Киноинтервью с Вампиловым
Фильм «Саня, драматург» о драматурге Александре Вампилове снимает в Иркутске «Кинокомпания Юрия Яшникова». Это вторая лента документального сериала киноинтервью. Напомним, что первый фильм «Русский Морган» был снят об известном предпринимателе Николае Второве. По словам режиссера Анастасии Зверьковой, главная цель работы – раскрыть образ мыслей драматурга. Съемки проходят при поддержке министерства культуры Иркутской области.
– Название фильма обусловлено тем, что так Александр Вампилов обычно и представлялся, – рассказала Анастасия Зверькова. – По сути, мы реконструируем интервью, которое взял у драматурга в 1970 году известный журналист, уроженец Иркутска, а позднее ленинградец, Лев Сидоровский. Это один из легендарных интервьюеров советской журналистики, общался с Анной Герман, Ростиславом Пляттом, Михаилом Горбачевым и другими.
Лев Сидоровский приехал в родной город, чтобы написать очерк о сибирской молодежи. Будучи заядлым театралом, вечером пошел в драмтеатр и неожиданно для себя обнаружил в афише постановку «Старший сын» Александра Вампилова, фамилию которого никогда не слышал. Спектакль произвел сильное впечатление, и он взял полуторачасовое интервью у драматурга.
– Интересно, что это интервью так и не увидело свет, – отметила Анастасия Зверькова. – Лев Сидоровский написал материал для журнала «Аврора», но во время верстки редактор решил, что интервью слишком большое, и его убрали из набора. У нас есть воспоминания автора об этой истории, и мы решили сделать фильм на их основе, а также на дневниковых записях Александра Вампилова. По сути – это реконструкция того интервью, мы берем на себя риск представить, каким оно было. И нас в первую очередь интересует образ мыслей Александра Вампилова. К счастью, также сохранилось очень много воспоминаний его друзей. Есть книга Андрея Румянцева о драматурге из серии «Жизнь замечательных людей», а также дневники и письма драматурга.
Визуальный ряд фильма, как в «Русском Моргане», будет построен на фотографиях и демонстрации обстановки дома, в котором проходило интервью.
– Известно, что они беседовали в деревянном доме по улице 5-й Армии, который принадлежал региональному Союзу писателей, – отметила Анастасия Зверькова. – Мы очень долго искали на этой улице дом с деревянным окном, но не нашли подходящего, поэтому съемки проводились в Центре современного искусства «Огонь». Там сохранились и деревянные рамы, и стены выкрашены в белый цвет, как нам и хотелось.
Художник-постановщик фильма Тимофей Махнев и реквизитор Дарья Ткач воссоздали в одной из комнат обстановку 1970-х годов.
– Кстати, оказалось, что там раньше была домашняя церковь, и мы посчитали это добрым знаком, – пояснила Анастасия Зверькова. – Ведь церковная тема сопровождала Вампилова на протяжении жизни. Как мы помним, общежитие историко-филологического факультета ИГУ, где он учился, располагалось в здании Харлампиевской церкви. Потом он какое-то время жил напротив Планетария, который был в Троицкой церкви. Отсылки к этой теме есть и в произведениях Вампилова.
В фильме будут использованы элементы анимации, которые создает иркутская художница Екатерина Лазарева.
Авторам сценария Анастасии Зверьковой и Алексею Базюку также хотелось включить в картину голос Александра Вампилова, но оказалось, что возможность найти его запись – это перспектива ближайших 20 лет.
– Несмотря на то что наш герой сам был журналистом, и один из его лучших друзей – Игорь Петров, профессиональный звукорежиссер, коллекционировал голоса известных людей Советского Союза, своего друга он так и не записал, – рассказала Анастасия Зверькова. – А когда в 1972 году Александр Вампилов погиб, Игорь Петров и Евгений Корзун организовали поиски его голоса, но ничего не нашли. Было только одно место, где ему не удалось посмотреть – на Ленинградском радио, которому драматург, по воспоминанию его друзей, давал интервью в 1970-м.
Архивы радио были недоступны для исследователей, потому что относились к категории ведомственных, а не государственных. Такая ситуация была вплоть до 2020 года, пока более 400 тыс. пленок не поступили на хранение в госархив Санкт-Петербурга. Создатели фильма связались с его руководством, и они согласились помочь. Но оцифровка фонда Ленинградского радио рассчитана на ближайшие 20 лет, и если даже голос драматурга найдут, то он вряд ли войдет в фильм, премьера которого состоится уже в 2023 году.