Чувство родины Анатолия Костовского
Энергичная и правдивая, яркая, но в то же время суровая живопись иркутского художника Анатолия Костовского очень похожа по характеру на сибирскую природу. Она покоряет своим величием и простотой, близостью и глубиной. Убедиться в этом можно на выставке «Чувство Родины. К 95-летию Анатолия Костовского», которая открылась в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева. Напомним, что автор ушел из жизни в январе 2018 года, за месяц до своего 90-летия, но до последних дней продолжал работать.
– В музее очень большая коллекция произведений заслуженного художника РСФСР Анатолия
Костовского, – отметила директор Наталья Сысоева. – В экспозиции представлено более 60 полотен мастера, почти все они из наших фондов.
Произведения Анатолия Костовского интересны не только по композиции, цветовому решению, рисунку, но и тем, что каждое несет определенную эмоцию. Пейзажи, портреты, жанровые композиции, натюрморты при всей своей реалистичности наполнены яркой колористической экспрессией и контрастными столкновениями цветовых пятен. Искусствоведы говорят, что его холсты пульсируют, словно живая материя, передавая обостренно-драматическое мировосприятие автора. Интересно, что в обычной жизни художник имел противоположный своему творческому кредо темперамент.
– Он был довольно тихим человеком, говорил негромко, но убедительно, – рассказала искусствовед Людмила Назарова. – Всю свою сдержанность в обычной жизни он компенсировал в творчестве, выплескивая чувства на полотна.
Портрет был одним из излюбленных жанров Анатолия Георгиевича, и он умел как никто другой запечатлеть самую суть своего героя, взглянуть ему прямо в душу и выразить ее со свойственным автору мастерством и психологизмом. Художник концентрировался на характере человека, его внутреннем мире, жизненном опыте.
– На выставке можно увидеть триптих «Байкал», который он писал долго и тщательно, ведь это одна из его любимых тем, – отметила вдова автора Зоя Костовская. – «Женский портрет» с краюшкой хлеба – тоже не случайный сюжет, поскольку художник сам стоял у станка и падал в голодные обмороки в военное время. Портреты его друзей – философа Анатолия Сенина и писателя Анатолия Байбородина. Пейзаж села Привольное, ведь художник почти всю область объездил и очень любил деревенские виды. Это одни из последних работ, которые были переданы в дар Иркутскому художественному музею, как этого хотел Анатолий Георгиевич.
Пейзажи автора, как и портреты, созданы с глубоким вниманием и любовью к натуре. Памятники деревянного зодчества на его картинах, словно пожилые люди, наделены характером и красотой, которую можно приобрести только с опытом.
Художник родился 18 февраля 1928 года в Иркутске. В 1956 году окончил Иркутское художественное училище, где преподавал с 1971 по 1974 год. Всю свою жизнь он оставался верен родному городу, который обошел вдоль и поперек с этюдником. Он также был активным участником и почетным членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
«Всем, что есть во мне от художника, – признавался мастер, – я обязан Иркутску. Его старые бревенчатые домишки научили меня видеть цвет во всем богатстве и сложности взаимоотношений. Они подсказали мне и живопись, и колорит – тот сибирский неповторимый колорит, который я не встречал нигде больше. Когда смотришь на старые дома или ворота и представляешь, сколько веков прошумело над ними, когда видишь людей, которые здесь жили, то как бы проживаешь их жизнь, тогда раскрываются тебе красота и смысл прошлого. А прошлое всегда помогает понять настоящее».
– На контрасте с иркутскими улицами мы видим на выставке яркие пейзажи Монголии – его впечатления от посещения этой страны, – отметила искусствовед и куратор выставки Анна Потапова. – Экзотика восточной страны, ее природные особенности, общение с обитателями монгольских степей, переданные в присущем оригинальном характере живописи художника, выросли в серию картин и рисунков. Хотелось бы подчеркнуть, что Анатолий Костовский – редкий тип художника, ведь он сумел выработать, оставаясь верным традициям русской реалистической школы, собственную узнаваемую манеру и неповторимый художественный почерк.
Выставка будет работать до 2 апреля.