О праве на свидания
В адрес уполномоченного по правам человека поступает большое количество обращений, связанных с необоснованным ограничением возможности свиданий с лицами, находящимися в местах принудительного содержания.
Результат обобщения уполномоченным практики подобных обращений позволяет обратить внимание на следующее.
Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
Данное законоположение вводит четкие ограничения, касающиеся периодичности предоставления
свиданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, их длительности, и закрепляет разрешительный порядок решения вопроса об их предоставлении.
В то же время оно не может быть истолковано как дающее правоприменителю возможность отказать в предоставлении свиданий без достаточно веских оснований, связанных с необходимостью обеспечения прав и свобод других лиц, а также интересов правосудия по уголовным делам.
Такого рода отказы должны оформляться в виде мотивированного постановления и могут быть обжалованы прокурору или в суд общей юрисдикции. Об этом, в частности, говорится в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 1 июля 1998 г. № 159-О, от 13 июня 2002 г. № 176-О, от 16 октября 2003 г. № 351-О, от 17 июня 2010 г. № 807-О-О и от 17 июля 2012 г. № 1334-О.
Доводы, например, о том, что лицо не является супругом (-ой) и не имеет с обвиняемым родственных связей, а также то, что лицо, например, допрошено в качестве свидетеля, как основание в отказе в предоставлении свидания, не основаны на нормах федерального закона № 103-ФЗ.
Право на свидание с обвиняемым имеют иные лица, к котором могут быть отнесены, например, сожители.
Статус свидетеля также не является однозначным препятствием для предоставления свидания, если иные интересы следствия не аргументированы в постановлении об отказе в его предоставлении.
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом минюста России от 04.07.2022 № 110 (далее – Правила) детализируют условия предоставления свиданий лицам, содержащимся под стражей, и ограничения, которыми они сопровождаются.
Так, согласно пунктам 176, 177 Правил, свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами проводятся под контролем сотрудников СИЗО в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.
Переговоры подозреваемых и обвиняемых с лицами, прибывшими на свидание, осуществляются через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками СИЗО. Попытка передачи лицами, прибывшими на свидание, сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, является основанием для досрочного прекращения свиданий подозреваемых и обвиняемых (п.п. 188, 188.2).
Таким образом, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Дополнительные запретительные меры, в частности полный отказ в предоставлении свиданий в отсутствии оснований либо по основаниям, имеющим характер предположений, с указанием негативных последствий, на предотвращение которых направлен приведенный выше порядок организации и проведения свиданий, может расцениваться как избыточное, не обусловленное интересами следствия, ограничение прав обвиняемого на личную и семейную жизнь.
Эта правовая позиция отражена в многочисленных судебных решениях по вопросам взыскания морального вреда, причиненного необоснованным ограничением прав обвиняемых на телефонные переговоры и свидания с лицами, перечисленными в части 3 статьи 18 федерального закона № 103-ФЗ.
Светлана СЕМЕНОВА, уполномоченный по правам человека в Иркутской области