Водевиль с элементами мюзикла
«Это камерная сцена?» – спрашивают артисты у зрителей, войдя в зал уже после начала спектакля. На сцене они проверяют багаж и выясняют, что не досчитались реквизита, декораций, потеряли оркестр, а приму труппы переманил другой театр. К счастью, на прослушивание приходит самодеятельная актриса, и коллектив решает сыграть водевиль с ней в главной роли. Так с помощью приема «театр в театре» начинается спектакль «Сватовство гусара» на музыку Геннадия Гладкова и стихи Юлия Кима.
Спектакль, который показали зрителям 1 марта на камерной сцене Иркутского музыкального театра, стал первой премьерой года.
Поставили мюзикл-водевиль режиссер Анастасия Гриненко и хореограф Дмитрий Якубович из Белоруссии. Они уже знакомы иркутскому зрителю по сказке «Летучий корабль» и мюзиклу-фантасмагории «Мертвые души». Анастасия Гриненко написала либретто по мотивам водевиля Николая Некрасова «Петербургский ростовщик».
– Жанр спектакля экспериментальный – это мюзикл-водевиль, – отметила Анастасия Гриненко. – Поскольку водевиль имеет большой исторический хвост, мы решили стряхнуть с него пыль веков и сыграть средствами мюзикла. Это жанр более современный: сам способ игры немного другой, звукоизвлечение происходит с помощью микрофона. При этом мы шутим над штампами и приемами водевиля. Еще особенность спектакля в том, что сцена компактная, на ней много декораций, при этом нужно работать с большой энергией, но ювелирно.
В основе спектакля любовная история. Гусар Алексей Налимов (Станислав Грицких, Иван Перевощиков) влюбился в дочку ростовщика Лизоньку (Анна Захаренкова, Кристина Рагиль), а девушка ответила ему взаимностью.
– Роль Лизы мне очень нравится, она получается у меня такая добренькая, наивная дурочка в хорошем смысле, – рассказала Кристина Рагиль. – Играть ее было легко, потому что ты сразу представляешь, как бы играл непрофессиональный артист. Какие-то штампы приходят в голову, ты их утрируешь, приспосабливаешь. Еще у нас этот образ сравнивается с Катей Пушкаревой из известного сериала, поэтому у роли появляется дополнительная глубина. целом наш спектакль получился очень добрым и сочетающим в себе лучшие традиции театрального искусства.
Но счастью влюбленных мешает скупой отец девушки Потап Иванович Лоскутков (Роман Лукьянчук, Игорь Переверзев, Станислав Чернышев). Он требует за невесту выкуп, однако находчивый Налимов придумывает интригу с картиной и обманывает жадного папашу.
– Главный конфликт спектакля – деньги любовь, – отметила Анастасия Гриненко. – Вместе со зрителями мы размышляем: возможна ли любовь без денег, и что лучше иметь – сто друзей или сто рублей? Лоскутков у нас воплощает собой жадность, а Налимов – авантюрный герой, он идет на все ради любимой.
– Я по предлагаемым обстоятельствам – самый опытный артист, уже многое пережил, многое бывало, – рассказал Игорь Переверзев. – Мой персонаж Лоскутков – не совсем отрицательный, он крутится, один воспитывает дочку. На мой взгляд, водевиль – выдающийся жанр, который постепенно уходит, но артистам очень интересно работать, ведь это огромное поле для импровизаций.
Как и положено по законам жанра, авантюрный сюжет сопровождают зажигательные музыкальные номера. Герои поют песни, знакомые многим зрителям по известному одноименному фильму с Михаилом Боярским в главной роли. Кстати, звучат они вполне современно. При этом авторы спектакля добавили действию актуальности с помощью декораций и местных топонимов. По задумкам автора сценографии Дмитрия Якубовича и художника по костюмам Юлии Бабаевой из Белоруссии, герои постепенно переодеваются в исторические костюмы. Например, гусары танцуют в старинных доломанах, но современных брюках и обуви. Интересно, что при создании мундиров художники вдохновлялись офицерской формой Иркутского гусарского полка начала XIX века. Поэтому малиновый в их костюмах – это не дань моде, а вместе с черным и золотым – традиционный для этого кавалерийского воинского подразделения цвет.
– В спектакле есть отсылка к местному колориту, потому что водевиль – это то, что утром в газете, а вечером в куплете – такова особенность жанра, – отметила Анастасия Гриненко. – У нас в постановке звучит название местной газеты и обувной компании. Артисты собираются на гастроли в Залари. В дальнейшем, я думаю, история будет обрастать региональными привязками.
В целом спектакль получился очень динамичным и веселым, в нем есть и мораль, и любовная интрига, и добрый юмор.