какое-то время он начинает жить вместе с ними их жизнью, радостями и печалями. А еще театр – это живое общение артиста и зрителя, поэтому играть спектакль на пустой зал очень сложно. Наверное, поэтому театр не умрет никогда!